Маркиан Кирский

мариМаркиан (др.-греч. Μαρκιανός; лат. Marcianus; IV век) — христианский подвижник, сирийский пустынник, преподобный.

Сведения о жизни Маркиана сообщает Феодорит Кирский в 3 главе своей книги «История боголюбцев». Маркиан родился в городе Кире, в Сирии. Маркиан был знатного происхождения, он жил вместе со своими благородными родителями; Феодорит Кирский пишет о том, что Маркиан жил во дворца. Маркиан имел великое и красивое тело. Оставив прежнее жительство, Маркиан выбрал для своего проживанию пустыню, в которой устроил малую и даже несоразмерную со своим телом хижину; он обнёс её небольшой оградой, затворился в ней навсегда, прервав всякое общение с людьми и имея душу, украшенную светлым умом, всю любовь он перенёс на Бога, возжелав одного только Божественного. Простившись со всем прежним, он избрал самое сердце. В хижине Маркиан проводил время в посте и молитвах. Пищей Маркиана был один хлеб, и притом вкушал он его в определённой мере; он фунт хлеба, разделив на четыре части, назначал себе на четыре дня, и каждый день были ещё остатки. Ел он однажды в день вечером, и никогда не есть досыта. Постом для себя он считал постоянный голод. Некоторое время Маркиан жил один, а позже принял к себе в келью и жил вместе со своими двумя учениками, имена которых — Евсевий и Агапит. Так как келья Маркиана была очень тесной для троих, то Маркиан разрешил своим ученикам построить рядом с ним келью, в которой оба его ученика жили вдвоём.

Ученик Маркиана — Агапит переходит к Апамею, в большое и многолюдное селение Никерти (др.-греч. Νικέρτη); в нём Агапит устроил два монастыря, один из которых назван его именем, а другое — именем дивного Симеона, который пятьдесят лет блистал своим любомудрием. В 440 годах в этих монастырях проживало более 400 людей. Ученик Маркиана — Агапит стал впоследствии епископом.

Рядом с Маркианом собираются ученики и образуется монастырь, этими монахами управлял Евсевий, он принял на себя заботу об учителе Маркиане; и он один получил право навещать иногда его. Маркиан пользовался громадным уважением среди архиереев. Феодорит Кирский описывает один случай к нему для душевной пользы однажды вместе пришли Флавиан, патриарх Антиохийский; Акакий, епископ Верои; Евсевий, епископ Халкидонский; Исидор, епископ Кирский; Феодот, епископ Иеропольский. После беседы и совместной молитвы с Маркианом, архиереи хотели рукоположить его во иерея, но не решались возложить на него руки; все предлагали сделать это друг другу, но, тем не менее, каждый отказывался, и они затем удалились. Маркиан людей при помощи своих проповедей отвращал от ересей, таких как аполлинаризм, арианство, савеллианство, мессалианство. Старца Авраамия Маркиан сумел убедить праздновать Пасху согласно определению Никейского собора. Многие люди повсюду устроили для Маркиана надгробные часовни (место для его захоронения): в Кире — его племянник Алипий, в Халкидоне — некая благородная и богатая Зиновиана; и многие другие сделали тоже, стараясь привлечь к себе подвижника. Маркиан, узнав об этом, призвал Евсевия и обязал его клятвой, чтобы он положил его тело в тайном месте и чтобы никто, кроме двух ближайших его сообщников, не знал, где он похоронен до тех пор, пока не пройдёт значительное число лет.

Маркиан носил вериги весом восемьдесят фунтов. Ученики подражали ему. Агапит носил вериги весом пятьдесят фунтов. Евсевий носил вериги весом сто двадцать фунтов. После смерти Маркиана и Агапита Евсевий, взял их вериги и носил их вместе со своими. Маркиан возрастил ученика Василия, который спустя много времени возле города Селевковила (др.-греч. Σελευκόβηλος) (англ. Seleucia ad Belum) создал иноческую обитель. Феодорит описывает случаи изгнания бесов Маркианом.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также