Эскадренные миноносцы типа «Бенсон»

Эскадренные миноносцы типа «Бенсон»/«Гливс» (англ. Benson-class and Gleaves-class) — тип эскадренных миноносцев военно-морского флота США периода Второй мировой войны. Всего, в 1938—1942 годах, построено 96 единиц. Являются развитием эсминцев проекта «Симс». В зависимости от классификации различают подтипы «Бенсон», «Гливс», «Ливермор» и «Бристоль». На момент вступления в строй все эсминцы типа «Бенсон» оказались сильно перегружены — стандартные 1620—1630 т были превышены на 250—300 т.

История проекта

По программе 1938-го финансового года предусматривалась постройка восьми эсминцев (DD-421 — DD-428). Велась параллельная разработка двумя фирмами — «Bethlehem» (DD-421, DD-422 и DD-425 — DD-428) и «Gibbs & Cox» (DD-423 и DD-424). По сравнению с эсминцами типа «Симс», после подрыва на мине английского эсминца «Хантер» (англ. Hunter) в 1937 году у берегов Испании, было заменено линейное расположение энергетической установки на эшелонное, число паровых котлов увеличивалось до 4-х, что вызвало появление второй трубы и неизбежный рост водоизмещения. Первоначально схема вооружения была такой же, как на «Симс» — 5 127-мм/38 орудий Mark 12, 4 12,7-мм зенитных пулемёта и 3х4 533-мм ТА (2 стояли побортно на верхней палубе).

Эсминцы, построенные по проекту «Bethlehem», стали именоваться эсминцами типа «Бенсон», а по проекту фирмы «Gibbs & Cox» — типа «Гливс». Корабли не сильно отличались между собой. В основном различия касались энергетической установки. Единственное заметное внешнее отличие — форма дымовых труб. У «Бенсона» они имели плоские бока, а у «Гливса» — округлые. Кроме того, «Гливс» был на десять тонн тяжелее. Так как проекты между собой отличаются не существенно, в ряде источников они именуются типом Бенсон/Гливс. В некоторых источниках, корабли типов «Бенсон» и «Гливс» считают одним и именуют эсминцами типа «Бенсон».

Благодаря хорошо зарекомендовавшей себя энергетической установке, 8 следующих эсминцев DD-429 — DD-436 программы 1939 года строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох». При эксплуатации эсминцев типа «Симс» с флота начали поступать негативные отзывы на побортное расположение торпедных аппаратов. Их сильно заливало, что вело к поломкам и повышенной коррозии. В это время появился новый пятитрубный ТА, поэтому на кораблях, заложенных по программе 1939 года, в проект были внесены изменения. Они получили два пятитрубных ТА, расположенных в диаметральной плоскости и место для запасных торпед. Также изменения коснулись энергетической установки — были повышены параметры пара (температура пара была повышена с 700°F(371 °C) до 825 °F(440 °C)). Масса силовой установки составила 693 дл. тонн для типа «Бенсон» и 699 дл.тонн для «Гливс». Удельный вес установки составил 13,98 кг/л. с., что было хуже чем у других эсминцев начала войны (плата за эшелонное расположение энергетической установки). Также было увеличено количество пулемётов с 4 до 6. Эти изменения удалось внедрить и на эсминцах программы 1938 года — DD-423 и DD-424. Первым эсминцем, заложенным по изменённому проекту, стал USS Livermore (DD-429). В силу этого в ряде источников встречается обозначение проекта фирмы «Gibbs & Cox» как тип Гливс/Ливермор.

Предвоенную программу завершали восемь эсминцев DD-437 — DD-444, заказанных по программе 1940 года. Эти эсминцы также строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох».

