Катастрофа DC-9 в Цинциннати — авиационная катастрофа, произошедшая 2 июня 1983 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Air Canada выполнял рейс AC797 по маршруту Даллас—Торонто—Монреаль, но примерно через 3 часа и 40 минут после взлёта в его хвостовой части вспыхнул пожар. Экипаж смог благополучно посадить самолёт в Цинциннати, но через 1 минуту и 30 секунд после приземления и начала эвакуации пассажиров огонь охватил весь лайнер. Из находившихся на его борту 46 человек (5 членов экипажа и 41 пассажир) погибли 23, ещё 16 получили ранения.
McDonnell Douglas DC-9-32 (регистрационный номер C-FTLU, заводской 47196, серийный 288) был выпущен в 1968 году (первый полёт совершил 8 марта). 7 апреля того же года был передан авиакомпании Air Canada. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7B. На день катастрофы совершил 34 987 циклов «взлёт-посадка» и налетал 36 825 часов.
Самолётом управлял опытный экипаж, состав которого был таким:
В салоне самолёта работали трое бортпроводников:
Среди пассажиров на борту находился Стэнли Роджерс (англ. Stanley Rogers) — канадский музыкант и певец.
Всего на борту самолёта находились 46 человек — 5 членов экипажа и 41 пассажир.
Рейс AC797 вылетел из Далласа в 16:20 CDT и взял курс на Торонто, на его борту находились 5 членов экипажа и 41 пассажир. К 18:00 самолёт был уже на полпути к Торонто, как внезапно выбило три предохранителя, защищавшие электрические цепи от перегрузок. КВС решил потом перезапустить их, но не посчитал, что все серьёзно, и лайнер продолжил полёт. Через 8 минут командир включил предохранители, но они не фиксировались (без них в туалете в хвостовой части самолёта не работала система слива).
Около 19:00 некоторые пассажиры, сидевшие в хвосте самолёта, заметили, что из туалета просачивается дым. Пассажиры начали испытывать удушение, а дым начал заполнять хвост лайнера. Бортпроводники пересадили всех пассажиров из хвоста самолёта поближе к кабине пилотов. Старший бортпроводник с огнетушителем в руках прибежал к туалету, но огня он не увидел и просто разбрызгал пену на стены и пол туалета. Стюардесса сообщила пилотам о пожаре в хвосте лайнера, второй пилот быстро оценил ситуацию на месте. Дым уже подбирался к середине салона самолёта; пилоты не знали, надо ли аварийно сажать самолёт. На лайнере погас свет.
Командир связался с ближайшим КДП. Узнав, что дым подбирается к кабине, пилоты решили идти на аварийную посадку. После того, как упала резервная мощность самолёта, экипаж подал сигнал бедствия. Диспетчер ближайшего КДП дал рейсу 797 разрешение на аварийную посадку в аэропорту Цинциннати. Лайнер снизился до 1500 метров, приборы в кабине экипажа уже не работали, а горизонтальный хвостовой стабилизатор не функционировал; работал только руль высоты. Дым тем временем охватил весь салон самолёта, пассажиры начали задыхаться, но пилоты не могли выдать кислородные маски, понимая, что кислород усилит пожар. Когда дым добрался до кабины пилотов и начал просачиваться в нее, рейс 797 уже заходил на посадку в Цинциннати. Из-за дыма силы пилотов были на исходе, но они посадили лайнер (при этом постоянно щурясь). В 19:20 CDT рейс AC797 приземлился в аэропорту Цинциннати.
Старший бортпроводник открыл дверь в носовой части и пассажиры начали покидать самолёт. Хотя были открыты все три аварийных выхода, пассажиры их не видели и ползли по полу салона. Пилоты быстро заглушили двигатели, второй пилот покинул кабину через форточку и уже на земле понял, что командир остался в кабине, потеряв сознание.
