Конарев, Николай Семёнович

Николай Семёнович Конарев (19 января 1927 года, г. Сталино, УССР, СССР, — 10 апреля 2007 года, г. Москва, Российская Федерация) — Министр путей сообщения СССР (1982—91 гг.). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—89 гг.) от Грузинской ССР. Член ЦК КПСС (1986—1990). Почётный гражданин Харькова.

В период деятельности Конарева был достигнут исторически максимальный годовой объём погрузки на железных дорогах СССР 4 млрд 100 млн тонн (1988 год), вместе с тем на железнодорожном транспорте произошёл ряд масштабных катастроф.

Биография

Детство

Родился 19 января 1927 года в Сталино, детство провёл на Кубани, в станице Петровской, позже семья Конаревых переехала сначала в станицу Ивановскую, а затем в город Невинномысск.

В Невинномысске пережил немецкую оккупацию, принимая участие в диверсиях против отступающих войск врага. После освобождения Невинномысска окончил среднюю школу, вступил в комсомол и пытался уйти добровольцем на фронт, но не прошёл по зрению.

Работа на железнодорожном транспорте

В июне 1949 года окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Движение» и получил распределение на Южную железную дорогу, где работал инженером по технике безопасности на крупной станции Основа, являвшейся важным центром Харьковского железнодорожного узла. В этом же месяце он женился.

Некоторое время спустя назначен заместителем начальника станции Лозовая. В 25 лет стал заместителем начальника отделения — начальником отдела эксплуатации отделения дороги. Проработав в этой должности полтора года, в декабре 1953 года был назначен помощником начальника дороги. Впоследствии назначен начальником отдела условий перевозок коммерческой службы Южной дороги. Около года спустя переведён начальником оперативного отдела Основянского (Харьковского) отделения ЮЖД.

В 1959 году назначен первым заместителем начальника Основянского отделения Южной дороги. В том же году ему был вручён знак «Почётный железнодорожник». В 1960 году назначен начальником службы движения той же дороги. Внедрив комплексную технологию перевозочного процесса на дорожных направлениях, он в 1962 году стал первым заместителем начальника дороги.

С 1972 по 1976 год — начальник Южной железной дороги.

Работа в Министерстве путей сообщения

В январе 1976 года назначен заместителем министра путей сообщения, а в январе 1977 года — первым заместителем министра с одновременным руководством Главным управлением движения поездов.

После выступления на ноябрьском (1982) Пленуме ЦК КПСС Генерального секретаря Андропова, в котором критически было оценено положение на железнодорожном транспорте, был снят с должности тогдашний министр путей сообщения Павловский, и в 1982 году Конарев назначен министром путей сообщения.

По инициативе Конарева, после проведённых испытаний, была увеличена загрузка товарных вагонов, что позволило значительно повысить эффективность перевозок грузов. В 1988 году отрасль достигла наивысших показателей не только в стране, но и в мировой практике, превзойдя, к примеру, американские железные дороги по объёмам перевозок в 2 раза, по съёму продукции с 1 километра пути — в 5 раз.

По инициативе Конарева и при его непосредственном участии в Харькове были построены: метрополитен, спортивный дворец и плавательный комплекс олимпийского уровня, 40-километровая трамвайная линия в Салтовский жилой массив, восстановлен Кузинский путепровод, построены психоневрологический комплекс в Померках и хирургический комплекс в Залютино. Николай Семёнович — почётный гражданин Харькова.

Во время пребывания его на посту министра произошла серия масштабных железнодорожных катастроф, унёсших тысячи жизней. Среди самых известных:

  • Крушение на станции Користовка — 1986 год
  • Крушение на станции Каменская — 1987 год
  • Арзамасская железнодорожная катастрофа — 1988 год
  • Крушение поезда «Аврора» (1988) — 1988 год
  • Железнодорожная катастрофа под Уфой — 1989 год
  • Крушение на станции Ельниково — 1990 год

Всего с 1983 по 1991 год в СССР произошло свыше 40 крупных железнодорожных катастроф.

Деятельность после ухода с должности министра

В феврале 1991 года написал на имя Президента СССР заявление об отставке, указав в нём на своё принципиальное неприятие многих аспектов проводившейся политики перестройки.

После ухода с должности министра, в начале 1990-х годов, Конарев создал транспортную корпорацию «Интертранс», стал её совладельцем и занял должность председателя. Оставался на этой должности до своей смерти.

Опубликовал более 50 научных трудов, в которых была разработана теория железнодорожных стыков, комплексная технология железнодорожных перевозок и другие.

Умер 10 апреля 2007 года в Москве.

Награды и звания

  • орден Ленина (16.01.1987)
  • орден Октябрьской Революции (28.02.1974)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (04.08.1966; 04.05.1971)
  • орден Дружбы народов (22.01.1982)
  • медали
  • Благодарность Президента Российской Федерации (18 января 2007 года) — за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и многолетний добросовестный труд
  • Почётный железнодорожник
  • Почётный работник морского флота
  • знаки «Шахтёрская слава» трёх степеней

Доктор технических наук, президент Общества дружбы народов России и Финляндии, почётный гражданин Харькова.

Память

  • Имя Конарева увековечено на Аллее славы стадиона «РЖД Арена».
  • В 2006 году фирменный поезд Харьков — Москва получил название «Николай Конарев».
  • С 2014 по 2016 годы имя Николая Конарёва носила одна из улиц Харькова.
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также