США усиленно готовились к войне. Поэтому, несмотря на появление проекта «большого» эсминца типа «Флетчер», было решено продолжить строительство более простых в производстве эсминцев типа «Бенсон»/«Гливс». В мае 1940 года были заказаны первые 12 единиц (DD-453 — DD-464). В сентябре 1940 года были заказаны ещё 15 единиц (DD-483 — DD-497). Часть из них были заказаны по проекту фирмы «Bethlehem». На всех кораблях этих и последующих серий энергетическая установка выполнялась по проекту «Gibbs & Сох». При этом внешнее отличие между двумя проектами (форма дымовых труб) сохранилось. Эти эсминцы вступили в строй со значительной перегрузкой: их стандартное водоизмещение составляло 1840—1910 тонн вместо 1620—1630 проектных, скорость в итоге осталась на уровне 35 узлов.

Практически сразу после вступления США в войну был размещен заказ ещё на 41 корабль (DD-598 — DD-628 и DD-632 — DD-641), в феврале 1942 г. — на последние 4 (DD-645 — DD-648). Две заключительные серии предназначались для службы в Атлантике и должны были строиться по откорректированному проекту с заменой средней 127-мм установки (№ 3) на 2×2 40-мм «бофорса» и 4×1 20-мм «эрликона». Одновременно решили усилить противолодочное вооружение. К двум бомбосбрасывателям на корме добавили Y-образный бомбомёт на квартердеке с запасом в 10 глубинных бомб. В конечном счёте, возросший верхний вес отрицательно сказался на остойчивости и для его уменьшения в августе 1941 года было принято решение отказаться от кормового ТА. В начале 1941 года было принято решение, что все эсминцы, начиная с DD-453, будут вооружены четырьмя 127-мм орудиями. Первым в таком варианте был построен USS Bristol (DD-453). В ряде источников все построенные, начиная с DD-453, эсминцы относят к подтипу «Бристоль».

Так как промышленность США не справлялась с производством 40-мм «бофорсов», часть эсминцев получили вместо них счетверенный 28-мм автомат. Штатные «бофорсы» впервые появились на USS Coghlan (DD-606).

Конструкция

В пределах типа отдельные корабли отличались размерах, например, в общей длине на целый фут, а DD-634 и DD-635 отличались увеличенными шириной, запасом топлива и проектным водоизмещением (1900 дл. тонн — стандартное, 2600 тонн дл. полное) (включён перегруз).

Вооружение

подтип Бенсон/Гливс

ГК состоял из пяти универсальных 127 мм/38 орудий, оснащенных системой управления огнём Марк 37 (проектный боекомплект составлял 1000 выстрелов или 176 снарядов на ствол + 120 осветительных на корабль). Вместимость же погребов была рассчитана на 1500 (300 на орудие) выстрелов. Мелкокалиберная зенитная батарея состояла из шести 12,7 мм пулемётов. Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм пятитрубных торпедных аппарата, управляемых с помощью директора Марк 27. Тип был оснащён торпедами Марка 15. Бомбосбрасыватели находились на корме. Торпеды Mk 15 состояли на вооружении с 1936 года и имели дальность 6000 ярдов (5486 м) ходом 45 узлов и 15 000 ярдов (13 711 м) ходом 26,5 узлов. Боеголовка содержала 494 фунтов (224 кг) тринитротолуола.

подтип Бристоль DD-453 в январе 1943 года

Чтобы установить всего шесть — восемь 20-мм «эрликонов», пришлось сделать серьёзную модернизацию — убрать одну 127-мм пушку и торпедный аппарат. Главный калибр состоял из четырёх универсальных 127 мм/38 орудий, оснащенных системой управления огнём Марк 37, все орудия размещались в закрытых установках с кольцевым погоном, боекомплект составлял 1375 выстрелов. Мелкокалиберная зенитная батарея состояла из шести «Эрликонов» или из «Чикагского пианино» и пяти «Эрликонов». Торпедное вооружение состояло из одного 533-мм пятитрубного торпедного аппарата. Эсминцы получили торпеды Mark 15 новой модификации с боевой частью из 363 кг тротила или 373 кг торпекса.

К началу 1944 года на всех оставшихся эсминцах всех подтипов вооружение было, приведено к единому стандарту — четыре 127-мм орудия, 2×2 40-мм «бофорса», 4×1 20-мм «эрликона», пятитрубный ТА, 4 — 6 БМБ и 2 БС.

