Апрель 7, 2021 / Комментарии 0 |
Рюрик Александрович Тимофеев (31 марта 1926, Остров, Псковская губерния — 1 октября 2009, Санкт-Петербург) — советский офицер-подводник, участник первого похода атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу, первый Герой Советского Союза среди инженер-механиков Военно-морского флота, кандидат технических наук, инженер-капитан 1-го ранга.
Родился 31 марта 1926 года в городе Остров (ныне Псковской области) в семье служащего. Перед войной вместе с родителями переехал в город Севастополь. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован в Сталинград, затем в Среднюю Азию, в Узбекскую ССР. Работал трактористом.
В 1942 году поступил в специальную школу ВВС в Свердловске (ныне — Екатеринбург), в которой окончил 9 и 10 класс. Поступил в 9-ю военную авиационную школу пилотов в городе Бугуруслан Куйбышевской области (ныне Самарская область), после окончания которой в 1945 году, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Из-за травмы был комиссован из авиации и отчислен со второго курса училища. С мая по июль 1947 года служил рядовым 1045-го отдельного Ново-Георгиевского батальона связи Южно-Уральского военного округа.
В августе 1947 года поступил на первый курс паросилового факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде. В 1952 году, после окончания училища с отличием, получил звание лейтенант и был назначен командиром машинно-котельной группы БЧ-5 эскадренного миноносца «Безбоязненный» Черноморского флота. Затем служил на дизель-электрической подводной лодке.
Почтовая марка из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР», 1970
В сентябре 1954 года был назначен командиром машинной группы в формировавшийся экипаж первой атомной подводной лодки ВМФ СССР «К-3» проекта 627 («Ленинский комсомол»), которая была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»). С декабря 1954 по июль 1955 года офицеры и мичманы экипажа обучались на первой в мире атомной электростанции в городе Обнинске. В марте 1955 года после сдачи экзамена Р. А. Тимофеев получил доступ к самостоятельному управлению энергетической установкой нового типа. В марте 1959 года АПЛ «К-3» была зачислена в состав сил 3-й дивизии подводных лодок Иоканьгской военно-морской базы 1-й флотилии подводных лодок Северного флота ВМФ СССР. В 1959 году за освоение новой военной техники Р. Тимофеев был награждён орденом Красного Знамени, в 1961 году в должности командира БЧ-5 участвовал в первой боевой службе подводной лодки в Атлантическом океане.
С 11 по 21 июля 1962 года в составе экипажа подводной лодки «К-3» командир электромеханической боевой части (БЧ-5) капитан 3 ранга Р. А. Тимофеев участвовал в первом походе советской атомной под паковыми арктическими льдами на Северный полюс (руководитель похода — контр-адмирал А. И. Петелин, командир АПЛ — капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов).
20 июля 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу инженер-капитану 2-го ранга Тимофееву Рюрику Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11123). Присвоение звания Героев, в то время, было исключительной и неожиданной честью, так как после Великой Отечественной войны звание Героя получили только космонавты, а среди военных инженер-механиков флота Р. А. Тимофеев стал первым Героем Советского Союза. Об истории похода подводной лодки к полюсу в 1995 году написал книгу «К Северному полюсу на первой атомной» .
В 1965 Тимофеев окончил факультет кораблестроения Военно-морской академии имени А. А. Гречко, а в 1967 году — адъюнктуру при ней и защитил кандидатскую диссертацию.
В 1967—1981 года работал в Военно-морской академии, с 1967 по 1971 год — старшим преподавателем, доцентом кафедры ядерных энергетических установок и БЭК (ныне Кафедра атомной энергетики и ядерной безопасности объектов военно-морского флота), с 1971 по 1981 год — заместителем начальника факультета кораблестроения — начальником учебной части факультета кораблестроения Военно-морской академии.
В мае 1981 года капитан 1-го ранга Р. А. Тимофеев был уволен из Вооружённых Сил в запас. Работал в Ленинградском отделении Академии наук СССР.
Умер 1 октября 2009 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге (Коммунистическая площадка).
31 июля 2011 года в Пскове был открыт Памятный комплекс «Псковичам — флотоводцам, мореплавателям и строителям Российского флота», где имя и подвиг Р. А. Тимофеева занесены на гранитную плиту.
Читайте также
Кровати с мягким изголовьем: комфорт и стиль в вашей спальне
Аренда крана манипулятора 5 тонн — эффективно и недорого
Домотканый текстиль: что это и какая его роль в создании рушников
Современные производственные компании предлагают большой выбор прекрасных тканей различного состава,
Клининговые услуги: эффективный способ поддержания чистоты и порядка
Horseka Resort — загородный отель с изюминкой в Подмосковье
Подмосковье известно своей красивой природой, живописными пейзажами и возможностью отдохнуть
Болезни домашних кошек: понимание, профилактика и лечение
Из какой ткани делают футболки
Курсы английского языка для детей: важность и преимущества
Ставки на теннис: как увеличить свои шансы на успех
Теннис — это популярный вид спорта, который привлекает множество любителей
Обработка помещений от тараканов и клопов при помощи генераторов горячего и холодного тумана
Мебель для детей: столы, кровати, шкафы и пр.
Мебель для детей – это одна из самых важных составляющих
Маркизы-навесы: удобство и эстетика в одном изделии
Маркизы-навесы — это изделия, которые многие люди выбирают для своих
Pocket Option — торговая платформа для успешной онлайн-торговли
Лечение распространенных заболеваний с помощью медтехники для дома
Причины заболеваний органов малого таза у женщин