Департамент железных дорог Шри-Ланки (англ. Sri Lanka Railway Department, сингальский язык : ṃ ලංකා දුම්රිය සේවය īrī Laṃkā Dumriya Sēvaya ; тамильский язык : இலங்கை புகையிரத சேவை), SLR — владелец и основной оператор железных дорог Шри-Ланки. Находится в подчинении Министерства транспорта. Является преемником основанной в 1858 году Государственной железной дороги Цейлона (англ. Ceylon Government Railway).
Протяжённость железнодорожной сети Шри-Ланки составляет 1508 км широкой колеи (1676 мм). Линии соединяют столицу Коломбо с другими населенными пунктами и туристическими направлениями. Некоторые из маршрутов проходят по живописным местам: пересекают водопады, горы, чайные плантации, сосновые леса и мосты.
Железная дорога была построена на Цейлоне британским колониальным правительством в 1864 году. Она предназначалась в первую очередь для перевозки чая и кофе из холмистых регионов в Коломбо. Первой открылась линия длиной 54 км из Коломбо в Амбепуссу. Первый главный инженер дороги Гилфорд Линдси Молесворт стал первым генеральным директором Государственной железной дороги Цейлона.
Основная магистраль получала продолжение в 1867, 1874, 1885, 1894 и 1924 годах, присоединив к сети города Канди, Навалапития, Нану-Ойя, Бандаравела и Бадулла. Одновременно в течение первых ста лет строились ответвления, в том числе в 1880 году — линия до Матале, в 1895 году — линия вдоль побережья, в 1905 года — северная линия, в 1914 году — линия на остров Маннар, в 1919 — линия в долину реки Келани, в 1926 году — линия в Путталам и в 1928 году — линия в Баттикалоа и Тринкомали. За следующие 80 лет значительных изменений железнодорожную сеть не происходило.
Золотой век Цейлонской железной дороги пришёлся на 1955—1970 годы, когда компанией руководил главный механик, а затем генеральный директор Б. Д. Рампала. При Рампале была проведена модернизация основных железнодорожных станций за пределами Коломбо и реконструкция пути в Восточной провинции, чтобы позволило запустить более тяжелые и быстрые поезда. В это время появились экспрессы, многие из которых получили собственные имена, что превратило дорогу в современный и комфортный вид пассажирского транспорта.
До 1953 года на железных дорогах Цейлона использовались паровозы. Техническое перевооружение на тепловозную тягу также произошло под руководством Рампалы.
В конце XX века началось постепенное снижение качества обслуживания. В течение трёх десятилетий дорога плохо содержалась и управлялась. Экономика Шри-Ланки переориентировалась с плантационного сельского хозяйства на промышленность, расширилась автодорожная сеть. С увеличением количества грузовых автомобилей и автомагистралей, предлагавших более быструю перевозку грузов, загрузка железных дорог сократилось, что вызвало большие убытки.
Неспособность внедрить технологические инновации, как произошло на железных дорогах других стран, и проблемы со скоростью, надежностью и комфортом привели к тому, что была потеряна значительная доля пассажирского рынка: к 2011 году она составляла 7 %.
В начале 2010-х годов правительство Шри-Ланки начало 10-летнюю программу развития железных дорог, чтобы вернуть их в удовлетворительное состояние. Для пассажирских перевозок были приобретены новые дизель-поезда. С 2010 по 2012 год прошла модернизация Южной линии, повреждённая во время цунами 2004 года, в результате чего допустимая скорость была увеличена до 100 км/ч. Началось восстановление Северной линии, пострадавшая от почти трёх десятилетий войны; в 2015 году восстановлены участки до Джафне и Канкесантурае. Запланировано продолжение Южной линии от Матары до Катарагамы для обслуживания развивающегося города Хамбантота. Однако в 2015 году был значительно отложен срок строительства линии до Белиатты. В 2011 году началось сотрудничество с ExpoRail и Rajadhani Express для запуска поездов с обслуживанием премиум-класса.
Основу локомотивного парка Железных дорог Шри-Ланки составляют тепловозы. Паровозы, находившиеся в эксплуатации до 1950-х годов, используются только для исторических поездов, таких как Viceroy Special.
Переход на тепловозную тягу начался в 1953 году. К 2011 году в Шри-Ланке не было коммерческих электровозов, однако электрификация была предложена как способ повышения энергоэффективности и надёжности.
Большинство пассажирских вагонов изготовлены румынской компанией Astra Rail Industries или китайской CSR Corporation. На большинстве линий идёт их замена на дизель-поезда дальнего следования CSR Corporation или индийской RITES.