Мореходность

Корабли отличались плохими мореходными качествами. Высота надводного борта в носу была на фут меньше чем у «Мэхэна» и на три чем у «Сомерса». Корабли были маломаневреными — диаметр циркуляции на ходу 30 узлов достигал 960 ярдов (877 метров), что на сто ярдов больше чем на гораздо более крупных Сомерсах.

Классификация

В литературе нет однозначной классификации данных эскадренных миноносцев. Conway не разделяет их на типы, давая как один — тип «Бенсон/Гливс». Американские специалисты (в частности, Фридман) разделяют эти серии по проектам «Bethlehem» и «Gibbs & Сох». Эсминцы, выполненные по проекту «Bethlehem» (30 единиц), относят к типу «Бенсон», а «Gibbs & Сох» — «Гливс» (66 единиц). Иногда в типе «Гливс» выделяют отдельный тип «Ливермор». Эсминец USS Livermore (DD-429) был первым, заложенным с ГЭУ с повышенными параметрами пара. Так как USS Gleaves (DD-423) и USS Niblack (DD-424) достроены с той же ГЭУ, то в ряде источников идет выделение типа «Гливс/Ливермор» Также встречается классификация по сериям довоенной и военной программы. Ряд специалистов 24 эсминца довоенных серий DD421-DD428, DD429-DD436, DD437-DD444 относят к типу «Бенсон», а 72 эсминца серий DD453-DD464, DD483-DD497, DD598-DD628, DD632-DD641, DD645-DD648 относят к типу «Бристоль».

Тип «Бенсон»

Тип «Гливс»

  • USS Gleaves (DD-423)
  • USS Niblack (DD-424)
  • USS Livermore (DD-429)
  • USS Eberle (DD-430)
  • USS Plunkett (DD-431)
  • USS Kearny (DD-432)
  • USS Gwin (DD-433) (погиб в 1943)
  • USS Meredith (DD-434) (погиб в 1942)
  • USS Grayson (DD-435)
  • USS Monssen (DD-436) (погиб в 1942)
  • USS Woolsey (DD-437)
  • USS Ludlow (DD-438)
  • USS Edison (DD-439)
  • USS Ericsson (DD-440)
  • USS Wilkes (DD-441)
  • USS Nicholson (DD-442)
  • USS Swanson (DD-443)
  • USS Ingraham (DD-444) (погиб в 1942)

Тип «Бристоль»

  • USS Bristol (DD-453) (погиб в 1943)
  • USS Ellyson (DD-454)
  • USS Hambleton (DD-455)
  • USS Rodman (DD-456)
  • USS Emmons (DD-457) (погиб в 1945)
  • USS Macomb (DD-458)
  • USS Forrest (DD-461)
  • USS Fitch (DD-462) (погиб в 1973)
  • USS Corry (DD-463) (погиб в 1944)
  • USS Hobson (DD-464) (погиб в 1952)
  • USS Aaron Ward (DD-483) (погиб в 1943)
  • USS Buchanan (DD-484)
  • USS Duncan (DD-485) (погиб в 1942)
  • USS Lansdowne (DD-486)
  • USS Lardner (DD-487)
  • USS McCalla (DD-488)
  • USS Mervine (DD-489)
  • USS Quick (DD-490)
  • USS Carmick (DD-493)
  • USS Doyle (DD-494)
  • USS Endicott (DD-495)
  • USS McCook (DD-496)
  • USS Frankford (DD-497)
  • USS Davison (DD-618)
  • USS Edwards (DD-619)
  • USS Glennon (DD-620)
  • USS Jeffers (DD-621)
  • USS Maddox (DD-622)
  • USS Nelson (DD-623)
  • USS Baldwin (DD-624)
  • USS Harding (DD-625)
  • USS Satterlee (DD-626)
  • USS Thompson (DD-627)
  • USS Welles (DD-628)
  • USS Cowie (DD-632)
  • USS Knight (DD-633)
  • USS Doran (DD-634)
  • USS Earle (DD-635)
  • USS Butler (DD-636)
  • USS Gherardi (DD-637)
  • USS Herndon (DD-638)
  • USS Shubrick (DD-639)
  • USS Beatty (DD-640)
  • USS Tillman (DD-641)
  • USS Stevenson (DD-645)
  • USS Stockton (DD-646)
  • USS Thorn (DD-647)
  • USS Turner (DD-648)

