Родноверие

Родноверие (родная вера, родоверие, родолюбие, родобожие) — ряд близких славянских неоязыческих новых религиозных движений, ставящих своей целью возрождение/реконструкцию славянских дохристианских обрядов, верований и мировоззрения. Основная разновидность славянского неоязычества. Для большинства направлений родноверия характерно представление о большой древности славян, а также славянском (или «славяно-арийском») древнем знании («ведической религии и культуре»), утраченном (часто по воле злых внешних сил), а ныне возрождающемся. Большинство разделяет идею происхождения славян от древних «арийцев» (псевдонаучный синоним понятия индоевропейцы; в родноверии чаще: «арии» или «славяно-арии»), по мнению родноверов, обладавших высокоразвитой культурой.

Существуют различные течения, организации и группы родноверов, которые зачастую не признают друг друга. Если одни направления в целом аполитичны, то другие имеют сильные расистские, националистические и ксенофобские тенденции, провозглашают избранность славян и их превосходство над другими народами, пропагандируют идею «арийской расы» («славян-ариев»), разделяют ультраправые радикально-националистические и неонацистские позиции, антисемитские и антихристианские идеи (евреи рассматриваются как «семитская раса», враждебная «арийской»; христианство — как религия, созданная для порабощения «ариев»). Наиболее широко распространённым символом родноверия является так называемый «коловрат», вариант свастики, который родноверы считают древним славянским символом. В той или иной степени большинство родноверов придерживаются псевдоисторических идей, многие признают подлинность «Велесовой книги» (сочинения, выдаваемого за текст IX века, но признанного научным сообществом фальсификацией XX века) и наделяют её статусом своего рода священного писания. Имеет место также акцент на личный опыт и идеи культурного разнообразия. Националистические и плюралистические тенденции могут сосуществовать в одном течении. В целом другие формы неоязычества, представленные в основном на западе, значительно более либеральны, чем родноверие.

Понятие и классификация

Наименование родноверие используется не всеми славянскими неоязычниками. Встречаются различные самоназвания: родноверы (родноверие), славяне (утверждается, что от «славящие богов и/или предков» или от «(победами) славные» и др.), славяно-арии, славянисты (славянство), русичи, ведисты (ведание, ведизм — утверждается, что от славянского «ведать»), язычники (язычество) и др. Имеются последователи, которые представляют ту же самую религию, но отвергают название «родноверы» и именуют себя как-либо иначе. Часто одни группы родноверов не признают другие, считая родноверами только себя. Однако в работах исследователей, например, этнолога В. А. Шнирельмана, независимо от самоназвания или отсутствия взаимного признания под родноверием понимается совокупность направлений славянского неоязычества, имеющая общность основных идей (стремление к возрождению славянского язычества, «арийские» предки, родовой строй, большая древность славян, древнеславянская письменность и др.). Финский религовед Каарина Айтамурто (Хельсинкский университет) считает, что в ситуации отсутствия взаимного признания разных групп наука не должна становится на сторону одной из них и не рассматривать других как родноверов, если и те, и другие явно имеют общие признаки. Российские учёные чаще используют обобщённый термин неоязычество. Тот же термин применяют многие западные исследователи. Другие, например, Айтамурто, используют в основном термин родноверие как самоназвание, принятое у большинства направлений. Наименование «неоязычество» используется очень немногими родноверами. Некоторые называют себя язычниками, но большинство отвергает этот термин, считая его уничижительным и ошибочным.

Религиовед A. B. Гайдуков разделяет славянское неоязычество на три типа объединений или групп:

  • национал-патриотические, участвующие в политических акциях;
  • природно-экологические, направленные на сближение с природой и восстановление гармонии с ней;
  • этнографическо-игровые, близкие к участникам ролевых игр по мотивам произведений фэнтези, а также стремящихся к реконструкции славянских дохристианских быта, одежды, танца, ратоборств и др. (и не связанных с правыми).

Родноверие представлено всеми тремя этими направлениями.

Религиоведы А. В. Прокофьев, С. Б. Филатов и А. С. Коскелло выделяют в российском славянском неоязычестве несколько групп:

  • «Реконструкторы» и спортсмены — участники военно-исторических клубов, которые занимаются, главным образом, реконструкцией костюмов и доспехов и, в меньшей степени, старинных боевых искусств. Неоязычество для них играет второстепенную роль, как дополнение к костюму. Главный бог — Перун.
  • «Ратоборцы» — неоязычники, которые «возрождают традиции» славяно-горицкой борьбы, так называемого ратоборства. Ключевой фигурой является А. Белов (Селидор). Характерно преобладание спорта над религиозными практиками и неофашистскими идеями, но главное место все же принадлежит неоязычеству.
  • «Фольклористы» — неоязычники, занимающиеся возрождением народных промыслов и искусств, возрождением фольклора, костюмов и др. Интерес к язычеству в основном этнографический.
  • Собственно языческие общины. Основная цель в возрождении языческой идеологии и обрядности.

