Октябрь 12, 2021 / Комментарии 0 |
Освальд Андреевич Стапран (25 января 1901, д. Берково, Витебская губерния, Российская империя — 29 февраля 1984, Москва, СССР) — советский архитектор-конструктивист, один из авторов проекта гостиницы «Москва» и ряда других московских зданий и кварталов.
Родился в 1901 году в крестьянской семье в деревне Берково Витебской губернии. В 1918 году переехал в Москву, поступил на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, который окончил в 1925 году.
Работал в должности архитектора в проектной мастерской № 2 Моссовета. В 1926—1928 годах участвовал в проектировании и застройке квартала «Нижняя Пресня» на Мантулинской улице, в 1930 году — комплекса жилых домов на Писцовой улице. В 1931 году на 2-й Тверской-Ямской улице по проекту Стапрана был выстроен многоквартирный жилой дом кооператива «Сахаротрест», предназначенный для временного проживания приглашённых в СССР зарубежных специалистов в сахарной промышленности.
В том же 1931 году выполненный Стапраном совместно с архитектором Л. И. Савельевым при консультациях Щусева проект победил в конкурсе на строительство гостиницы Моссовета. В 1932—1939 годах Стапран был заместителем архитектора при строительстве гостиницы.
Участвовал в оформлении вестибюлей и зала открытой в 1935 году станции метро «Охотный Ряд». В середине 1930-х годов был слушателем факультета архитектурного усовершенствования Академии архитектуры СССР (ФАУ). В октябре 1935 — январе 1936 года в составе группы окончивших ФАУ аспирантов — ассистентов Академии получил творческую командировку в Европу (Италия, Греция, Франция). Занимал должность главного архитектора института Моспроект ГПИ 7 Госстроя СССР.
В 1939—1940 годах по проекту Стапрана построен жилой дом на Садовой-Самотёчной улице, в 1954 году — павильон «Главхлеб» на ВДНХ.
Умер в 1984 году в Москве, похоронен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища.
Историю строительства гостиницы «Москва» исследователи называют «запутанной» и «до сих пор тщательно не изучен[ной]». Победивший в конкурсе проект Стапрана и Савельева был выполнен в стиле популярного в 1920-х годах конструктивизма и ориентирован на решение поставленных перед конкурсантами задач, в первую очередь, функциональность и удобство. В начале 1930-х годов направление развития советской архитектуры изменилось, начался поворот к классическим линиям.
«Москва» в полной мере отразила то жестокое время, в которое она строилась. Жертвами стали и сами зодчие.
А. Васькин
Параллельно со строительством гостиницы, начавшимся в 1932 году, Стапран и Савельев вели разработку проекта в соответствии с новыми требованиями заказчика. Процесс затягивался, и в конце 1933 года по решению Моссовета к работе был привлечён А. В. Щусев, назначенный главным архитектором строительства. Стапран и Савельев получили распоряжение «полностью подчиняться указаниям т. Щусева». В ходе строительства у архитекторов возникали конфликты. В 1937 году Стапран и Савельев поставили вопрос о нарушении их авторских прав, обратившись в газету «Правда» с письмом, где обвиняли Щусева в присвоении авторства проекта. Письмо положило начало травле Щусева, архитектор был на время отстранён от работы, затем ситуация повернулась в обратную сторону — после требования Стапрана и Савельева убрать фамилию Щусева из списка авторов проекта в готовящейся книге о гостинице «Москва» за Щусева вступилась архитектурная общественность, он был возвращён в проект.
В 1938 году вопрос рассматривался на заседании секретариата правления Союза советских архитекторов, вынесшем решение о равноправном авторстве проекта с перечислением фамилий архитекторов в алфавитном порядке.
С начала 1940-х годов упоминания имён О. Стапрана и Л. Савельева в архивных материалах строительства гостиницы «Москва» отсутствуют.
Москвовед А. Васькин отмечает, что «сейчас трудно определить, в какой части каждый из трёх зодчих внёс свой вклад в проект гостиницы».