Тип «Ливермор»

Конверсия в быстроходные тральщики

DMS-20 бывший DD-455 в море в 1944 году

Двадцать четыре корабля типа были переоборудованы в быстроходные тральщики (с DMS-19 по DMS-42) в 1944 году и 1945 году. Двенадцать на Атлантическом флоте: корабли (DD-454-458, 461—462, 464, 621, 625, 636, и 637) были перестроены в 1944 году, остальные на Тихом океане в 1945 году (DD-489-490, 493—496, 618, 627, и 632—635). Были установлены магнитный и акустический тралы, вооружение сокращено до 3 × 127 мм пушек, 4 × 40 мм пушек (2 × 2) и 7 × 20 мм автоматов, торпедные аппараты демонтированы на Атлантических судах. На тихоокеанских кораблях мелкокалиберное зенитное вооружение усилено до 8 × 40 мм пушек (2 × 4) и 6 × 20 мм пушек (2 × 2, 2 × 1). Для противолодочных целей корабли были оборудованы двумя бомбосбрасывателями и двумя бомбомётами (K-gun). DMS конверсия были единственными кораблями типа Бенсон/Гливс сохраненные в послевоенной службе. Но они были признаны неэффективными во время Корейской войны в связи с большим экипажем по сравнению с специально построенными тральщиками, и были выведены из эксплуатации в 1954-56 годах.

Оценка проекта

Американцы в качестве мобилизационного взяли вариант эсминцев типа «Бенсон», которые могли строиться быстрее чем более крупные «Флетчеры», увеличили количество глубинных бомб и мелкокалиберной артиллерии, уменьшив количество торпедных труб и убрав одно орудие ГК, зато все орудия были в полностью закрытых башнях (На просторах Атлантики разгорелась совершенно другая война. Здесь редко возникала угроза со стороны авиации, зато работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было предостаточно. Для решения этих задач «Флетчер» был слишком дорогим даже для самой богатой в мире державы. Но нужда в эскадренных миноносцах оставалась высокой, причём требования к их численности доминировали над мощью каждой единицы).

Как союзники с 1941 года Соединенных Штатов, британские офицеры имели возможность ознакомится с американскими кораблями, и типом «Бэнсон», естественно, сравнить с новыми чрезвычайным эсминцами. Военно-морской разведывательный дивизион (NID) распространил сравнение нового типа S и USS Wilkes (DD-441). Оба корабля были сравнимы по проектному водоизмещению (1650 дл. тонн стандартное и 2383 дл. тонн для эсминца США, 1650 дл. тонн и 2430 дл. тонн для англичанина), корабль США будучи немного короче (341 ft [103,94 м] против 348 ft [106 м] по ватерлинии) и шире (36 ft [11 м] против 35 ft 8in [10,85 м]), сидел чуть глубже (13 ft 4in vs 12 ft) и имел больший строительный перегруз.

Было отмечено, что у эсминца США, сильно заливало верхней палубу в плохую погоду. Каждый корабль имел по четыре орудия главного калибра (универсальные в случае США). Британцы до ознакомления неправильно предполагали, что четырёхпушечный корабль США имел слабую лёгкую зенитную батарею (десять полдюймовых пулемётов) по сравнению с стабилизированным двухствольным Bofors и Эрликонами на британских кораблях. На самом деле корабли США были построены либо с пятью пушками (и шестью пулемётами) или с четырьмя пушками и несколькими Bofors и Эрликонами. На представленном американском эсминце было два пятитрубных торпедных аппарата по сравнению с одним четырёхтрубником на англичанине, но на самом деле S, как правило, получали все восемь труб, а на американцах один аппарат снимали. Корабль США перевозил двадцать пять глубинных бомб по сравнению с шестьюдесятью пятью (первоначально семьдесят) британского эсминца. На этом корабле США была одна Y-пушка; Британский сдвоенный Бофорс (который может быть приравнен к Y-пушке).