Религиовед А. С. Коскелло подвергла критике подход, при котором родноверие сводится только к националистическому или расистскому движению. Коскелло выделяет две противоположных позиции родноверов: «глобалистскую» и «антиглобалистскую».

О. В. Кутарев понимает родноверие в более узком смысле. В славянском неоязычестве он выделяет родноверие как самое массовое движение, инглиизм и «одиночек», которые часто называют себя просто «новыми язычниками» и являются сторонниками научного подхода в изучении старого язычества. Они конструируют своё новое язычество с опорой на данные сравнительной мифологии и философских систем других культур, идеи экологичности, светской этики и национальных ценностей.

Социально-экономический статус родноверов существенно варьируется. В их числе есть люди среднего возраста, образованные люди, но, кроме того, малообразованные молодые люди и часто молодые «националисты».

Само наименование «родноверие» (от «родная вера») является не традиционным понятием или результатом самостоятельно словотворчества, а неологизмом, связанным с названиями «Native Religions», «Native Faith», используемыми западными неоязычниками. Так, польское родноверческое объединение Rodzimy Kościół Polski (Родная польская церковь), приняло своё название (зарегистрировано в 1995 году) по аналогии с американской Native American Church (Церковью коренных американцев). Варианты названия родноверия: «rodzima wiara», «rodzimowierstwo» в Польше, «рідна віра» на Украине, «родноверие» в России и др.

Истоки

Родноверие является одним из направлений развития романтического национализма с такими его компонентами, как идеализация исторического или мифологического прошлого конкретного народа (славян), неудовлетворенностью современностью и легкостью перехода в радикальную стадию с постулированием национального превосходства.

В 1818 году польско-российский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в работе «О славянщине до христианства» (польск. O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem) выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян, а Б. Ф. Трентовский в книге «Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной» (Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat) (1848) писал, что славянские боги — ипостаси единого, в том числе христианского, бога.

Родноверие имеет тесную связь с нацизмом, воспроизводя основные его идеи: «арийская» идея, включая идею северной прародины (в родноверии — на Русском Севере, Северном Урале или за полярным кругом); связь своего народа с «арийцами» («ариями») или полное отождествление с ними (в родноверии — «арии», «славяно-арии» и др.); древность своего народа и его расовое или культурное превосходство над другими; свой народ (или отождествляемые с ним древние «арии») рассматривается как культуртрегеры, распространители высокой культуры и основатели великих цивилизаций древности (в родноверии — славянская или «славяно-арийская» «ведическая» технологичная працивилизация, «научившая» всему остальные народы), создатели древнейшей письменности (в родноверии — славянские руны, «буквица» и др.); «арийский» праязык (в родноверии — «славяно-арийский» или древнеславянский), от которого произошли все или многие другие языки мира; опора на эзотерику; ориентация на веру предков (отсюда собственно и язычество); антихристианство (идея, что христиане стремятся поработить народ) и антисемитизм (евреи как «расовые враги»); «арийский» социализм (составная часть идеологии национал-социализма) как наиболее естественный для своего народа (в родноверии — «исконный родовой строй» славян, который мыслится как своего рода «арийский» социализм); символика и жесты, близкие или производные от нацистских и др.

Характерна преемственность с учением Елены Блаватской и в целом с эзотерикой (например, «связь с индуизмом»; синтез «религии» и того, что понимается в качестве науки, близкое к Блаватской учение о расах и др.).

Истоки современного российского родноверия прослеживаются также в поздней советской идеологии и политике, в том числе в попытках внедрения «атеистических» обрядов (что по мысли идеологов было равнозначно «языческим» обрядам), а также в среде альтернативной духовности последних советских десятилетий, у городской интеллигенции, занятой духовными поисками и интересующейся русским фольклором. Идея «арийских» корней возродилась в советский период в среде некоторых интеллектуалов, как близких коммунистической партии (Б. А. Рыбаков, А. Г. Кузьмин), так и диссидентов (Владимир Чивилихин и общество «Память»), но арийский миф ещё не распространялся в широких массах.

