Крокодилы в Восточной Европе

Крокодилы в Восточной Европе — городская легенда, согласно которой на территории Белоруссии, а также западной части России (в частности, Новгородская, Псковская и Тверская области) и Прибалтики вплоть до конца XIX века жили крокодилы или же другие существа, внешне напоминающие крокодилов.

Крокодилы в Белоруссии и Прибалтике

В исторических источниках, относящихся к разным периодам, а также в белорусских народных преданиях, детских играх и хоровых песнях неоднократно встречается информация о крокодилах или крупных ящерицах, встречавшихся на территории современной Белоруссии.

Австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, дважды — в 1517 и 1526 годах посещавший русские земли, в аналитическом обзоре «Записки о Московитских делах», где он подробно описал Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское, упоминал о Жемайтии следующее:

Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites). В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено.

В 1589 году английский дипломат Джером Горсей в книге «Записки о России» написал, что во время одного из его визитов в Россию в районе границы современных Польши и Белоруссии он обнаружил на берегу реки труп крокодила и при попытке его изучить серьёзно заболел:

Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился.

В формуляре второй половины XIX века, в котором описывалось имущество одной из белорусских церквей, упоминается о скелете крокодила:

Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не желтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой — некий звериный, яко крокодилец. Лежали рядышком, а меж ними много кралей рассыпано.

Согласно легенде, в Татарском болоте, располагавшемся в черте города Минска, обитали крупные ящерицы чёрного цвета, напоминавшие крокодилов. По размеру они значительно уступали африканским крокодилам, их длина достигала всего полуметра (ср. Тупорылый крокодил). Однако эти животные были довольно агрессивными. Во время часто случавшихся разливов Свислочи существа выползали из болота на улицы города и могли покусать людей. Последний минский «крокодил» был убит в 1885 году, после чего его чучело было помещено в кабинет директора одного из городских реальных училищ. Однако в годы Первой мировой и Гражданской войн оно бесследно исчезло. На картах Минска конца XVIII — начала XIX веков показано болото Староречица, располагавшееся к северо-западу от замчища. Второе его название — Татарское — было связано с компактным проживанием в этом районе крымских татар, предки которых были взяты в плен в ходе Клецкой битвы 6 августа 1506 года. Этот район Минска назывался Татарская Слобода, также встречались названия Татарский конец и Татарское предместье. На картах Минска 1898—1903 годов Татарское болото уже отсутствует. В настоящее время в этом районе расположен Дворец спорта.

Крокодилы в России

В русских летописях также неоднократно упоминаются крокодилы. Обычно это слово встречается в форме «коркодил» (вероятно, в результате неточной транслитерации с др.-греч. κροκόδειλος).

Например, во Первой Псковской летописи упоминается о нашествии крокодилов в Пскове в 1582 году:

В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день.

В Мазуринском летописце упоминается метафорическое описание, согласно которому сын Словена Волхов, в честь которого была названа река Волхов, обладал способностями оборотня и мог перевоплощаться в «коркодила»:

Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша.

«Коркодил» упоминается и после смерти Волхова:

со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся.

Известно, что на территории современных Новгородской и Псковской областей у язычников был культ ящера. По легенде, до создания в Великом Новгороде святилища Перуна в 983 году, на его месте находилось святилище некоего «коркодила». С обитавшими в этих и других местах рептилиями археолог и исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Борис Рыбаков связывал названия озера Ящино, деревни и реки Ящера, деревень Большая и Малая Ящера, села Спас-Коркодино и других.

Также известна легенда про арзамасского монструза, засвидетельствованная в летописи города Арзамаса, подписанной земским комиссаром Василием Штыковым:

Лета 1719 июня 4 дня в уезде буря великая, и смерчь, и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божиим гневом опаленный, и смердел отвратительно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…

Согласно описанию, существо имело короткие лапы и пасть с большим количеством острых зубов, к тому же, от него исходила сильная вонь. Всё это говорит о том, что оно было схоже с гивоитами, о которых упоминал Сигизмунд фон Герберштейн, и с ядовитым крокодилом, описанным Джеромом Горсеем. Однако находка затерялась в архивах Кунсткамеры либо вовсе не добралась до неё. Есть полушуточное предположение, что перевозившие бочку вскрыли её и выпили её содержимое.

26 июня 1889 г. крестьяне деревень Чеболакша и Лукин Наволок Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне — Кондопожский район Республики Карелия) наблюдали в Чеболакшинской губе Онежского озера зверя, похожего на крокодила (один из крестьян видел такого же зверя в книге про Африку).