Корабль США имел более мощную силовую установку (50 000 л. с. на 370 оборотах в минуту массой 699 дл. тонн против 40 000 л. с. на 340 оборотах в минуту массой 530 дл. тонн) и был немного быстрее (35 узлов проектных, 33,8 узла на службе). Максимальный запас топлива на американском корабле был меньше (456 тонн против 615 тонн нефти) и меньшая дальность: 3430 миль против 4700 миль на 20 узлах (у американского корабля практическая дальность, у англичанина при чистом днище — в совместной службе разница была меньше). Споры по поводу линейного и эшелонного расположения машинно-котельных установок, приведшие к появлению эскадренные миноносцы типа «Бенсон», война разрешила не в их пользу: эсминцы гибли независимо от расположения МКО. То же самое можно сказать про советские эсминцы проектов 7 и 7У. Американские конструкторы сделали ту же ошибку, что и советские вожди, то что было полезно для крейсеров, оказалось бесполезным для эсминцев.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Эскадренные миноносцы типа «Бенсон»

Эскадренные миноносцы типа «Бенсон»/«Гливс» (англ. Benson-class and Gleaves-class) — тип эскадренных миноносцев военно-морского флота США периода Второй мировой войны. Всего, в 1938—1942 годах, построено 96 единиц. Являются развитием эсминцев проекта «Симс». В зависимости от классификации различают подтипы «Бенсон», «Гливс», «Ливермор» и «Бристоль». На момент вступления в строй все эсминцы типа «Бенсон» оказались сильно перегружены — стандартные 1620—1630 т были превышены на 250—300 т.

История проекта

По программе 1938-го финансового года предусматривалась постройка восьми эсминцев (DD-421 — DD-428). Велась параллельная разработка двумя фирмами — «Bethlehem» (DD-421, DD-422 и DD-425 — DD-428) и «Gibbs & Cox» (DD-423 и DD-424). По сравнению с эсминцами типа «Симс», после подрыва на мине английского эсминца «Хантер» (англ. Hunter) в 1937 году у берегов Испании, было заменено линейное расположение энергетической установки на эшелонное, число паровых котлов увеличивалось до 4-х, что вызвало появление второй трубы и неизбежный рост водоизмещения. Первоначально схема вооружения была такой же, как на «Симс» — 5 127-мм/38 орудий Mark 12, 4 12,7-мм зенитных пулемёта и 3х4 533-мм ТА (2 стояли побортно на верхней палубе).

Эсминцы, построенные по проекту «Bethlehem», стали именоваться эсминцами типа «Бенсон», а по проекту фирмы «Gibbs & Cox» — типа «Гливс». Корабли не сильно отличались между собой. В основном различия касались энергетической установки. Единственное заметное внешнее отличие — форма дымовых труб. У «Бенсона» они имели плоские бока, а у «Гливса» — округлые. Кроме того, «Гливс» был на десять тонн тяжелее. Так как проекты между собой отличаются не существенно, в ряде источников они именуются типом Бенсон/Гливс. В некоторых источниках, корабли типов «Бенсон» и «Гливс» считают одним и именуют эсминцами типа «Бенсон».

Благодаря хорошо зарекомендовавшей себя энергетической установке, 8 следующих эсминцев DD-429 — DD-436 программы 1939 года строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох». При эксплуатации эсминцев типа «Симс» с флота начали поступать негативные отзывы на побортное расположение торпедных аппаратов. Их сильно заливало, что вело к поломкам и повышенной коррозии. В это время появился новый пятитрубный ТА, поэтому на кораблях, заложенных по программе 1939 года, в проект были внесены изменения. Они получили два пятитрубных ТА, расположенных в диаметральной плоскости и место для запасных торпед. Также изменения коснулись энергетической установки — были повышены параметры пара (температура пара была повышена с 700°F(371 °C) до 825 °F(440 °C)). Масса силовой установки составила 693 дл. тонн для типа «Бенсон» и 699 дл.тонн для «Гливс». Удельный вес установки составил 13,98 кг/л. с., что было хуже чем у других эсминцев начала войны (плата за эшелонное расположение энергетической установки). Также было увеличено количество пулемётов с 4 до 6. Эти изменения удалось внедрить и на эсминцах программы 1938 года — DD-423 и DD-424. Первым эсминцем, заложенным по изменённому проекту, стал USS Livermore (DD-429). В силу этого в ряде источников встречается обозначение проекта фирмы «Gibbs & Cox» как тип Гливс/Ливермор.