В постсоветский период в условиях утраты «великой империи» (СССР), потери земель, влияния и в поисках внутренних и внешних врагов, неоязычество получило распространение в среде националистических идеологов, так же, как в Германии 1930-х годов. В родноверии единство русского народа проходило новою ремифологизацию с обращением за поддержкой к идеям «золотого века», исконной неопороченной Традиции, родной земли.

Учение

Общим местом учения родноверов является идея большой древности славян, а также славянского (или «славяно-арийского») древнего знания («ведической религии и культуры»), в том числе древних текстов, утраченного (часто по воле злых внешних сил), а ныне возрождающегося. Часто считается, что славянская народная среда, в том числе в России благодаря своему «двоеверию» сохранила языческие знания. Поскольку историческая наука оставляет мало пространства для националистической романтики и особенно для постулирования физического или культурного превосходства одних народов над другими, родноверие переходит к поддельным текстам, ненаучным построениям и зачастую к радикальной антинаучной позиции. Эта ситуация является одной из причин связи родноверия как с тем, что в общественном сознании часто воспринимается в качестве «альтернативы» науки: эзотерика, неоиндуизм и др., так и с устаревшими научными концепциями («арийцы» как праиндоевропейцы и др.), в настоящее время постулируемыми в сочинениях жанра фолк-хистори и идеологии нацизма; характерны также экологические идеи. Во взглядах на народ характерен крайний примордиализм. Распространено представление о некой северной (арктической) прародине «ариев».

Большинство родноверов отвергает термин «религия», поскольку религия, по их мнению, постулирует догматизм, который они считают чуждым своей вере. Они предпочитают определять родноверие как веру, духовность, мировоззрение, философию, просто традицию или базовое отношение к миру. В рамках этого мировоззрения, по мнению родноверов, они могут свободно практиковать обряды, исследовать и развивать свою духовность. Одни утверждают, что они не слепо веруют, а «ведают», другие, что обладают сакральным «знанием». Как и большинство форм неоязычества, родноверие почти лишено догм, его приверженцы отстаивают идею свободы сознания. В нём нет явных заповедей или духовных принципов, которые запрещали бы использование современных технологий. Родноверие не требует, чтобы люди верили тому, что противоречит их собственному ощущению и опыту. Некоторые утверждают, что древние язычники не верили, а «ведали». Родноверие не всегда связано с культом каких-то конкретных богов или ритуальной практикой. Некоторые родноверы рассматривают богов как абстракции, как силы природы или архетипы. В то же время такое родноверие может иметь много признаков религии, таких как комплексные ритуальные практики и глубокие богословские дебаты.

Х. Пилкингтон и А. Попов считают, что русское неоязычество нельзя назвать религией в традиционном понимании. Согласно А. В. Гайдукову, родноверие представляет собой субкультуру, комплексное явление, сочетающее в себе религиозное движение, мировоззрение, общественное и политическое движение.

Каарина Айтамурто отмечает, что одни движения и группы являются в большей степени политическими, другие — религиозными. Ряд групп и деятелей почти не исповедуют собственно религию, мало интересуются ритуалами и другими практиками и считают родноверие идеологией или философией. По мнению Айтамурто, менее сведущие в вероучении и менее вовлечённые в обряды родноверы не могут исключаться из понятия родноверия как религии, подобно тому как религиоведение не исключает из числа христиан тех, кто регулярно не посещает церковь.

Как и другие сторонники псевдонаучных идей, родноверы часто считают свои учения «истинной наукой», в отличие от «еврейской» академической науки, которая якобы пишется с целью скрыть от славян «истину» о великом прошлом и превосходстве над другими народами. В русле нацистской идеи об «арийском» праязыке и праписьменности утверждается, что славяне обладали собственной исконной древнейшей письменностью. Под такой письменностью могут пониматься якобы существовавшие славянские руны или «буквица» (исторически слово буквица имеет другое значение — синоним инициала). Распространена идея, что кириллица была создана не на основе греческого алфавита, а происходит от некого исконно славянского алфавита.

В среде умеренных групп также имеют место острая критика христианства и, несколько реже, осуждение «шовинизма» Ветхого Завета, а также ряд других признаков радикального национализма.

