Симфонизм

Симфонизм (производное от симфония, от греч. συμφωνία — «созвучие») — творчество в области симфонической музыки. В советском и постсоветском музыковедении в широком смысле симфонизм трактуется как философско-диалектическое отражение действительности в художественном произведении, в более узком — как метод создания музыкальных произведений, основанный на глубоком и всестороннем раскрытии их художественного замысла, драматургии.

Симфонизм можно понимать, как максимальную гармонию и сочетание в самом широком смысле и не только в музыке.

История возникновения термина

Слово «симфонизм» как производное от слова «симфония» впервые употребил русский музыкальный критик А. Н. Серов, но ввёл это понятие в музыковедческое обращение и тщательно его разработал академик Б. В. Асафьев, согласно которому: «…симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов…»

В качестве определённого эквивалента термина «симфонизм», в английском языке используется иногда понятие «symphonic process» («симфонический процесс»).

Симфонизм — категория историческая, прошедшая долгий процесс образования, активизировавшийся во времена просветительского классицизма в связи с кристаллизацией сонатно-симфонического цикла и характерных для него форм. В этом процессе сыграла особую роль венская классическая школа.

Область применения

Как это следует из самого его определения, понятие «симфонизм» относится отнюдь не к одной лишь только музыке, написанной для исполнения симфоническим оркестром, но имеет в музыкальном искусстве область применения гораздо более широкую, связанную, в первую очередь, с идейно-содержательной стороной любого музыкального произведения, независимо от того, для какого состава исполнителей оно написано.

Таким образом, основными признаками и внутренними качествами симфонизма должны обладать все произведения, относящиеся к области симфонической музыки.

Эти плодотворные идеи Б. В. Асафьева легли в основу дальнейших исследований, связанных с вопросами симфонизма.

В изобразительном искусстве произведения в категории симфонизма создает художник-абстракционист Геннадий Рыбалко («симфоабстракт»).

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также