Сопрано

Июль 18, 2021 / Комментарии 0

Драматическое сопрано (итал. soprano от sopra «над, сверх») — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: До первой октавы — До третьей октавы. Переходные ноты: ми2/фа2/фа-диез2.

Голоса «Сопрано» почти всегда отличаются гибкостью и блеском (Г. Панофка).

Также термин «сопранист» употребляется в отношении мужского вокала — контртенора, в наиболее высокой его тесситуре.

Разновидности

В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано.

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развёрнутая, классификация (от нижнего регистра — вверх).

В западной традиции существует более «дробная» классификация. В частности, колоратурное сопрано подразделяют на два подтипа — драматическое и лирическое. Так, партию Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» чаще отдают исполнительнице с драматической насыщенностью в голосе, тогда как Цербинетту в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса традиционно исполняют лёгкие, лирические «колоратуры». В российской традиции подобная дробность отсутствует.

Классические оперные партии сопрано

  • Беллини, Винченцо: Амина («Сомнамбула»), Имоджене («Пират»), Норма («Норма»)
  • Бизе, Жорж: Микаэла («Кармен»)
  • Бородин, Александр Порфирьевич: Ярославна («Князь Игорь»)
  • Вагнер, Рихард Вильгельм: Изольда («Тристан и Изольда»), Зиглинда и Брунгильда («Валькирия»), Эльза («Лоэнгрин»)
  • Верди, Джузеппе: Джильда («Риголетто»), Виолетта («Травиата»), Аида («Аида»), Дездемона («Отелло»), Леонора («Трубадур»), леди Макбет («Макбет»), Абигайль («Набукко»)
  • Гендель, Георг Фридрих: Клеопатра («Юлий Цезарь в Египте»)
  • Глинка, Михаил Иванович: Антонида («Иван Сусанин», она же «Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила»)
  • Гуно, Шарль Франсуа: Маргарита («Фауст»), Джульетта («Ромео и Джульетта»)
  • Даргомыжский, Александр Сергеевич: Наташа («Русалка»)
  • Дворжак, Антонин: Русалка («Русалка»)
  • Доницетти, Гаэтано: Анна Болейн («Анна Болейн»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Мария Стюарт («Мария Стюарт»)
  • Моцарт, Вольфганг Амадей: Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Церлина («Дон Жуан»), Памина, Царица ночи («Волшебная флейта для колоратурного сопрано»), Деспина («Так поступают все женщины»)
  • Прокофьев, Сергей Сергеевич: Наташа Ростова («Война и мир»)
  • Пуччини, Джакомо: Манон («Манон Леско»), Мими («Богема»), Тоска («Тоска»), Чио-чио-сан («Мадам Баттерфлай»), Минни («Девушка с Запада»), Турандот, Лиу («Турандот»), Лауретта («Джанни Скикки»),
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич: Снегурочка («Снегурочка»), Волхова («Садко»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Марфа («Царская невеста»)
  • Рубинштейн, Антон Григорьевич: Тамара («Демон»)
  • Чайковский, Петр Ильич: Татьяна («Евгений Онегин»), Лиза («Пиковая дама»), Иоланта («Иоланта»)
  • Чилеа, Франческо: Андриана Лекуврёр («Адриана Лекуврёр»)
  • Штраус, Рихард: Саломея («Саломея»), Электра («Электра»).

Партии сопрано в опереттах и мюзиклах

  • Штраус, Иоганн: Розалинда, Адель («Летучая мышь»)
  • Кальман, Имре: Сильва («Королева чардаша (Сильва)»)
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также