Август 23, 2021 / Комментарии 0 |
Соломенский Петропавловский мужской монастырь — мужской монастырь Русской Православной Церкви, основанный в 1589 году в Салминском (позднее — Соломенском) Погосте (ныне — жилой район Соломенное города Петрозаводска) на правом берегу пролива, соединяющего Онежское озеро и озеро Логмозеро. В 1764 году преобразован в Соломенский приход.
Монастырь основан в пустынном месте (то есть, в месте, где не было деревень) в 1589 году старцем Касьяном. Монастырь являлся «Особным» (имел «Особный» устав, а не «Общежительный»). Первоначально монастырь был назван Салминским (от карельского слова «салма» — пролив: пустынь находилась у пролива между Онежским озером и озером Логмозером), позднее название трансформировалось в современное — Соломенский. При монастыре был построен деревянный храм во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и четыре кельи.
24 мая 1592 года монастырю дана Тарханная Грамота Новгородского митрополита Варлаама, согласно которой налоги в казну Собора Святой Софии в Великом Новгороде не взимались ввиду «убожества» (нищеты) Соломенского монастыря.
В 1596 году по грамоте царя Фёдора Иоанновича монастырю пожаловано земельное угодье на реке Шуе в деревне Липачевской на Верхнем Бесовце. Монастырь уплачивал в царскую казну оброк до 1605 года «26 алтын, 4 денег».
В дальнейшем монастырю была дана грамота царя Бориса Годунова.
На рубеже XVI и XVII веков в монастыре произошёл пожар.
В 1608 году царь Василий Шуйский дал грамоту монастырю на тот же участок, кроме того, дана земля на Логморучье и в Деревянном, в деревне Олферовской. Оброк с земель не взимался.
В 1614 году «немецкие и литовские люди и русские воры казаки стояли войною», разорили монастырь. К 1617 году часть угодий монастыря поросла лесом.
В 1617 году монастырю дана грамота царя Михаила Романова, в которой говорится, что все прежние земли монастырю даются безоброчно. В 1627 году пашни монастыря находились рядом (в настоящее время здесь расположены улица Пришвина, Лесопильная, Садовая, Прибрежная и Ботаническая улицы). Кроме того, монастырь владел колёсной мельницей «Немецкое колесо», располагавшейся на Логморучье.
В середине XVII века участки монастырской земли в Шуе и Деревянном стали сдаваться в аренду крестьянам.
Во второй половине XVII века монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича. В феврале 1682 года царь Фёдор Алексеевич подтвердил своей подписью прежние царское грамоты. Царь указал, что все земли даны Соломенскому монастырю «в вечное владение».. Строителю монастыря Симеону наряду с владениями в Шуйском погосте пустошью Деревянное, землями за Онежским озером в деревне Олферовской и пустошью Липачевской в Верхнем Бесовце были передан рыбные ловли в Логмозерском проливе.
В начале XVIII века монастырь посетил Пётр I. Царь подарил священнику кресло собственной работы, в обитель были сделаны пожертвования от царевны Софьи или от царевны Прасковьи — белые полотняные священнические ризы и пояс с кистями.
В 1723 году братия монастыря, в связи с малочисленностью, была переведена в «большой» Александро-Свирский монастырь, в Соломенский монастырь назначено «белое духовенство».
В 1725 году Соломенский Петропавловский монастырь был приписан как упразднённый к Новгородскому архиерейскому дому, в 1726 году — к Клименецкому монастырю. Тем не менее, в монастыре появилась братия, «постригшаяся без указу».
В декабре 1740 года монастырь принял «на держание» работник Клименецкого монастыря Василий Анисимов. С 1741 по 1746 годы монастырским хозяйством заведовал служитель Гур Григорьев.
В 1764 году по указу Екатерины II «О монастырских штатах» малые монастыри России были упразднены. Соломенская Петропавловская пустынь была преобразована в Соломенский приход (иные использовавшиеся наименования — Упразднённая Соломенская Пустынь, Заозерский приход).
К 1768 году при пустыни, за оградой, была построена часовня во имя Сретения Господня. В 1775 году на её месте начато строительство церкви во имя Сретения Господня с двумя приделами — Успения Пресвятой Богородицы и Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Царицы Елены. Храм строился в стиле раннего классицизма. Строящаяся церковь стала первым каменным храмом не только в приходе, но и на многие километры вокруг. Строительство шло по завещанию олонецкого посадского, петрозаводского купца Якова Конанова, владельца Вохтозерского, Киворецкого и Топорецкого железоделательных заводов. Церковь возводилась на средства сына Якова Конанова — Ильи Яковлевича Конанова, петрозаводского купца, владельца кирпичного завода в Заозерской волости. В 1778 и 1779 годах петрозаводский иконописец Дмитрий Иванович Кайдалов для строящейся церкви написал иконы. Сретенский храм освящён в 1780 году.