Верования и обряды разных групп родноверов весьма различны, общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из псевдоисторичеких сочинений и реже из научных исследований славянского язычества, в особенности монографий Б. А. Рыбакова. Родноверы, близкие к Кругу языческой традиции, не имеют единого мнения по ряду основных догматических вопросов, но видят в этом силу современного язычества. Их мнения по основным вопросам современного язычества собраны в «Изведнике русского язычества» (2003). Согласно родноверам «Изведника»:

Главная угроза для славян в представлении большинства родноверов исходит от евреев как якобы враждебной «ариям» расы («семитов», «семитской расы»). Евреев родноверы, как правило, считают главным источником или проводником мирового зла и своими главными врагами. Многие события мировой истории представлены как результат противоборства «ариев» и евреев. Так, евреи якобы так или иначе ответственны за большую часть войн, возникающих по причине того, что они стравливают «ариев» между собой. Евреи якобы сознательно приводят в действие различные механизмы, вызывающие негативные процессы в современном мире, пытаются установить господство над «ариями», либо вовсе их уничтожить, стремятся завладеть миром или уже владеют им. Действуют они при этом тайно и через посредников — масонов и христиан. В этом контексте происходит демонизация и дегуманизация евреев. Часто они изображаются не просто «иной расой», а некими враждебными существам, не совсем людьми (гибриды преступников всех трёх рас у В. Н. Емельянова, «биороботы», созданные древними жрецами с определённой политической целью и наделёнными генетически ущербными чертами характера у Истархова и К. П. Петрова). Также среди родноверов распространён кровавый навет. По убеждению родноверов, неспособные создать ничего положительного, евреи украли все свои культурные достижения у «ариев». Древнее население Палестины считается «славянами-ариями» или их близкими родственниками, а библейское завоевание этого региона древними евреями трактуется как начало длительной экспансии, имеющей своей целью покорение славян («ариев») и установление мирового господства.

Иудаизм рассматривается как слабое подражание древнему «арийскому» мировоззрению, и многие сторонники этой идеи обвиняют иудеев в «краже» священных знаний у «арийских» предков, включая даже идею монотеизма. Иудейская религия, по мысли родноверов, представляет собой противостоящий природе аморальный избраннический шовинистический культ. Часто утверждается, что в Бог иудаизма мстителен и жесток. Ему противопоставляется доброе божество исконной «арийской (славянской) религии» («мировоззрения»). Это мировоззрение, по мнению неоязычников, включало «арийские» моральные идеалы расовой и половой чистоты, с которыми связывается строгий социальный порядок, основанный на иерархии и корпоративном устройстве общественной жизни, что близко к идеям национал-социализма. По причине распространённости антисемитской идеологии популярными в среде родноверов являются также отрицание Холокоста и антисионизм.

Разрушительными для славян родноверы считают также те явления, которые они связывают с евреями — христианство, глобализацию и общество потребления. Христианство родноверы называют «еврейской религией», чуждой славянину, и не приемлют за его историческую связь с иудаизмом и мораль, призывающую к милосердию и отрицающую идеи приоритета расы и «расовой борьбы». Вопреки христианской идеи «зло внутри нас» в родноверии, в соответствии с нацистской идеологией, с «ариям» связано только добро, а «зло вне нас», зло несут чужие. Утверждается, что иудаизм учит повелевать, это «религия рабовладельцев», а христианство, напротив, — «религия рабов», созданная евреями для забвения «ариями» их «истинной родной веры», и, в конечном счёте, для установления мирового господства. Весь христианский период представляется эпохой порабощения «ариев» пришлыми миссионерами, навязавшими им «рабскую» (христианскую) идеологию. Эти миссионеры родноверами часто рассматриваются как иудеи, «жидомасоны» или их пособники. Популярна идея о том, что евреем был крестивший Русь князь Владимир. Отношение русских родноверов к «русскому народному православию», часто положительное, так как эта «народная вера», благодаря своему «двоеверию», якобы сохраняет «ведическую традицию». Наиболее распространённый лозунг в родноверии звучит примерно как «Мы дети богов, а не рабы божьи».

Той же цели достижения мирового господства служит якобы организованное евреями масонство. Глобализация, по мнению родноверов, стирает национальные различия и отрывает народ от природных корней. Общество потребления разрушает духовные ценности. «Еврейская» (академическая) историческая наука, с точки зрения родноверов, создана для забвения «арийцами» их «истинной истории». Все эти явления, согласно родноверию, были умышленно созданы, чтобы поработить и эксплуатировать славян и другие «арийские» народы или вовсе уничтожить их.

«Арийскую» идею и антисемитскую идеологию поддерживают не все направления родноверия. Антихристианскую направленность имеет абсолютное большинство родноверческих движений.