Железные дороги Шри-Ланки предлагают междугороднее сообщение, связывающее крупные населенные пункты, и пригородное сообщение, обслуживающее пассажиров Коломбо. Железная дорога также перевозит грузы. Большинство междугородных поездов имеют несколько классов:
Пригородные поезда обслуживают самые оживленные участки железных дорог Коломбо и его пригородов. Большинство пригородных поездов представляют собой дизель-поезда без разделения мест по классам. В часы пик они могут быть переполнены.
SLR делит свою сеть на три операционных региона с центрами в Коломбо-Марадана, Навалапитья и Анурадхапура. В железнодорожную сеть входит девять линий. В 1950-е годы было запущено несколько именованных поездов.
SLR постоянно несёт большие финансовые потери и не получают прибыли с 1943 года. В мае 2007 года железная дорога заработала около 3 млрд рупий, но потребовалась государственная субсидия в 7 млрд рупий, чтобы сбалансировать бюджет.
Потери связаны с высокими эксплуатационными и инфраструктурными затратами сети викторианской эпохи. Государство является работодателем последнего выбора, из-за чего имеется избыточная занятость и низка производительность труда.
Также для безубыточности необходимы более высокие тарифы. В апреле 2012 года Центральный банк Шри-Ланки призвал государственные предприятия (включая SLR) принять рыночные цены, чтобы уменьшить зависимость от государственного финансирования. Банк призвал улучшить финансовое управление и ценообразование, чтобы сделать железную дорогу более финансово жизнеспособной.
В феврале 2017 года шри-ланкийская газета Sunday Times критиковала SLR за расистские туалеты на станциях. Иностранцы могут пользоваться чистыми туалетами, а жителям Шри-Ланки предлагают плохо обслуживаемые и зачастую антисанитарные туалеты. Вывески ясно выделяют «туалеты для иностранцев» среди других объектов. Согласно статье Sunday Times, объекты для иностранцев находились на станциях Коломбо, Маунт-Лавиния, Бадулла, Хиккадува и Панадура. Секретарь Министерства транспорта Нихал Сомавира сказал, что туалеты для иностранных туристов были модернизированы за счёт средств Министерства туризма. В статье образ мышления руководства SLR характеризуется как наследие колониальной эпохи.
Инфраструктура построена в викторианскую эпоху и почти не обновлялась. Значительные средства расходуются на восстановление, вместо того чтобы тратить их в меньшем количестве на регулярное обслуживание. Вместимость подвижного состава снизилась, что привело к снижению качества обслуживания. С 2007 года железная дорога заказала новый подвижной состав, чтобы уменьшить дефицит мест.
Услуги железной дороги не не интегрированы с другими видами транспорта. В отличие от других транспортных систем, Шри-Ланка не упрощает оформление билетов при пересадке с железнодорожного на автомобильный транспорт и не предоставляет исчерпывающую информацию об автомобильных и железнодорожных грузовых перевозках. Автобусы не предоставляют выделенных услуг для железных дорог, что приводит к изоляции пригородных поездов от автобусов и снижению эффективности.
Интеграция автомобильной и железнодорожной транспортных систем позволило бы сократить трафик и снизить стоимость. Это стимулировало бы использование общественного транспорта и способствовало бы созданию зон, свободных от автомобильного движения.
Зарегистрирован ряд других аварий, в том числе столкновения со слонами в северных областях. Аварии происходили на не оборудованных шлагбаумами железнодорожных переездах. Из 1684 переездов в Шри-Ланке только 527 оборудованы шлагбаумами.
Для предотвратить столкновений поездов SLR начала установку устройств безопасности основе GPS.
Железные дороги Шри-Ланки стали частью популярной культуры с упоминаниями в книгах и телешоу. В 1960-е годы группа Neville Fernando & Los Caballeros исполнила песню о пассажирском поезде под названием «Samuduru Devi». Железнодорожные линии в холмистой местности популяризируются как туристический аттракцион.
Читайте также
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним
Когда начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ 2024: полезные рекомендации
Начало нового учебного года часто становится временем повышенной тревожности как
На чем можно долететь до Мальдив? Регулярный рейс или аренда частного самолета?
Путешествие на Мальдивы — это мечта многих туристов. Острова, утопающие
Зубной имплантат: преимущества выбора при протезировании
Зубной имплантат – это современная технология, предоставляющая возможность восстановить утраченный
Яйцо шоколадное Kinder сюрприз: волшебство, которое завоевало сердца детей и взрослых
Яйцо Kinder сюрприз, безусловно, является одним из наиболее популярных шоколадных
Суши и пицца: почему они так популярны в службе доставки
Службы доставки еды становятся всё популярнее среди людей, желающих насладиться
Пептидные препараты: сущность и области применения
Пептидные препараты стали одним из важнейших направлений в современной медицине