Ноябрь 1, 2021 / Комментарии 0 |
Ричард Эллиотт Фридман (англ. Richard Elliott Friedman; род. 5 мая 1946, Рочестер, Нью-Йорк) — американский библеист и гебраист. Профессор гебраистики имени Энн и Джея Дэвисов и профессор религиоведения кафедры религиоведения Франклинского колледжа искусств и наук Университета Джорджии (с 2006). Один из авторов энциклопедических изданий The Anchor Bible Dictionary и Encyclopaedia Judaica.
Родился 5 мая 1946 года в Рочестере штата Нью-Йорк.
В 1966–1967 и 1969–1970 годах изучал иудаику в Еврейском университете в Иерусалиме.
В 1968 году получил бакалавра гуманитарных наук cum laude по философии в Университете Майами. В 1971 году получил магистра еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. В 1974 году получил в Гарвардской школе богословия Гарвардского университета магистра теологии cum laude по еврейской Библии и в 1978 году там же доктора теологии с отличием по еврейской Библии, ближневосточным языкам и цивилизациям.
В 1994–2006 годах — катцинский профессор еврейской цивилизации, еврейской Библии и ближневосточных языков и литератур в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Был научным сотрудником Американский совет научных сообществ, старшим научным сотрудником Американских школ востоковедения, приглашённым научным сотрудником Кембриджского и Оксфордского университета, приглашённым профессором Хайфского университета.
Фридман считает, что Священнический кодекс сложился в эпоху царя Езекия.
Вслед за Юлиусом Велльгаузеном Фридман религия Израиля сложилась под влиянием жрецов-потомков Аарона, поскольку именно они стояли у главного жертвенника, а не Моисей, не Корей и никто другой из левитов.
Также Фридман предполагает, что пророк Иеремия, работавший совместно со своим писцом Варухом, являлся тем самым человеком, который выступает в качестве Второзаконника — действительного автора, написавшего или же переписавшего книги Второзаконие, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу пророка Самуила и Книги Царств. В своей книге «Кто написал Библию?» (англ. Who wrote the Bible?) он излагает доводы в подтверждение данного отождествления, а также отмечает, что уже в Талмуде Иеремия рассматривался в качестве автора Книги Царств. По его мнению, эту часть Библии следует рассматривать как одну большую теологическую историю, где в самой сердцевине находится завет между евреями и Яхве, обещающий вечное процветание Израилю, но требующий, чтобы они поклонялись только Яхве. При этом еврейская история написана в длинном цикле неверность — поражение — покаяние — прощение. В связи с этим по его мнению, история сначала закончилась тем, что Иосия сначала был представлен совершенно богобоязненным царём, а позднее после падения Иудейского царства в 586 г. до н.э., его образ был переписан и на него возложили вину за зло, совершённое при Манассии: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия» (4 Цар. 23: 25-26).
В своей книге «Исход: как он случился и почему так важен» (англ. The Exodus: How It Happened and Why It Matters) Фридман утверждает, что в исходе евреев из Египта участвовало всего несколько тысяч человек, которые покинули его во время правления фараона Рамсеса II или его сына — фараона Мернептаха. Он считает, что именно эта группа переселенцев позже слилась с израильтянами, колено Левия и внедрив культ Яхве в Ханаане вместе с идеей монотеизма / монолатрии, возможно, вдохновлённой религиозными реформами фараона Эхнатона, оказавшись в Израиле, культ Яхве вытеснил культ хананского Эля, и отсюда делает вывод о том, что эти два божества стали одним и тем же в религиозном мировоззрении израильтян. Кроме того, Фридман полагает, что имя Яхве происходит от слова Yhw из языка кочевников шасу, поскольку встречается в двух древнеегипетских текстах времён фараонов Аменхотепа III и Рамсеса II. В то же время Фридман отвергает мысль, что еврейский монотеизм возник в эпоху Вавилонского пленения, как описано в соответствующих главах Книги пророка Исаии, считая, что представление о монотеизме / монолатрии присутствует у народа Израиля с XII века до н.э., хотя и в течение многих веков сталкивалось с сильным сопротивлением политеизма.
Книга получила благожелательные отзывы от таких исследователей, как Брэдли Шавит Артсон, Марк Цви Бреттлер, Джонатан Кирш, Томас Эван Леви, Джоди Магнесс, Кэрол Майерс и Питер Эрик Эннса, а также в журналах Faith Matters, The Jewish Journal и Publishers Weekly.
Читайте также
Суррогатное материнство: что, как и почему?
Суррогатное материнство – современная технология, которая используется для того, чтобы
Криптовалюты требуют обмена — где и как?
Появление предоставляющих возможность менять криптовалюты на обычные деньги, другие электронные
Аллигатор — онлайн сервис для сравнения товаров
Пластиковые окна прослужат долго, особенно, если их изготовили согласно всем
Если вы живете в более или менее крупном городе, то
Остекление любого помещения требует особенного подхода и достаточного внимания, чтобы
Достоинства и недостатки балконов с панорамным остеклением
Эстетическая привлекательность, когда открывается красивый вид, возможность увеличения пространства дома
Сравнение двух технологий пластиковых окон для коттеджей – ламинации и окрашивания
Загородная недвижимость – возможность жить в экологически чистом безопасном месте,
Как выбрать цветы для подарка мужчине: советы и рекомендации
Когда дело доходит до выбора цветов для мужчины, многие люди
Вырезка из мраморной говядины — как выбрать мясо
Мраморная говядина считается одним из тех продуктов, который следует включить
Женская одежда для дома: удобство и стиль
Суши-бомба! Быстрая Доставка в Воткинске
Оливковое масло: полезные свойства и применение
Оливковое масло является одним из самых полезных и популярных растительных
Осетинские пироги — традиционное блюдо кавказской кухни
Осетинские пироги — это блюдо, которое на протяжении многих лет
Конгрев (тиснение) на ткани фольгой: когда красиво и практично