Некоторые исследователи отмечают идеологическую двойственность родноверия. Многие родноверы негативно относятся к глобализации, и отвергают чужие влияния. С другой стороны, эти аргументы не обязательно исключают сотрудничество или общение с другими культурами. По мнению родноверов, развитие собственной культуры является в числе прочего предпосылкой для подлинного диалога и взаимодействия между разными культурами и нациями.

Ряд родноверов считает, что их движение продолжает старую веру, традицию, которая никогда не прерывалась. Другие признают, что знания о славянском язычестве очень фрагментарны, и в этом случае утверждают существенность не формы или деталей религии, а её духа. Различается степень синкретичности и отношение к синкретизму. Ряд направлений родноверия признаёт заимствованный характер элементов своих учений, апеллируя к недогматической природе родноверия. Другие относятся к идее заимствования чужих традиций негативно. Ряд направлений отрицает наличие синкретизма в своих построениях. Так, инглиисты, одно из самых синкретических движений в родноверии, утверждают, что они исповедуют самую аутентичную веру.

Двойственно отношение к индивидуальности. Родноверы могут быть консерваторами и пропагандировать иерархические социальные модели. Но даже в этом случае они считают, что система должна основываться на личных заслугах, а также на свободе и ответственности индивидов. В среде русских родноверов лозунг «Мы не рабы божьи» направлен не только против христианства, но и против таких мифов, как «русский рабский менталитет» и «вечная русская традиция тоталитаризма». В качестве исконно русской формы правления и демократического наследия России рассматривается вече, от которого отказались якобы в результате иностранного влияния. Родноверы стремятся к социальной солидарности, основыванной на личной ответственности и социальной справедливости, решения и средства для достижения этой цели различаются. Часто проявлением этого стремления является национализм. Однако сфера солидарности может включать в себя все человечество, а в качестве основы солидарности рассматриваться не только этническая принадлежность, но и общая природа и земля.

Ряд направлений родноверия относятся фундаментализму. Однако родноверие, как «природная вера», прославляет разнообразие природы и, таким образом, поддерживает ценности множественности и плюрализма. Идеал «разнообразия природы» может вести к различным выводам. Большинство родноверов признают и ценят культурное, этническое и расовое разнообразие, но для сохранения этого разнообразия предлагают ограничить личную свободу. Этнические различия могут рассматриваться как часть «естественного разнообразия», а межрасовые браки осуждаться как разрушающие это разнообразие.

Идентичность

Во многих направлениях родноверия присутствует «арийская» («славяно-арийская», индоевропейская) идентичность, приобретающая этнорелигиозный облик. «Арийцы» (чаще: «арии», вариант: «славяне-арии») напрямую связываются со славянами. Как и в представлениях, распространённых до середины XX века, «ариями» считаются не только индоиранские народы, но все индоевропейские народы. Утверждается, «арии» (славяне) существовали на протяжении тысячелетий или десятков тысяч лет и являются предками значительной части или всех европеоидов, первым цивилизованным народом, носителями древней высокоразвитой культуры и просветителями всего древнего человечества. «Арии» (славяне) якобы всегда играли центральную роль в расцвете любой из древних средиземноморских цивилизаций. Прародина «ариев» часто связывается с территорией России или с легендарной Гипербореей; в среде украинских неоязычников — с территорией Украины. В некоторых версиях русские или украинцы изображаются первонародом, создавшим культуру, письменность и цивилизацию для всего человечества. Отсутствие подтверждения этого в историографии объясняется конспирологическими теориями: с периода античности Запад стремился скрыть значимость славянской цивилизации и прятал славян под различными названиями: шумеры, хетты, этруски, египтяне и др. Возрождению арийского мифа во многом способствует «Велесова книга». Свастику, а чаще её модификации («коловрат»), родноверы считают древним славянским («арийским») символом.

В этом дискурсе этносы понимаются как группы, различающиеся по крови. В понимании многих родноверов кровь и почва составляют единое целое. В целом для них характерна расиализация окружающей социальной среды. Для многих современных русских и украинских родноверов «раса» представляется фундаментальным понятием, тесно связанным с культурой и историей. Стержнем последней часто объявляется «расовая борьба». При этом «арии» отождествляются с «белой расой» или считаются её лучшей частью или авангардом. Им приписывается миссия спасения современного человечества от порабощения евреями, от природной катастрофы или «белой расы» от «наплыва мигрантов».

