Ограждение выдвижных устройств

Ограждение выдвижных устройств (ограждение рубки, ограждение рубки и выдвижных устройств,амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.

На подводных лодках постройки СССР и России ограждение выдвижных устройств объединено с ходовым мостиком, используемым в надводном положении. На современных иностранных подводных лодках ходовая рубка, из которой производится управление кораблём, расположена внутри прочного корпуса, совместно с главным командным пунктом, а не внутри ограждения выдвижных устройств, вследствие чего «ходовой рубкой» их ограждение выдвижных устройств формально называться не может. Тем не менее, в ограждении выдвижных устройств всегда предусмотрены места для экипажа, будь то наблюдатели, сигнальщики, лоцманы и т. д.

Выдвижные устройства

Исторически первым выдвижным устройством подводных лодок являлся перископ как единственное средство наблюдения за обстановкой на поверхности. Первоначально он был один, когда лодки стали автономнее — начали делать два, для дублирования и разделения — один был менее заметным и использовался для максимальной незаметности, его называли перископ атаки, другой был больше, заметнее, но давал более светосильное изображение в широком секторе обзора, он мог использоваться в относительно спокойной обстановки для наблюдения за воздушной обстановкой, поэтому его называли перископ зенитный. Во время Второй мировой войны к выдвижным устройствам добавился шнорхель, а после войны — выдвижные радиоантенны различных диапазонов и мачты астронавигационных комплексов — по сути большие светосильные перископы для наблюдения небесных светил, совмещённые с приборами измерения углов. Иногда в годы мировых войн как выдвижные устройства изготавливали и орудийные установки, скрывающиеся при погружении в специальных водонепроницаемых шахтах.

Галерея

  • Подводная лодка «Камбала», 1904 год. Виден один перископ в небольшой надстройке.

  • Подводная лодка «Лембит», 1937 год. Два перископа и заваливающаяся радиомачта.

  • Подводная лодка Б-396, 1980 год. Подняты два перископа, шахта РДП, мачта астронавигационного комплекса, радиоантенны.

  • Подводная лодка типа «Готланд», 1995 год. Видны как поднятые устройства, так и крышки не поднятых.

  • Подводная лодка USS New Hampshire (SSN-778), 2008 год. Внешний вид выдвижных устройств современных подводных лодок США.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также