Мнение учёных

Крокодилы не могут жить на территории России или Белоруссии, так как они не способны переносить холодные зимы, температура для их жизнедеятельности должна превышать +11 °C. При температуре ниже +20 °C многие крокодилы лежат неподвижно. Для нормального развития крокодильих яиц необходимо, чтобы в течение 90—100 дней температура держалась на уровне +25 °C, что невозможно на территории Восточной Европы. По данным герпетолога М. Б. Ефимова, последние крокодилы исчезли с территории России примерно 15 миллионов лет назад. Последним местом их обитания была территория Новгородской области.

Относительно упоминания в Новгородской летописи о «коркодилах» в Пскове существует версия, что это метафора, описывающая смерть сына Ивана Грозного Ивана, о которой упомянуто ниже, хотя с этим согласны не все.

Также есть предположение, что крокодилы в реке Великой действительно были, однако, вероятнее всего, они сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран, возможно в Сирию. Стоит отметить, что в Сирии крокодилы также не водятся, однако их вполне могли держать и продавать знатные арабы. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в данной летописи. Кроме того, поядоша означает покусать, а не съесть, что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами. Ошибку считают маловероятной вследствие того, что в те годы в России было известно, кто такие крокодилы. Крокодил был описан в Хронике византийского монаха Геогрия Амартола в IX веке, которая уже в XI веке была переведена на старославянский язык. Также описание крокодила встречалось в книге Хронограф 1512 года. Подробно описал этих рептилий и купец Василий Позняков, посетивший в 1559 году Египет в составе русского посольства. В 1582 году, к которому относится упоминание о нашествии крокодилов, в Египте побывал и дворцовый дьяк Трифон Коробейников.

Согласно описаниям «крокодилов», якобы обитавших до конца XIX века в Минске, они больше напоминали не крокодила, а ихтиостегу — животное из рода вымерших челюстноротых из семейства Ichthyostegidae клады тетраподоморфов (Tetrapodomorpha), живших в девонском периоде и представляющий собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями (между кистепёрыми рыбами и первыми наземными позвоночными). Лапы ихтиостег были мало приспособленными к ходьбе и, возможно, выполняли функцию плавников. Также у них имелся хвостовой плавник и ряд органов чувств, функционирующих только в водной среде. Тело ихтиостег покрывали мелкие чешуйки. Однако, согласно официальным данным, ихтиостеги вымерли ещё 360,7 миллионов лет назад. Поэтому тот факт, что они дожили до конца XIX века, кажется довольно сомнительным.

По мнению писателя Николая Непомнящего, исчезновение в недавнее историческое время крокодилоподобных существ, населявших Восточную Европу, связано с почитанием и обожествлением их язычниками и последующей борьбой с язычеством со стороны христианства, в результате которой эти ящеры были полностью истреблены человеком:

Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! Дело в том, что для насаждаемого в XI—XVI веках … христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, так как убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог, скорее всего, быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады».

Есть версии и о природных причинах исчезновения ящеров в Восточной Европе, такие как эпидемии, изменения климата и т. д..

Современность

Криптозоологи убеждены в том, что в непроходимых болотах Новгородской области, где полно малоизученных озёр, некоторые из которых расположены в тектонических разломах и могут иметь «второе дно» и глубину в 150—200 метров, «крокодилы» обитают и в настоящее время. Местные жители нередко замечают крупные следы, похожие на следы птиц, только пятипалые, а также борозды на влажной почве, ведущие к воде. Также они замечают странных животных длиной до двух метров в воде, однако чётко рассмотреть их, как правило, не удаётся. На берегах водоёмов зоологами обнаруживаются странные норы, которые якобы используются крокодилами для зимовки. Криптозоологи считают, что здешние крокодилы впадают на зиму в спячку подобно китайскому аллигатору. Официальная наука относится к подобным встречам и возможности обитания крокодилов в России скептически.

Периодически в интернете появляются не вызывающие доверия сообщения о крокодилах в Белоруссии.

27 января 2017 года в программе о погоде и природе «Телебарометр» на телеканале Беларусь 2 сообщилось, что один из подписчиков на группу программы во ВКонтакте прислал фотографию крокодила, якобы оставшегося зимовать на болоте в Червенском районе. Также было сказано о попытке добавить подобную информацию в Википедию. Однако обман был быстро раскрыт — фотографии, аналогичные тем, что присылал подписчик, были обнаружены на одном из зарубежных сайтов. Тогда пользователь решил сфальсифицировать следы крокодила на снегу и снова отправил их фотографию в «Телебарометр». Ведущий программы на это сказал (вероятно, пошутил), что на зиму крокодилы залегают в спячку.

2 октября 2019 года недалеко от села Тарасовка Пушкинского района Московской области грузовик сбил перебегавшего дорогу крокодила, который погиб на месте. Предположительно, он сбежал из гастролировавшего здесь передвижного цирка-шапито, хотя рассматриваются и другие версии. В сентябре 2020 года в притоке реки Чарыш в Усть-Калманском районе Алтайского края был выловлен крокодил в состоянии анабиоза.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также