Фридман, Ричард Эллиотт

Ричард Эллиотт Фридман (англ. Richard Elliott Friedman; род. 5 мая 1946, Рочестер, Нью-Йорк) — американский библеист и гебраист. Профессор гебраистики имени Энн и Джея Дэвисов и профессор религиоведения кафедры религиоведения Франклинского колледжа искусств и наук Университета Джорджии (с 2006). Один из авторов энциклопедических изданий The Anchor Bible Dictionary и Encyclopaedia Judaica.

Биография

Родился 5 мая 1946 года в Рочестере штата Нью-Йорк.

В 1966–1967 и 1969–1970 годах изучал иудаику в Еврейском университете в Иерусалиме.

В 1968 году получил бакалавра гуманитарных наук cum laude по философии в Университете Майами. В 1971 году получил магистра еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. В 1974 году получил в Гарвардской школе богословия Гарвардского университета магистра теологии cum laude по еврейской Библии и в 1978 году там же доктора теологии с отличием по еврейской Библии, ближневосточным языкам и цивилизациям.

В 1994–2006 годах — катцинский профессор еврейской цивилизации, еврейской Библии и ближневосточных языков и литератур в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Был научным сотрудником Американский совет научных сообществ, старшим научным сотрудником Американских школ востоковедения, приглашённым научным сотрудником Кембриджского и Оксфордского университета, приглашённым профессором Хайфского университета.

Научная деятельность

Исследование Священнического кодекса и Второзаконника

Фридман считает, что Священнический кодекс сложился в эпоху царя Езекия.

Вслед за Юлиусом Велльгаузеном Фридман религия Израиля сложилась под влиянием жрецов-потомков Аарона, поскольку именно они стояли у главного жертвенника, а не Моисей, не Корей и никто другой из левитов.

Также Фридман предполагает, что пророк Иеремия, работавший совместно со своим писцом Варухом, являлся тем самым человеком, который выступает в качестве Второзаконника — действительного автора, написавшего или же переписавшего книги Второзаконие, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу пророка Самуила и Книги Царств. В своей книге «Кто написал Библию?» (англ. Who wrote the Bible?) он излагает доводы в подтверждение данного отождествления, а также отмечает, что уже в Талмуде Иеремия рассматривался в качестве автора Книги Царств. По его мнению, эту часть Библии следует рассматривать как одну большую теологическую историю, где в самой сердцевине находится завет между евреями и Яхве, обещающий вечное процветание Израилю, но требующий, чтобы они поклонялись только Яхве. При этом еврейская история написана в длинном цикле неверность — поражение — покаяние — прощение. В связи с этим по его мнению, история сначала закончилась тем, что Иосия сначала был представлен совершенно богобоязненным царём, а позднее после падения Иудейского царства в 586 г. до н.э., его образ был переписан и на него возложили вину за зло, совершённое при Манассии: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия» (4 Цар. 23: 25-26).

Исследование Исхода

В своей книге «Исход: как он случился и почему так важен» (англ. The Exodus: How It Happened and Why It Matters) Фридман утверждает, что в исходе евреев из Египта участвовало всего несколько тысяч человек, которые покинули его во время правления фараона Рамсеса II или его сына — фараона Мернептаха. Он считает, что именно эта группа переселенцев позже слилась с израильтянами, колено Левия и внедрив культ Яхве в Ханаане вместе с идеей монотеизма / монолатрии, возможно, вдохновлённой религиозными реформами фараона Эхнатона, оказавшись в Израиле, культ Яхве вытеснил культ хананского Эля, и отсюда делает вывод о том, что эти два божества стали одним и тем же в религиозном мировоззрении израильтян. Кроме того, Фридман полагает, что имя Яхве происходит от слова Yhw из языка кочевников шасу, поскольку встречается в двух древнеегипетских текстах времён фараонов Аменхотепа III и Рамсеса II. В то же время Фридман отвергает мысль, что еврейский монотеизм возник в эпоху Вавилонского пленения, как описано в соответствующих главах Книги пророка Исаии, считая, что представление о монотеизме / монолатрии присутствует у народа Израиля с XII века до н.э., хотя и в течение многих веков сталкивалось с сильным сопротивлением политеизма.

