Ноябрь 1, 2021 / Комментарии 0 |
Ричард Эллиотт Фридман (англ. Richard Elliott Friedman; род. 5 мая 1946, Рочестер, Нью-Йорк) — американский библеист и гебраист. Профессор гебраистики имени Энн и Джея Дэвисов и профессор религиоведения кафедры религиоведения Франклинского колледжа искусств и наук Университета Джорджии (с 2006). Один из авторов энциклопедических изданий The Anchor Bible Dictionary и Encyclopaedia Judaica.
Родился 5 мая 1946 года в Рочестере штата Нью-Йорк.
В 1966–1967 и 1969–1970 годах изучал иудаику в Еврейском университете в Иерусалиме.
В 1968 году получил бакалавра гуманитарных наук cum laude по философии в Университете Майами. В 1971 году получил магистра еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. В 1974 году получил в Гарвардской школе богословия Гарвардского университета магистра теологии cum laude по еврейской Библии и в 1978 году там же доктора теологии с отличием по еврейской Библии, ближневосточным языкам и цивилизациям.
В 1994–2006 годах — катцинский профессор еврейской цивилизации, еврейской Библии и ближневосточных языков и литератур в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Был научным сотрудником Американский совет научных сообществ, старшим научным сотрудником Американских школ востоковедения, приглашённым научным сотрудником Кембриджского и Оксфордского университета, приглашённым профессором Хайфского университета.
Фридман считает, что Священнический кодекс сложился в эпоху царя Езекия.
Вслед за Юлиусом Велльгаузеном Фридман религия Израиля сложилась под влиянием жрецов-потомков Аарона, поскольку именно они стояли у главного жертвенника, а не Моисей, не Корей и никто другой из левитов.
Также Фридман предполагает, что пророк Иеремия, работавший совместно со своим писцом Варухом, являлся тем самым человеком, который выступает в качестве Второзаконника — действительного автора, написавшего или же переписавшего книги Второзаконие, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу пророка Самуила и Книги Царств. В своей книге «Кто написал Библию?» (англ. Who wrote the Bible?) он излагает доводы в подтверждение данного отождествления, а также отмечает, что уже в Талмуде Иеремия рассматривался в качестве автора Книги Царств. По его мнению, эту часть Библии следует рассматривать как одну большую теологическую историю, где в самой сердцевине находится завет между евреями и Яхве, обещающий вечное процветание Израилю, но требующий, чтобы они поклонялись только Яхве. При этом еврейская история написана в длинном цикле неверность — поражение — покаяние — прощение. В связи с этим по его мнению, история сначала закончилась тем, что Иосия сначала был представлен совершенно богобоязненным царём, а позднее после падения Иудейского царства в 586 г. до н.э., его образ был переписан и на него возложили вину за зло, совершённое при Манассии: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия» (4 Цар. 23: 25-26).
В своей книге «Исход: как он случился и почему так важен» (англ. The Exodus: How It Happened and Why It Matters) Фридман утверждает, что в исходе евреев из Египта участвовало всего несколько тысяч человек, которые покинули его во время правления фараона Рамсеса II или его сына — фараона Мернептаха. Он считает, что именно эта группа переселенцев позже слилась с израильтянами, колено Левия и внедрив культ Яхве в Ханаане вместе с идеей монотеизма / монолатрии, возможно, вдохновлённой религиозными реформами фараона Эхнатона, оказавшись в Израиле, культ Яхве вытеснил культ хананского Эля, и отсюда делает вывод о том, что эти два божества стали одним и тем же в религиозном мировоззрении израильтян. Кроме того, Фридман полагает, что имя Яхве происходит от слова Yhw из языка кочевников шасу, поскольку встречается в двух древнеегипетских текстах времён фараонов Аменхотепа III и Рамсеса II. В то же время Фридман отвергает мысль, что еврейский монотеизм возник в эпоху Вавилонского пленения, как описано в соответствующих главах Книги пророка Исаии, считая, что представление о монотеизме / монолатрии присутствует у народа Израиля с XII века до н.э., хотя и в течение многих веков сталкивалось с сильным сопротивлением политеизма.
Книга получила благожелательные отзывы от таких исследователей, как Брэдли Шавит Артсон, Марк Цви Бреттлер, Джонатан Кирш, Томас Эван Леви, Джоди Магнесс, Кэрол Майерс и Питер Эрик Эннса, а также в журналах Faith Matters, The Jewish Journal и Publishers Weekly.
Читайте также
Кухонные гарнитуры: когда нельзя ошибаться
Инвестиции в валюту — без права на ошибку
Почему болят мышцы после тренировки и что делать?
Физиология мышечной ткани такова, что в состоянии покоя она расходует
Wellios, стильная тема для портфолио – портфолио фотографа
Данная тема основана на гибком макете, таким образом Она может
Домашняя одежда должна быть стильной и уютной
Дом – это то место, где все хотят быть самим
Лейкоплакия шейки матки: причины, симптомы, лечение
Имплантация зубов: когда проводится и какие результаты гарантирует?
Потеря одного или нескольких зубов является не только эстетическим дефектом.
Как выбрать кухонную плиту, на что обратить внимание при выборе?
Современность диктует нам свои предложения при выборе новой кухонной плиты.
Adidas Yeezy Boost: всегда на стиле
Yeezy Boost – настоящая легенда в мире спортивной обуви. Лучшие
Эффектно и красиво в летний период стремятся выглядеть все женщины.
Красивая улыбка доступна всем: нейлоновые съемные протезы
Лазерная коррекция: подготовка, показания и противопоказания
Одним из наиболее эффективных способов восстановления зрения является лазерная коррекция.
Пленка для цветов помогает в создании красивых букетов
Не только цветы создают впечатление от флористической композиции. Финишное оформление
Мегаптека на страже вашего здоровья
Быт современного человека значительно облегчило распространение интернета. Не только услуги
Упражнения на растяжение позвоночника – залог ровной осанки
От пластичности и гибкости спины зависит осанка и общее самочувствие.