По оценке искусствоведа А. И. Комеча, «создан[ная] на рубеже перехода от конструктивизма к подавляющему сталинскому ампиру» архитектура гостиницы «хранит рациональные и приветливые черты традиции 1920-х годов»:
Вероятно, они связаны с творчеством авторов основного проекта — Л. И. Савельева и О. А. Стапрана. Выполненная А. В. Щусевым декорация фасадов была наложена на эти объёмы, но не изменила их характер.
Отмечая существование двух противоположных тенденций в оценках исследователей конца XX — начала XXI века: выдвижения на главную роль А. В. Щусева и полного замалчивания его участия в проекте, и рассматривая их истоки, историк А. Рогачёв указывает на «несправедливость этих крайних течений»:
…Щусев сумел придать фасадам большую живописность, пластичность, что помогло придать зданию облик настоящей столичной гостиницы, вписать его в окружение, сделать более нарядным и приветливым. Однако это ни в коей мере не умаляет значения работы, выполненной Савельевым и Стапраном, которые создали чёткую и логичную планировку гостиницы, а также её своеобразный, запоминающийся силуэт. И сегодня при упоминании авторов гостиницы «Москва» нужно отдавать должное всем троим…
Дом Сахаротреста. Угол 2-й Тверской-Ямской и улицы Чаянова. 2009
Спроектированные О. А. Стапраном жилые дома сохранили своё назначение в XXI веке.
Построенный в 1931 году дом кооператива «Сахаротрест» после Великой Отечественной войны был оборудован отсутствовавшими в проекте Стапрана лифтами, на фасаде здания размещены лифтовые шахты. В 2017 году дом получил статус выявленного объекта культурного наследия как памятник эпохи конструктивизма. По оценке руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А. Емельянова:
Дом Сахаротреста ценен именно тем, что полностью сохранил свою первоначальную объёмно-пространственную, планировочную структуру, а также архитектурно-композиционные решения, характерные для построек в стиле конструктивизма конца 1920-х — начала 1930-х годов.
Вторая очередь работ по строительству гостиницы «Москва» была завершена после войны без участия О. А. Стапрана. В 2003 году гостиница была закрыта, в 2004 году здание демонтировано. В 2005—2008 годах на том же месте возведено новое здание, повторяющее очертания разрушенной гостиницы. Гостиница «Москва» и станция метро «Охотный ряд» причислены к выявленным объектам культурного наследия.
Материалы, связанные с жизнью и деятельностью О. А. Стапрана, находятся в РГАЛИ.
Читайте также
Кухонные гарнитуры: когда нельзя ошибаться
Инвестиции в валюту — без права на ошибку
Почему болят мышцы после тренировки и что делать?
Физиология мышечной ткани такова, что в состоянии покоя она расходует
Wellios, стильная тема для портфолио – портфолио фотографа
Данная тема основана на гибком макете, таким образом Она может
Домашняя одежда должна быть стильной и уютной
Дом – это то место, где все хотят быть самим
Лейкоплакия шейки матки: причины, симптомы, лечение
Имплантация зубов: когда проводится и какие результаты гарантирует?
Потеря одного или нескольких зубов является не только эстетическим дефектом.
Как выбрать кухонную плиту, на что обратить внимание при выборе?
Современность диктует нам свои предложения при выборе новой кухонной плиты.
Adidas Yeezy Boost: всегда на стиле
Yeezy Boost – настоящая легенда в мире спортивной обуви. Лучшие
Эффектно и красиво в летний период стремятся выглядеть все женщины.
Красивая улыбка доступна всем: нейлоновые съемные протезы
Лазерная коррекция: подготовка, показания и противопоказания
Одним из наиболее эффективных способов восстановления зрения является лазерная коррекция.
Пленка для цветов помогает в создании красивых букетов
Не только цветы создают впечатление от флористической композиции. Финишное оформление
Мегаптека на страже вашего здоровья
Быт современного человека значительно облегчило распространение интернета. Не только услуги
Упражнения на растяжение позвоночника – залог ровной осанки
От пластичности и гибкости спины зависит осанка и общее самочувствие.