Михаил Петрович Гальперин (псевдонимы — Гарри, Эмгаль, М. Галь, 12 [24] марта 1882, Киев — 3 октября 1944, Москва) — русский поэт, журналист, драматург, переводчик. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда».
Родился в Киеве в семье часовщика.
В семнадцать лет поступил вольнослушателем в Киевский университет и был принят в Киевскую консерваторию.
В 1899 г. в газете «Киевское слово» впервые было напечатано его стихотворение. В Киеве работал как поэт и журналист до 1904 г.
С июня 1904 по май 1905 года был военным корреспондентом ряда газет на русско-японском фронте.
Автор статей и фельетонов по вопросам литературы, музыки, театра и библиографии. Печатался как поэт и журналист в «Пятигорском эхе», «Киевских вестях», «Киевской мысли», «Журнале для всех», «Мире искусства» и др.
1908 и 1909 г. провел в Петербурге. Работал в «Вестнике Европы», «Современном мире», «Образовании», «Шиповнике» и др.
Затем жил в Москве. Печатался в ряде литературных сборников и альманахов: «Жемчужины русской поэзии», «Вінок» (памяти Т. Г. Шевченко), «Чтец-декламатор», «Творчество» и др., в театральном еженедельнике «Кулисы», еженедельнике «Жизнь искусства». Автор сборника стихов «Мерцания» (Книгоиздательство «Графика». М: 1912 г.), переводов из Гёте (вошедших в собрание сочинений Гёте под редакцией А. Е. Грузинского. М: 1913 г.).
Зная несколько европейских языков, свободно владея стихосложением, много работал над переводами. Сотрудничая с В. И. Немировичем-Данченко в период создания им музыкального театра, написал новые либретто для первых спектаклей Музыкальной студии МХТ (с 1926 г. — Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко) — «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока (1920 г.) и «Перикола» Ж. Оффенбаха (1922 г.), «Джонни» Э. Кшенека (1926 г. совместно с Геркеном).
Написал новые либретто оперетт «Продавец птиц» Целлера и «Великая Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха (1934, 1937 г. Московский театр оперетты), «Прекрасная Елена» (1937 г. Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), либретто оперы «Шах-Сенем» Глиэра (1927 г. Театр оперы и балета им. Ахундова, Баку), новый текст музыкальной комедии «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля (1927 г. Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 1938 г. Московский театр оперетты, 1939 г. Театр им. Евг. Вахтангова), оригинальное либретто оперы «Сын Солнца» Глиэра (1929 г. Большой театр), новые тексты опер «Лакме» Делиба (1930 г. Большой театр), «Бал-маскарад» Верди (Ленинградская Большая опера), либретто балета «Треуголка» Василенко и Де-Файя для Музыкального театра им. Немировича-Данченко (1935 г.), либретто оперетты «Шестьдесят шесть» Оффенбаха (1940 г. Московский театр оперетты), «Девичий переполох» (1945 г. Ленинградский театр музыкальной комедии) и др.
Могила Гальперина на Новодевичьем кладбище Москвы.
Для драматических театров сделал новые переводы : «Слуга двух господ» Гольдони, «Тартюф» Мольера, «Игра интересов» Бенавенте (1941 г. Малый театр), «Лауренсия» («Овечий источник») Лопе де Вега, «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Копилка» Лябиша, «Два веронца» Шекспира и др.
Входил в Московский литературный кружок «Среда», в Московский литературно-художественный кружок, в Союз деятелей искусства АЛАТРЪ, член Союза писателей СССР.
Умер Михаил Гальперин в Москве 3 октября 1944 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Читайте также
ЕМ ДИЕТА: Программы питания для снижения веса с доставкой на дом
В современном мире забота о здоровье и внешности становится все
Тоники и лосьоны для лица: секрет здоровья и красоты кожи
Тоники и лосьоны для лица являются важным звеном в уходе
Легкость и тепло: Из чего сделаны современные весенние куртки?
Ринопластика: ключевая роль профессионализма врача в достижении успешного результата
Перезагрузка красоты: Интимное омоложение лазером
Развитие технологий в сфере ухода за кожей: в поисках совершенства
Доставка цветов на Пасху: Символ веры и весеннего обновления
Отчет врача ультразвуковой диагностики: ключевые аспекты для пациентов
Ультразвуковая диагностика (ультразвук) — это неинвазивный метод обследования, позволяющий получить