Исламская философия

Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших ислам и пользовавшихся в основном арабским языком (реже — персидским языком). Позднее начинают всё чаще появляться труды на национальных языках исламских стран (турецкий, урду и др.). Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины. Современные исламские философы нередко также пишут на английском языке, поскольку их труды ориентированы на знакомую с английским языком элиту арабских стран, Пакистана (где английский является официальным), а также мусульманскую диаспору в странах Запада.

В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» — не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т. п.

Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной, в этих странах существуют или существовали своеобразные гибриды традиционных направлений философии с исламской теологией (политическая концепция М. Каддафи, политико-эпистемологическая концепция «исламской демократии» А. Соруша и др.). При этом в настоящее время арабоязычная философия оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, тогда как обратная тенденция не наблюдается — работы иранских философов в арабском мире малоизвестны.

История

В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:

  • классический, или средневековый (VIII—XV вв.);
  • позднее Средневековье (XVI—XIX вв.);
  • современность (вторая половина XIX—XXI вв.).

Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, закончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии. От позиций ортодоксального ислама довольно сильно отклонилась школа мутазилитов.

В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. Основателем арабского аристотелизма был Аль-Кинди.

Основные проблемы и концепции

Направления

  • Калам
    • Мутазилитизм
  • Восточный аристотелизм (фальсафа)
  • Исламский либерализм
  • Джадидизм
  • Суфизм
    • Ишракизм
  • Батинизм

Представители

Средневековье и Новое время

  • Аль-Кинди
  • Аверроэс
  • Авиценна
  • Аль-Фараби
  • Ар-Рази
  • Замахшари
  • Ибн Мискавейх
  • Ибн Хальдун
  • Маарри
  • Омар Хайям

Современность

  • Амр Халед (Египет)
  • Али Шариати (Иран)
  • Гейдар Джемаль (Россия)
  • Ибрагим Тауфик (Россия)
  • Мухаммад Икбаль (Пакистан)
  • Абуль Ала Маудуди (Пакистан)
  • Абдолкарим Соруш (Иран — США)
  • Исмаил аль-Фаруки (Палестина — США)
  • Сейед Хосейн Наср (Иран — США)
  • Фазлур Рахман (Пакистан — Великобритания)
  • Мортеза Мотаххари (Иран)
  • Муса аль-Садр (Иран — Ливан)
  • Акбар Салахуддин Ахмед (США)
  • Фетхуллах Гюлен (Турция)
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также