Современная русская версия арийского мифа, как и его немецкая и в целом европейская версия, представлена двумя направлениями. В рамках одного колыбелью «арийской» цивилизации считаются степи южной России, в рамках другого — территории ближе к полярному кругу. Южная «теория» близка к идеям славянофилов XIX века: первые «арии», они же будущие русские, создавали мощные цивилизации в степной зоне, от Чёрного моря до Каспия или даже до центральной Сибири. «Арии» часто увязываются со скифами. Северная «теория» непосредственно производна от немецкой модели и почти отсутствовала у славянофилов. По этой версии, колыбелью «ариев» была древняя северная страна Гиперборея, исчезнувшая в результате катастрофы. Населявшая её раса спаслась и мигрировала на территорию будущей России. Гиперборея локализуется на севере России. Сторонники северной «теории» отличаются радикальным расизмом, поскольку арктический миф тесно связан с идеей превосходства первичной «белой расы», наиболее чистыми представителями которой объявляются русские. «Арийская» идея ставит перед Россией задачу построения аналога Четвертого рейха, новой «арийской» империи мирового масштаба.

Арийский миф в славянском неоязычестве является частью одного из глобальных феноменов современности, который заключается в создании «традиций». Возврат к рефлексиям на арийскую тему принимает множество форм. В религиозном плане наблюдается развитие большого числа движений, ориентированных на «воссоздание» древнего славянского язычества, например в облике «Русского национального социализма» Алексея Добровольского (Доброслава); в историографическом плане — стремление демонстрации «славного арийского прошлого русов»; в политическом плане — медленный перенос «арийских» аллюзий из среды экстремистских националистических партий ультраправого толка в политический инструментарий более умеренных групп, наппример, Партии духовного ведического социализма Владимира Данилова.

Широкая общественность часто не способна увидеть идеологический фон арийского мифа и его исторические связи с нацизмом. В России «арийское возрождение» связано с тезисом о необходимости знать своё национальное прошлое. «Арийская» идея часто воспринимается как проявление интереса широкой общественности к истории, религии и культуре древних славян, и в таком понимании встречает всестороннюю поддержку. Сторонники арийского мифа используют потребность в разработке национальной идеи, предлагая концепцию древности и исторической непрерывности существования народа, которая позволила бы пережить идейный кризис, вызванный исчезновением Советского Союза.

Учёные указывают на псевдонаучный характер «арийской» идеи. Нет доказательств существования «арийской расы» и высокоразвитой «арийской» цивилизации. Исторические арии являются предками только индоиранских народов, то есть они являются не предками или потомками германцев, славян, кельтов и т. д., а народами, имевшими с ними общих предков в лице древних индоевропейцев. Славяне надежно не фиксируются в археологических материалах и письменных источниках ранее VI века, хотя данная этническая общность могла существовать и ранее. Праславянский язык имеет более раннюю историю, но нет оснований считать его древнее ближайших родственных ему языков. Также нет оснований для идеи о физическом или культурном превосходстве славян.

Космология и пантеон

В восточнославянском родноверии часто присутствует триада Явь, правь и навь, заимствованная из «Велесовой книги» (и, соответственно, вымышленная её создателем-фальсификатором). Мир разделяется на Явь (явный мир, где живут люди), Правь (мир светлых богов) Навь (мир, в котором обитают тёмные божества).

Большинство родноверов почитают таких богов, как Род, Сварог, Дажьбог, Перун, Велес, Жива, Коляда, Купала, Лада, Макошь, Марена, Святовит, Семаргл, Стрибог, Белобог, Чернобог, Ярила, Хорс. Главным богом часто считается Род. Источником здесь служат, в частности, труды Б. А. Рыбакова, согласно которому Род выступал в качестве главы пантеона древнеславянских богов. Однако в источниках по язычеству древних славян бог Род не прослеживается. В целом, большинство «родноверческих» богов в древнеславянском язычестве неизвестны и в качестве богов представляют собой фольклорные персонажи или конструкты, созданные в разные периоды. Помимо Рода, это: Троян, Ладо (Лада), Купала, Коляда, Ярила, Марена и ряд других (в отличие, например, от Перуна и Велеса, фиксируемых в аутентичных источниках).

