Сибирь (ледокол, 1938)

Сибирь (построен как И. Сталин) — первый линейный ледокол построенный в СССР. Головной корабль проекта 51 в серии из 4х ледоколов.

История

Конверт с фото ледокола «И. Сталин» (на марке — ледокол «Красин») Почтовая марка СССР, 1940 год: Михаил Белоусов и Иван Папанин

Проект № 51, разработка Судопроекта, руководитель К. И. Боханевич. В качестве прототипа использован хорошо зарекомендовавший себя ледокол «Красин». Проект использовал проверенные решения и учитывал накопленный при эксплуатации «Красина» опыт. Паровые машины строились по британским чертежам, котлы — угольные. «И. Сталин» — головной корабль в серии. Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян») николаевской постройки.

Назван в честь советского государственного деятеля — И. В. Сталина. Вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 года под командованием И. П. Воронина.

На самой первой странице судового журнала № 1 была сделана запись:

«23 августа 1938 года в 7.00 построенный на отечественном заводе ледокол „Сталин“ принят от представителей верфи и вступил в ведение ГУСМП под командованием капитана дальнего плавания В. И. Воронина, о чём составлен генеральный приемо-сдаточный акт. В 8.00 поднят кормовой флаг СССР и объявлены морские вахты».

В 1939—1940 годах капитаном ледокола был Белоусов М. П., совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути.

19 марта 1940 года награждён орденом Ленина (номер 6015).

В годы Великой Отечественной войны ледокол был под командованием капитана советского ледокольного флота Воронина В. И..

В начале 1942 года во время налета немецкой авиации «И. Сталин» получил повреждения и был направлен на ремонт в Сиэтл (США). В 1943 году ледокол работал в Охотском море на проводке судов, следующих из американского Портленда с грузами ленд-лиза, а также в Восточном секторе Арктики.

Ледокол был капитально перестроен в 1958 году во Владивостоке, позднее переименован в «Сибирь». В 1972—1973 участвовал в дальневосточной нефтеразведочной экспедиции. В 1973 году ледокол был сдан на слом.

Капитаны

  • 1938—1939 — Воронин Владимир Иванович
  • 1939—1940 — Белоусов Михаил Прокофьевич
  • 194?-хххх — Воронин Владимир Иванович
  • хххх-1942 — Пономарев Павел Акимович
  • 1947—1952 — Воронин Владимир Иванович
  • 1952-хххх — Вавилов Евгений Анисимович
  • хххх-хххх — Готский М. В.
  • 196х-хххх — Драницын Г. В.
  • 1972—1973 — Макаровский Анатолий Павлович
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также