Предвоенную программу завершали восемь эсминцев DD-437 — DD-444, заказанных по программе 1940 года. Эти эсминцы также строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох».

США усиленно готовились к войне. Поэтому, несмотря на появление проекта «большого» эсминца типа «Флетчер», было решено продолжить строительство более простых в производстве эсминцев типа «Бенсон»/«Гливс». В мае 1940 года были заказаны первые 12 единиц (DD-453 — DD-464). В сентябре 1940 года были заказаны ещё 15 единиц (DD-483 — DD-497). Часть из них были заказаны по проекту фирмы «Bethlehem». На всех кораблях этих и последующих серий энергетическая установка выполнялась по проекту «Gibbs & Сох». При этом внешнее отличие между двумя проектами (форма дымовых труб) сохранилось. Эти эсминцы вступили в строй со значительной перегрузкой: их стандартное водоизмещение составляло 1840—1910 тонн вместо 1620—1630 проектных, скорость в итоге осталась на уровне 35 узлов.

Практически сразу после вступления США в войну был размещен заказ ещё на 41 корабль (DD-598 — DD-628 и DD-632 — DD-641), в феврале 1942 г. — на последние 4 (DD-645 — DD-648). Две заключительные серии предназначались для службы в Атлантике и должны были строиться по откорректированному проекту с заменой средней 127-мм установки (№ 3) на 2×2 40-мм «бофорса» и 4×1 20-мм «эрликона». Одновременно решили усилить противолодочное вооружение. К двум бомбосбрасывателям на корме добавили Y-образный бомбомёт на квартердеке с запасом в 10 глубинных бомб. В конечном счёте, возросший верхний вес отрицательно сказался на остойчивости и для его уменьшения в августе 1941 года было принято решение отказаться от кормового ТА. В начале 1941 года было принято решение, что все эсминцы, начиная с DD-453, будут вооружены четырьмя 127-мм орудиями. Первым в таком варианте был построен USS Bristol (DD-453). В ряде источников все построенные, начиная с DD-453, эсминцы относят к подтипу «Бристоль».

Так как промышленность США не справлялась с производством 40-мм «бофорсов», часть эсминцев получили вместо них счетверенный 28-мм автомат. Штатные «бофорсы» впервые появились на USS Coghlan (DD-606).

Конструкция

В пределах типа отдельные корабли отличались размерах, например, в общей длине на целый фут, а DD-634 и DD-635 отличались увеличенными шириной, запасом топлива и проектным водоизмещением (1900 дл. тонн — стандартное, 2600 тонн дл. полное) (включён перегруз).

Вооружение

подтип Бенсон/Гливс

ГК состоял из пяти универсальных 127 мм/38 орудий, оснащенных системой управления огнём Марк 37 (проектный боекомплект составлял 1000 выстрелов или 176 снарядов на ствол + 120 осветительных на корабль). Вместимость же погребов была рассчитана на 1500 (300 на орудие) выстрелов. Мелкокалиберная зенитная батарея состояла из шести 12,7 мм пулемётов. Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм пятитрубных торпедных аппарата, управляемых с помощью директора Марк 27. Тип был оснащён торпедами Марка 15. Бомбосбрасыватели находились на корме. Торпеды Mk 15 состояли на вооружении с 1936 года и имели дальность 6000 ярдов (5486 м) ходом 45 узлов и 15 000 ярдов (13 711 м) ходом 26,5 узлов. Боеголовка содержала 494 фунтов (224 кг) тринитротолуола.