Родноверы также используют идеи, принципы и терминологию других религиозных систем. Часто присутствует идея монотеизма, например, Всебог в объединении «Схорон еж словен». Родноверческая концепция «древнеславянского монотеизма», в рамках которой все боги считаются проявлениями единого бога, заимствуется из «Влесовой книги», где, в свою очередь, заимствован из индуизма и «арийского христианства». Монотеизм может сочетаться с пантеизмом (в том же «Схорон еж словен»). Прослеживается влияние неоиндуистских течений. Иногда имеются заповеди (например, в инглиизме). В ряде течений, под влиянием того же «арийского христианства» присутствует видоизмененная идея Троицы («триединство трех триединых троиц» В. Н. Емельянова); заимствуются и другие христианские идеи. В ряде случаев используется «руническая магия» и иные элементы западного неоязычества. С идеями «природного арийского социализма» и природных «арийских» (славяно-«арийских») корней связано почитание родноверами природы.

Родноверы «Изведника», помимо прочих, признают и Единого Бога, полагая, что «остальные боги есть лишь его лики, ноумены, воплощения, ипостаси». Но «это — не бог в строгом политеистическом понимании, а понятие, подобное Космосу у античных философов». Он — «не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная». Большинство родноверов называют этого «единого бога» Родом, другие Сварогом, третьи — матушкой «при-Родой», четвёртые — «Триединосущим Великим Триглавом», который «может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дид-Дуб-Сноп».

При этом Дмитрий Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера») использует известие Славянской хроники немецкого миссионера XII века Гельмольда:

Триада «Явь, правь и навь» из «Велесовой книги», но трактуется Гавриловым уже без ссылки на источник в рамках философии Гегеля как тезис, синтез и антитезис. Уже после издания «Изведника» Гаврилов признал, что термин «правь» не встречается в достоверных источниках и является лексическим нововведением, однако высказал уверенность в том, что «третья составляющая триады» была, но называлась как-то иначе.

Вопрос о строении славянского пантеона, родственных связях богов порой вызывает трудности в понимании у неофитов:

Того же мнения представители украинской «Родной Православной Веры» (то есть «правь-славящие»), которые почитают единого бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Главное религиозное учение этого течения называется учением о Триглаве, что выражает триединство «Прави, яви и нави».

Загробный мир

Рассказы родноверов «Изведника» о загробном мире всегда упоминают Ирий (рай) и Навь. Наиболее развернутую версию даёт Дмитрий Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера»):

Обряды и праздники

Обрядная деятельность родноверов многогранна и сильно варьируется от общины к общине. Обряды внешние — праздные, с привлечением большого количества народа, и обряды внутренние, которые проводят либо лично сами родноверы, либо их малые группы. Например, первый съезд «Круга языческой традиции» завершился ритуальным действием на природе: родноверы жгли огни, били в бубны и приносили «требы» богам, присутствие которых символизировали идолы, а также «причащались» хмельным напитком из круговой чары-ковша.

По мнению «Изведника», практически все «языческие» объединения России празднуют четыре солнечных праздника:

  • Коляда (зимнее солнцестояние),
  • Комоедица (весеннее равноденствие),
  • Иван Купала (летнее солнцестояние),
  • Таусень (Богач, Вторые Осенины, Руень — осеннее равноденствие).

Между ними есть промежуточные великие праздники, посвящённые богам славян:

  • Перунов день в конце июля или начале августа,
  • Мокоши день — в конце октября или начале ноября,
  • Велесовы дни празднуются 2, 6 января, 17 февраля.

Отмечаются дни поминовения предков, один из которых приходится на 30 апреля—1 мая и называется Красной Горкой. Родноверы отмечают в году не менее пяти таких дней, именуя их Дедами: Вешние Деды (Радуница), Трояцкие Деды, Дмитровские Деды, Рождественские Деды и так далее.

Среди прочих проводятся обряды «очищения» («раскрещивания», «возвращения к религии предков») и «имянаречения» (получения нового славянского языческого имени).

Культ инглиизма включает крещение водой, огнём и Святым Духом, повседневные и праздничные богослужения, обряды причастия, очищения, покОяния и др.

Календарь

Большинство родноверов использует григорианский календарь. В русском языке названия месяцев восходят к латинским, однако в некоторых славянских языках названия месяцев имеют славянские корни:

Полагая, что эти названия сохраняют древние названия месяцев, родноверы именуют месяцы «по-славянски», следуя, например, реконструкции А. А. Добровольского (Доброслава). Существует несколько вариантов выбора календарного отсчёта. Наиболее распространённая — это 2409 год до н. э., то есть от легендарного основания «Словенска Великого», реже — от исхода славян из Арконы.

