Вердело, Филипп

Филипп Вердело, устар. Верделот (фр. Philippe Verdelot, родился в Les Loges, Seine-et-Marne, между 1480 и 1485; умер во Флоренции между 1527 и 1532) — французский композитор эпохи Возрождения. Жил и работал в Италии. Один из родоначальников итальянского мадригала.

Очерк жизни и творчества

Биографические сведения о Вердело чрезвычайно скудны. Неизвестны ни год его рождения, ни год его смерти. Принято считать, что Вердело в первом десятилетии XVI века уехал из Франции в Италию (уже в его ранних сочинениях музыковеды не обнаруживают никаких следов современного французского стиля), где работал всю жизнь. Документальные свидетельства о Вердело единичны и ненадёжны. Так, согласно хронике Вазари, в 1511 году итальянский художник Себастьяно дель Пьомбо написал «Вердело, великолепного французского музыканта» вместе с его «товарищем, певцом Убретто». Однако, несмотря на полемику в среде учёных, портрет Вердело, как и личность его приятеля, идентифицировать среди работ Пьомбо не удалось.

В Италии Вердело сначала жил в Венеции, затем (в 1521 году) переехал во Флоренцию, где в 1522-27 годах предположительно служил в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (капельмейстер с 1523). В 1523-24 гг. посещал Рим. В последние годы Флорентийской республики (1527—1532) Вердело (благодаря мощному влиянию Н. Макиавелли, с которым познакомился в начале 1520-х гг.) сочувствовал республиканцам. Это сочувственное отношение просматривается в текстах некоторых его мотетов («Congregati sunt», «Letamini in Domino»), описывающих голод, болезни и прочие тяготы, которые принесла с собой война. Возможно, Вердело погиб во время осады Флоренции имперско-папскими войсками (1529—1530); в любом случае, ни одну его композицию невозможно уверенно датировать после 1530 года (ни по поэтическим текстам самих его сочинений, ни по косвенным биографическим свидетельствам).

Вердело писал в различных жанрах вокальной церковной и светской музыки. Ему принадлежат 2 мессы, магнификат и около 60 (латинских) мотетов. Вердело считается одним из двух (наряду с Костанцо Фестой) родоначальников итальянского мадригала (XVI века); в этом жанре он писал ещё до Аркадельта; наиболее ранние образцы относят к 1520 г. Известны более 140 мадригалов Вердело (примерно треть из них без авторской подписи приписываются ему на основе палеографических и стилистических аргументов) для 4, 5 или 6 голосов, на стихи Ф. Петрарки, П. Аретино, Н. Макиавелли, А. Полициано и других (в том числе анонимных) поэтов. Характерный образец мадригального стиля — мадригал «Ogn’hor per voi sospiro» (на 4 голоса, напечатан в 1534), в простой силлабике и старогомофонной фактуре, с ясными каденциями. Поздние мадригалы (например, «Italia mia») в большей степени используют технику имитационно-полифонической разработки; однако, в них ещё нет мадригализмов, столь типичных для развитых (позднейших) экземпляров жанра. Образец мотета Вердело — «Si bona suscepimus» (на текст из книги Иова; опубликован в 1526) — стилистически родствен ранним мадригалам (простая фактура, силлабика, ясное членение формы, скупое применение имитации и т. д.).

Рецепция

О популярности музыки Вердело свидетельствуют многочисленные её интабуляции (в том числе Антонио де Кабесона) и мессы-пародии позднейших композиторов (в том числе Я. Аркадельта, К. де Моралеса, Ф. Герреро, Ф. де Монте, Н. Гомберта, Палестрины). Инципит мотета Вердело «Sancta Maria succurre miseris» приводит немецкий теоретик музыки Лампадий (в трактате «Музыкальный компендий», 1537); этот пример считается одним из первых в истории музыки образцом печатной партитуры.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также