подтип Бристоль DD-453 в январе 1943 года

Чтобы установить всего шесть — восемь 20-мм «эрликонов», пришлось сделать серьёзную модернизацию — убрать одну 127-мм пушку и торпедный аппарат. Главный калибр состоял из четырёх универсальных 127 мм/38 орудий, оснащенных системой управления огнём Марк 37, все орудия размещались в закрытых установках с кольцевым погоном, боекомплект составлял 1375 выстрелов. Мелкокалиберная зенитная батарея состояла из шести «Эрликонов» или из «Чикагского пианино» и пяти «Эрликонов». Торпедное вооружение состояло из одного 533-мм пятитрубного торпедного аппарата. Эсминцы получили торпеды Mark 15 новой модификации с боевой частью из 363 кг тротила или 373 кг торпекса.

К началу 1944 года на всех оставшихся эсминцах всех подтипов вооружение было, приведено к единому стандарту — четыре 127-мм орудия, 2×2 40-мм «бофорса», 4×1 20-мм «эрликона», пятитрубный ТА, 4 — 6 БМБ и 2 БС.

Мореходность

Корабли отличались плохими мореходными качествами. Высота надводного борта в носу была на фут меньше чем у «Мэхэна» и на три чем у «Сомерса». Корабли были маломаневреными — диаметр циркуляции на ходу 30 узлов достигал 960 ярдов (877 метров), что на сто ярдов больше чем на гораздо более крупных Сомерсах.

Классификация

В литературе нет однозначной классификации данных эскадренных миноносцев. Conway не разделяет их на типы, давая как один — тип «Бенсон/Гливс». Американские специалисты (в частности, Фридман) разделяют эти серии по проектам «Bethlehem» и «Gibbs & Сох». Эсминцы, выполненные по проекту «Bethlehem» (30 единиц), относят к типу «Бенсон», а «Gibbs & Сох» — «Гливс» (66 единиц). Иногда в типе «Гливс» выделяют отдельный тип «Ливермор». Эсминец USS Livermore (DD-429) был первым, заложенным с ГЭУ с повышенными параметрами пара. Так как USS Gleaves (DD-423) и USS Niblack (DD-424) достроены с той же ГЭУ, то в ряде источников идет выделение типа «Гливс/Ливермор» Также встречается классификация по сериям довоенной и военной программы. Ряд специалистов 24 эсминца довоенных серий DD421-DD428, DD429-DD436, DD437-DD444 относят к типу «Бенсон», а 72 эсминца серий DD453-DD464, DD483-DD497, DD598-DD628, DD632-DD641, DD645-DD648 относят к типу «Бристоль».

Тип «Бенсон»

Тип «Гливс»

  • USS Gleaves (DD-423)
  • USS Niblack (DD-424)
  • USS Livermore (DD-429)
  • USS Eberle (DD-430)
  • USS Plunkett (DD-431)
  • USS Kearny (DD-432)
  • USS Gwin (DD-433) (погиб в 1943)
  • USS Meredith (DD-434) (погиб в 1942)
  • USS Grayson (DD-435)
  • USS Monssen (DD-436) (погиб в 1942)
  • USS Woolsey (DD-437)
  • USS Ludlow (DD-438)
  • USS Edison (DD-439)
  • USS Ericsson (DD-440)
  • USS Wilkes (DD-441)
  • USS Nicholson (DD-442)
  • USS Swanson (DD-443)
  • USS Ingraham (DD-444) (погиб в 1942)

Тип «Бристоль»

