Конец прекрасной эпохи (фильм)

«Конец прекрасной эпохи» — российский повествовательно-драматический фильм Станислава Говорухина, его последняя режиссёрская работа. Экранизация нескольких рассказов Сергея Довлатова из сборника «Компромисс». Фильм стилизован под чёрно-белое оттепельное кино.

Фильм открыл 26-й кинофестиваль «Кинотавр» 7 июня 2015 года.

Сюжет

Под «прекрасной эпохой» в фильме понимаются десять лет после смерти Сталина. По её окончании из Ленинграда в Таллин уезжает жить и работать в газете «Советская Эстония» молодой журналист и писатель Андрей Лентулов.

Фильм состоит из нескольких эпизодов его четырёхлетней журналистской «командировки».

В ролях

  • Иван Колесников — Андрей Лентулов
  • Фёдор Добронравов — Михаил Жбанков, фотокорреспондент
  • Сергей Гармаш — капитан милиции
  • Светлана Ходченкова — Марина, редактор
  • Борис Каморзин — Генрих Францевич, главный редактор
  • Дмитрий Астрахан — Миша Шаблинский, журналист
  • Лембит Ульфсак — Теппе
  • Сергей Епишев — Григорий Кузин
  • Александр Робак — Гриша
  • Элина Пяхклимяги — Тина
  • Тыну Карк — Ульфсак, сотрудник издательства
  • Дмитрий Ендальцев — Оська Чернов
  • Юлиан Макаров — Кильчицкий
  • Татьяна Ястребова
  • Дмитрий Соломыкин
  • Дарья Пугачёва — Ольга
  • Олег Новиков — Петров, старшина
  • Александра Булычёва
  • Владимир Довжик
  • Кристо Вийдинг
  • Андрис Лепик
  • Герт Раудсеп
  • Анастасия Евграфова
  • Мария Беляева — журналистка
  • Михаил Грубов — милиционер
  • Кирилл Горбунов — Ермолов
  • Виктория Коваленко — официантка
  • Софья Синицына — эпизод
  • Ирина Основина — буфетчица
  • Юлия Василенко — сотрудница редакции
  • Ирина Бероева — сотрудница редакции
  • Анна Алексеева — машинистка

Факты

  • По словам Говорухина, название фильма отсылает к одноименному стихотворению 1969 г. Иосифа Бродского, а также к эссе самого Довлатова с тем же заглавием. По оценке режиссера, и прозаик, и поэт подразумевали под «прекрасной эпохой» период постсталинской оттепели.
  • Действие в фильме происходит в период с 1965 по 1969 год, в то время как сборник рассказов «Компромисс» повествует о периоде с конца 1972-го по начало 1975 года.

Критика

Говорухина критикуют за поверхностное отношение к выбранному материалу:

…анекдоты не срастаются, как в повести, в липкий, невыносимый абсурд, в тупиковый, как у Довлатова, жизненный сюжет.

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой Газеты», 10 июня 2015

Из <…> небольших, абсурдных, до боли знакомых любому современнику и соотечественнику Довлатова ситуаций и состоят «Компромиссы». Но такая структура произведения не срабатывает в фильме — кажется, что на экране не происходит ничего. …[едкие довлатовские фразы] существуют будто отдельно от придуманного Говорухиным видеоряда.

Наталия Григорьева, обозреватель «Независимой Газеты», 8 июня 2015

Антон Долин отмечал: «Говорухин осмелился спорить с Довлатовым, используя его персонажей и диалоги, эксплуатируя его текст. Ведь „Конец прекрасной эпохи“ — о том, что СССР был не комической империей лжи, каким он предстает в прозе Довлатова, а чудесной страной, переживавшей одну прекрасную эпоху за другой — в отличие от Бродского, Говорухин считает время своей и довлатовской молодости прекрасным без малейшей иронии. И компромисс, губительность которого описывал, хоть и с легкой усмешкой Довлатов, для Говорухина — непременный атрибут этого канувшего на дно истории советского счастья».

Награды и номинации

Список приводится в соответствии с данными IMDb.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также