Книга получила благожелательные отзывы от таких исследователей, как Брэдли Шавит Артсон, Марк Цви Бреттлер, Джонатан Кирш, Томас Эван Леви, Джоди Магнесс, Кэрол Майерс и Питер Эрик Эннса, а также в журналах Faith Matters, The Jewish Journal и Publishers Weekly.

Научные труды

Монографии

  • Who Wrote the Bible? (Harper San Francisco) (1987, new preface 1997) ISBN 978-0060630355
  • The Disappearance of God: A Divine Mystery (Little, Brown and Company) (1995) ISBN 0316294349
  • The Hidden Face of God (Harper San Francisco) (1996) ISBN 0-06-062258-X
  • The Hidden Book in the Bible (Harper San Francisco) (1999) ISBN 0-06-063004-3
  • Commentary on the Torah (Harper San Francisco) (2003) ISBN 0-06-050717-9
  • The Bible with Sources Revealed (Harper San Francisco) (2003) ISBN 0-06-053069-3
  • The Bible Now, with Shawna Dolansky (Oxford University Press) (2011) ISBN 0-19-531163-9
  • The Exodus (HarperOne) (2017) ISBN 0062565249

Энциклопедии и словари

  • “Tabernacle” // The Anchor Bible Dictionary (New York: Doubleday, 1992), vol. VI, pp. 292-300
  • “Torah” // The Anchor Bible Dictionary (New York: Doubleday, 1992), vol. VI, pp. 605-622
  • “Pentateuch,” with Shawna Dolansky // Encyclopedia Judaica (2007), vol. 15, pp. 730-753