В 1790 году деревянный храм Святых Апостолов Петра и Павла пришёл в ветхость, ввиду чего на его месте была построена новая деревянная пятиглавая холодная церковь. Вскоре рядом был построен тёплый деревянный храм во имя Богоявления Господня. Последний освятить не успели, поскольку в январе 1795 года храм Святых Апостолов Петра и Павла и храм во имя Богоявления Господня сгорели от поражения молнии, также сгорела часть ограды и кельи. Богослужебные книги удалось спасти. После пожара богослужения и исповеди не прерывались.
12 марта 1795 года купец Илья Конанов по прошению «О дозволении построить в Соломенской пустыни Петрозаводского уезда каменную церковь Петра и Павла и об освещении оной» начал строить новый храм — на старом же месте. В делах по строительству храма участвовал священник Ермолай Иванов. В 1797 году церковь была освящена. Рядом с храмом было образовано кладбище, где хоронили православных и лютеран.
В 1854 году в храме Сретения Господня сделан ремонт, крыша покрашена зелёной краской. И в Сретенском, и в Петропавловском храмах были «поновлены иконы».
В 1871 году на берегу Логмозера была выделена земля для строительства лесопильного завода «Громов и Компания», в связи с чем часть доходов лесопильного завода шла на украшение Сретенской церкви. В 1875 году владелец лесозавода Илья Громов выделил средства для ремонта Петропавловской церкви.
В 1890—1891 годах ветхое деревянное крыльцо Сретенской церкви заменено на новое каменное. С колокольни церкви демонтирован шпиль, здание оштукатурено и обелено.
Очередной ремонт Петропавловского храма был произведён в 1896—1899 годах по проекту младшего архитектора Ильи Капустина. На этот раз средства были пожертвованы заозерскими крестьянами-прихожанами. 4 октября 1899 года храм был торжественно освящён Олонецким и Петрозаводским епископом Назарием. В 1900—1901 годах на пожертвования прихожан были приобретены запрестольный крест, серебряная утварь, отремонтирована ограда кладбища.
К началу XX века Сретенская церковь пришла в ветхое состояние. В связи с этим в 1902—1903 годах был организован сбор средств на ремонт храма, к лету 1906 года произведён крупный ремонт на 6000 рублей, установлены печи. Для увеличения площади в церкви с разрешения руководства епархии были упразднены приделы Успения Божией Матери и Святых Царя Константина и Царицы Елены. Активная реконструкция церкви продолжалась в 1910—1913 годах храм был окончательно реконструирован при участии младшего архитектора Маркушевича, при финансовой помощи управляющего лесопильным заводом «Беляев А. П. и Компания» Винидикта Николаевича Чедаева. 22 сентября 1913 года церковь была торжественно освящена Петрозаводским и Олонецким епископом Никанором в присутствии Олонецкого губернатора Михаила Ивановича Зубовского, прихожан Заозерья, настоятелей соседних приходов, протоиерея Николая Кирилловича Чукова и приехавших гостей.
После 1918 года Соломенский приход был преобразован в Сретенское религиозное общество.
31 марта 1993 года зарегистрирован Приход Сретенского храма города Петрозаводска Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви
18 февраля 2000 года Сретенский и Петропавловский храмы признаны объектами культурного наследия — выявленными объектами архитектуры.
В 2003 году на здании Сретенской церкви открыта памятная доска.
13 января 2011 года Местная религиозная организация православный Приход Сретенского храма г. Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Читайте также
Осетинские пироги — традиционное блюдо кавказской кухни
Осетинские пироги — это блюдо, которое на протяжении многих лет
Конгрев (тиснение) на ткани фольгой: когда красиво и практично
Когда нужно вести ребенка к стоматологу?
Родители маленьких детей обычно задумываются о посещении стоматолога только тогда,
Как сохранить здоровье суставов?
Суставы — особые соединения, отвечающие за подвижность и гибкость нашего
Вид дефибрилляции не используемый в педиатрической практике
При резком ухудшении жизненных показателей у пациента часто требуется проводить
Уход за волосами — это важный вклад в своё здоровье,
Выбираем букет цветов правильно
Вкусная выпечка: готовим вафли дома или на заказ
Правильное ведение беременности как залог успешных родов
Беременность не ограничивается только радостным ожиданием. Процесс нужно контролировать, чтобы
Об особенностях выбора микрозаймов
Все более актуальными с каждым годом становятся у населения выдаваемые
Контейнерные поезда — быстро и доступно
Получить больше прибыли и выполнять все процессы бизнеса существенно быстрее
Проведение бизнес-мероприятий как искусство
Достижение поставленных целей при проведении делового мероприятия во многом зависит
Качественное эксклюзивное тату как отражение вашей индивидуальности
История тату насчитывает более шести тысяч лет, при этом еще
Плановая диагностика стоматологического оборудования
Плановая диагностика стоматологического оборудования позволяет обеспечить стабильную, безопасную и длительную