Подоспевшие пожарные аэропорта Цинциннати облили кабину пилотов пеной, КВС пришел в себя и выбрался из кабины через форточку, из которой вылез второй пилот (КВС оказался последним, покинувшим самолёт). Через 90 секунд после приземления салон самолёта резко вспыхнул и пламя охватило весь лайнер изнутри; к тому времени, когда огонь был потушен, лайнер в 19:22 полностью выгорел изнутри, а фюзеляж снаружи выгорел в нескольких местах. Из находившихся на борту рейса AC797 46 человек погибли 23 (все — пассажиры, в том числе музыкант и певец Стэнли Роджерс), остальные 23 человека (все 5 членов экипажа и 18 пассажиров) выжили, 16 из них получили ранения.
Расследованием причин катастрофы рейса AC797 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
Изначально следователи NTSB обследовали сгоревший самолёт. Отбросив версию умышленного поджога, была выдвинута другая версия — непотушенная сигарета в корзине для мусора. Корзина была изучена — сгорел только её верх, но мусор в ней не сгорел.
Изучив историю борта C-FTLU, следователи NTSB обнаружили, что у самолёта было большое количество неисправностей, а за 4 года до катастрофы (в 1979 году) в его хвостовой части отвалилась перегородка, вызвавшая взрывную декомпрессию, но экипаж сумел благополучно посадить самолёт. Были порваны электрические кабели и повреждена гидравлика, самолёт успешно отремонтировали и он продолжил эксплуатацию в Air Canada. Следователи изучили все уцелевшие провода, но никаких доказательств короткого замыкания не нашли.
Эксперты NTSB приступили к изучению бортовых самописцев и выбитым предохранителям в кабине экипажа. Им надо было узнать: предохранители выбило из-за пожара или сам двигатель послужил причиной возгорания. Затем были построены макеты туалета и мотора слива и следователи заставили мотор слива заедать; мотор разогрелся до 428°C, но пожара не вызвал. На записи речевого самописца эксперты услышали 8 звуков электрического разряда, которые пилоты не услышали. Был изучен кабель под туалетом, который шёл от генератора; на двух его проводах изоляция отсутствовала и они, соприкоснувшись, могли вызвать искру.
Следователи NTSB так и не смогли установить, из-за чего пожар вызвал столько повреждений. Предположительно, огонь полыхал за стенами туалета, но как только старший бортпроводник открыл дверь, чтоб разбрызгать огнетушитель, поток воздуха ворвался в туалет и усилил огонь.
Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован 31 января 1986 года.
В 1984 году NTSB предложил массу способов улучшения безопасности авиаперевозок. Бортпроводники стали получать лучшее обучение и противопожарное оснащение. На пол салонов всех гражданских самолётов стали наноситься определённые надписи, указывающие номер ряда и направление к аварийному выходу.
После катастрофы сгоревший лайнер был разделан на металлолом, но его правое крыло авиакомпания Air Canada продала авиакомпании Ozark Air Lines, которая заменила его на своём McDonnell Douglas DC-9-31 (борт N994Z) вместо повреждённого после столкновения со снегоуборщиком во время посадки.
Сведения о самолёте
McDonnell Douglas DC-9-31 (заводской номер 47097, серийный 193) был выпущен в 1967 году (первый полёт совершил 26 октября). Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7B. Эксплуатировался авиакомпаниями:
7 октября 2005 года был поставлен на хранение, в 2012 году был списан и разделан на металлолом.
Читайте также
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним
Когда начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ 2024: полезные рекомендации
Начало нового учебного года часто становится временем повышенной тревожности как
На чем можно долететь до Мальдив? Регулярный рейс или аренда частного самолета?
Путешествие на Мальдивы — это мечта многих туристов. Острова, утопающие
Зубной имплантат: преимущества выбора при протезировании
Зубной имплантат – это современная технология, предоставляющая возможность восстановить утраченный
Яйцо шоколадное Kinder сюрприз: волшебство, которое завоевало сердца детей и взрослых
Яйцо Kinder сюрприз, безусловно, является одним из наиболее популярных шоколадных
Суши и пицца: почему они так популярны в службе доставки
Службы доставки еды становятся всё популярнее среди людей, желающих насладиться
Пептидные препараты: сущность и области применения
Пептидные препараты стали одним из важнейших направлений в современной медицине