Статьи

  • “The Biblical Expression mastîr panîm” // Hebrew Annual Review 1 (1977), pp. 139-147
  • “The MRZH Tablet from Ugarit” // Maarav 2 (1980), pp. 187-206
  • “The Tabernacle in the Temple” // Biblical Archeologist 43 (1980), pp. 241-248
  • “Composition and Paronomasia in the Book of Jonah” // Hebrew Annual Review 4 (1980), pp. 77-92, with Baruch Halpern
  • “Sacred History and Theology: The Redaction of Torah” // The Creation of Sacred Literature, pp. 25-34
  • “From Egypt to Egypt: Dtr1 and Dtr2” // Traditions in Transformation: Turning-Points in Biblical Faith, Frank Moore Cross Festschrift (Eisenbrauns, 1981) J. Levenson and B. Halpern, eds., pp. 167-192
  • “The Prophet and the Historian: The Acquisition of Historical Information from Literary Sources” // The Poet and the Historian, pp. 1-12
  • “The Hiding of the Face” // Jewish Perspectives on Ancient Israel (Philadelphia: Fortress Press, 1987), J. Neusner, E. Frerichs, and B. Levine, eds., pp. 207-222
  • “Deception for Deception” // Bible Review II:1 (1986), pp. 22-31, 68
  • “The Recession of Biblical Source Criticism” // The Future of Biblical Studies: The Hebrew Scriptures (1987), pp. 81-101
  • “Torah and Covenant” // The Oxford Study Bible, J. Suggs, ed. (New York: Oxford University Press, 1991), pp. 154-163
  • “Is Everybody an Expert on the Bible?” // Bible Review VII: 2 (1991), pp. 16-18, 50-51
  • “Scholar, Heal Thyself” // The Iowa Review 21 (1991), pp. 33-47
  • “Late for a Very Important Date” // Bible Review IX:6 (1993), pp. 12-16
  • “Parashat Bereshit” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 1994), pp. 1-3
  • “Parashat Bereshit, II” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 1995), pp. 1-3
  • “The Deuteronomistic School” // Fortunate the Eyes That See, David Noel Freedman Festschrift (Grand Rapids, Michigan: Eerdmans, 1995) Astrid Beck et al, eds., pp. 70-80
  • “Some Recent Non-arguments Concerning the Documentary Hypothesis” // Texts, Temples, and Traditions, Menahem Haran Festschrift (Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 1996) Michael Fox et al, eds., pp. 87-101
  • “Parashat Wayyera’” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 1996), pp. 1-3
  • “Bereshit,” (revised from “Parashat Bereshit”) // Learn Torah With (Los Angeles: Alef Design Group, 1996), Stuart Kelman and Joel Lurie Grishaver, eds., pp. 2-6, 10
  • “Parashat Lek Leka” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 1998), pp. 1-3
  • “The Hidden Book in the Bible” // Excerpt from The Hidden Book in the Bible, Religious Studies News (AAR/SBL, September, 1998), pp. 18-19
  • “The Novelist and the Philologist, or Nothing Happens by Chance Anymore” // Paradoxa 5 (1999) pp. 42-58
  • “Parashat Vayyelek” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 2000), pp. 1-3
  • “Solomon and the Great Histories” // Ann Killebrew and Andrew Vaughn, eds., Biblical Lands and Peoples in Archaeology and Text (Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003)
  • “Deception for Deception” // H. Shanks, ed., Abraham and Family (Washington, DC: Biblical Archaeology Society, 2000), pp. 131-144; reprinted from Bible Review 2 (1986), pp. 22-31, 68
  • “Parashat Yitro” // Learn Torah With. . . (Torah Aura, 2001), pp. 1-3
  • “Death and Afterlife: The Biblical Silence,” with Shawna Dolansky Overton // Judaism in Late Antiquity, Volume Four: Death, Afterlife, Resurrection, and the World to Come (Leiden: Brill, 2001) Alan J. Avery-Peck & Jacob Neusner, eds., pp. 35-59
  • “Studying Torah: Commentary, Interpretation, Translation” // Excerpt from Commentary on the Torah Judaism 50 (2001), pp. 295-306
  • “Why I Wrote My Torah Commentary” // Moment 26/6 (December, 2001), pp. 56-59, 72-76
  • “An Essay on Method” // Le-David Maskil (Biblical and Judaic Studies from the University of California, San Diego; Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2003) Richard Elliott Friedman and William Henry Propp, eds., pp.1-15
  • “No, He Had No Banana — Of Faith and Reason” // Moment 28/4 (August 2003), pp. 60-61, 68-70
  • “Three Major Redactors of the Torah” // Birkat Shalom (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2008), pp. 31-44
  • “Taking the Biblical Text Apart” // Bible Review XXI/4 (2005), pp. 19-23, 48-50
  • “Biblical Perspective” // Dream of Zion (Jewish Lights, 2007), pp. 186-188 Jeffrey Salkin, ed.
  • “Ancient Biblical Interpreters vs. Archaeology & Modern Scholars” // Biblical Archaeology Review, vol. 34, no. 1 (January/February, 2008), pp. 62-67
  • “A Bible Scholar in the City of David” // Historical Biblical Archaeology and the Future — The New Pragmatism (London: Equinox, 2009) Thomas Levy, ed.
  • “The Bible Then — The Bible Now” // Biblical Archaeology Review, vol. 37, no. 5 (September-October, 2011) pp. 26, 66
  • “The SOTAH: Why Is This Case Different from All Other Cases?” // Iain Provan and Mark J. Boda, eds., Let Us Go up to Zion: Essays in Honour of H. G. M. Williamson on the Occasion of his Sixty-Fifth Birthday (Leiden: Brill, 2012) pp. 371-382
  • “Love Your Neighbor — Only Israelites or Everyone?” // Biblical Archaeology Review (September-October, 2014) pp. 48-52
  • ”The Exodus in History” (published as an interview) // Reform Judaism, Spring, 2014
  • “Kissing Through a Vail: Translating the Emphatic in Biblical Hebrew” // G. Rendsberg and F. Greenspahn, eds., in Lema`an Ziony: A Festschrift in Honor of Ziony Zevit (Wipf & Stock, 2016)

Публицистика

  • “More Dangerous Than Holocaust Deniers” // The Jerusalem Post, July 20, 2006
  • “Jeremiah’s Wish” // The Jerusalem Post, February 2, 2007
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также