Наиболее псевдонаучный календарь, якобы унаследованный от древнерусской культуры, разработан движением инглиистов. Согласо их учению, календарь (лат. calendarium) был перенят древними римлянами от ещё более древних славян и означает — «Каляды дар». Разработан собственный календарь, как считают инглиисты. Год начинается в день осеннего равноденствия 20 сентября и состоит из 9 месяцев, в которых чередуются 40 и 41 день. Неделя состоит из 9 дней, 7-й и 9-й считаются выходными.

Символика

Каждая община имеет свою символику. Наиболее популярным символом, в соответствии с «арийской» идентичностью родноверов, является свастика, иногда четырехлучевая, идентичная немецкому хакенкройцу, но чаще шестилучевая или восьмилучевая. Свастика, чаще восьмилучевая, именуется «коловрат». Утверждается, что корень слова «коло» на др.-рус. означает «солнце».

Четырехлучевая свастика и некоторые другие её варианты встречаются в славянской культуре. Однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего аутентичность восмилучевой свастики той формы, которую используют родноверы, как и использование слова «коловрат» для обозначения свастики. «Коло» в славянских языках не имеет такого значения. Слово «коловрат» — неполногласное, что означает его происхождение из церковнославянского языка, а не из древнерусского.

Рисунок восьмилучевой прямоугольной вариации свастики впервые зафиксирован в 1923 году у польского художника Станислава Якубовского на одной из его гравюр по языческим мотивам. Сам он называл символ «солнышко» (польск. słoneczko). Характер его рисунков имел псевдонаучные признаки и являлся художественным вымыслом.

Первым славянским неоязычником-националистом, назвавшим в начале 1990-х годов четырёхлучевую свастику «коловратом», а позже перенёсшим название на введённую им восьмилучевую прямоугольную свастику, был диссидент А. А. Добровольский («волхв» Доброслав). По мнению религиоведа Р. В. Шиженского, Доброслав воспринял идею свастики из работы нацистского идеолога Германа Вирта — первого руководителя Аненербе. Восьмилучевой «коловрат», якобы языческий знак Солнца, состоящий из двух наложенных друг на друга свастик, Добровольский (1996) объявил символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против «жидовского ига». По мнению Добровольского, смысл «коловрата» полностью совпадает со смыслом нацистской свастики. Также в интерпретации родноверов это символ связи с высшим миром.

Этот символ стал наиболее распространённым у русских родноверов. Причём в этой среде популярна идея, что германские нацисты якобы украли свою символику, включая «коловрат», а также саму «ведическую религию», у славян.

В 2001 году неоязыческая группа «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ) сделала восьмилучевую свастику-«коловрат» («колядник») своей эмблемой, вместе со сдвоенной якобы «славянской руной» «Сила», повторяющую символ СС.

«Православное» родноверие

Некоторые родноверы именуют себя «православными». Термин «православие» отрывается ими от христианства и трактуется как «Правь славим», где под «Правью», в соответствии с «Велесовой книгой», понимается небесный мир богов (часть триады «Явь, правь и навь»). Православное христианство они считают названием «двое-веры», объединения «православия» родноверов и христианства, которое якобы господствовало в Древней Руси.

А. И. Асов, один из переводчиков и популяризаторов «Велесовой книги», создал на её основе «славянорусскую (славяноведическую) идею», согласно которой исходная «ведическая» традиция, по его мнению сохранённая в «Велесовой книге», лежит в основе большинства современных религий, исказивших эту традицию. Асов считает Иисуса потомком Ария Оседня, внуком Дажбога, упомянутых в «Велесовой книге» (вариация «арийского христианства»). По утерждению Асова, «ведисты [признающие подлинность «Велесовой книги»] верят (и ведают), что и до Иисуса Христа к славянам и др. народам приходили Сыны Бога. Приходил также Мессия Сын Божий и через 400 лет после Христа» — князь Русколани Муж Правый Бус Белояр. Крест считается им «ведическим» символом.

Именно в значении «Правь славим», но с опорой на собственную мистификацию, «Славяно-Арийские Веды», понятие «православие» используется движением «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов» (инглиизм), которое называют себя также «староверами».

«Православные» родноверы в России — Владивостокская славянская родноверческая община «Щит Симаргла», на Украине — «Родове Вогнище Рідної Православної Віри».

Лев Прозоров (Озар Ворон), отвечая «правь-славящим», заявляет:

Само же слово «православный» было калькой греческого «ортодокс», в свою очередь бывшего калькой с… иудейского «иехудим», как ни грустно это будет слышать иным «славящим Правь» неоязычникам

Эту точку зрения разделяет также Круг языческой традиции.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также