  • USS Bristol (DD-453) (погиб в 1943)
  • USS Ellyson (DD-454)
  • USS Hambleton (DD-455)
  • USS Rodman (DD-456)
  • USS Emmons (DD-457) (погиб в 1945)
  • USS Macomb (DD-458)
  • USS Forrest (DD-461)
  • USS Fitch (DD-462) (погиб в 1973)
  • USS Corry (DD-463) (погиб в 1944)
  • USS Hobson (DD-464) (погиб в 1952)
  • USS Aaron Ward (DD-483) (погиб в 1943)
  • USS Buchanan (DD-484)
  • USS Duncan (DD-485) (погиб в 1942)
  • USS Lansdowne (DD-486)
  • USS Lardner (DD-487)
  • USS McCalla (DD-488)
  • USS Mervine (DD-489)
  • USS Quick (DD-490)
  • USS Carmick (DD-493)
  • USS Doyle (DD-494)
  • USS Endicott (DD-495)
  • USS McCook (DD-496)
  • USS Frankford (DD-497)
  • USS Davison (DD-618)
  • USS Edwards (DD-619)
  • USS Glennon (DD-620)
  • USS Jeffers (DD-621)
  • USS Maddox (DD-622)
  • USS Nelson (DD-623)
  • USS Baldwin (DD-624)
  • USS Harding (DD-625)
  • USS Satterlee (DD-626)
  • USS Thompson (DD-627)
  • USS Welles (DD-628)
  • USS Cowie (DD-632)
  • USS Knight (DD-633)
  • USS Doran (DD-634)
  • USS Earle (DD-635)
  • USS Butler (DD-636)
  • USS Gherardi (DD-637)
  • USS Herndon (DD-638)
  • USS Shubrick (DD-639)
  • USS Beatty (DD-640)
  • USS Tillman (DD-641)
  • USS Stevenson (DD-645)
  • USS Stockton (DD-646)
  • USS Thorn (DD-647)
  • USS Turner (DD-648)

Тип «Ливермор»

Конверсия в быстроходные тральщики

DMS-20 бывший DD-455 в море в 1944 году

Двадцать четыре корабля типа были переоборудованы в быстроходные тральщики (с DMS-19 по DMS-42) в 1944 году и 1945 году. Двенадцать на Атлантическом флоте: корабли (DD-454-458, 461—462, 464, 621, 625, 636, и 637) были перестроены в 1944 году, остальные на Тихом океане в 1945 году (DD-489-490, 493—496, 618, 627, и 632—635). Были установлены магнитный и акустический тралы, вооружение сокращено до 3 × 127 мм пушек, 4 × 40 мм пушек (2 × 2) и 7 × 20 мм автоматов, торпедные аппараты демонтированы на Атлантических судах. На тихоокеанских кораблях мелкокалиберное зенитное вооружение усилено до 8 × 40 мм пушек (2 × 4) и 6 × 20 мм пушек (2 × 2, 2 × 1). Для противолодочных целей корабли были оборудованы двумя бомбосбрасывателями и двумя бомбомётами (K-gun). DMS конверсия были единственными кораблями типа Бенсон/Гливс сохраненные в послевоенной службе. Но они были признаны неэффективными во время Корейской войны в связи с большим экипажем по сравнению с специально построенными тральщиками, и были выведены из эксплуатации в 1954-56 годах.

Оценка проекта

Американцы в качестве мобилизационного взяли вариант эсминцев типа «Бенсон», которые могли строиться быстрее чем более крупные «Флетчеры», увеличили количество глубинных бомб и мелкокалиберной артиллерии, уменьшив количество торпедных труб и убрав одно орудие ГК, зато все орудия были в полностью закрытых башнях (На просторах Атлантики разгорелась совершенно другая война. Здесь редко возникала угроза со стороны авиации, зато работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было предостаточно. Для решения этих задач «Флетчер» был слишком дорогим даже для самой богатой в мире державы. Но нужда в эскадренных миноносцах оставалась высокой, причём требования к их численности доминировали над мощью каждой единицы).

Как союзники с 1941 года Соединенных Штатов, британские офицеры имели возможность ознакомится с американскими кораблями, и типом «Бэнсон», естественно, сравнить с новыми чрезвычайным эсминцами. Военно-морской разведывательный дивизион (NID) распространил сравнение нового типа S и USS Wilkes (DD-441). Оба корабля были сравнимы по проектному водоизмещению (1650 дл. тонн стандартное и 2383 дл. тонн для эсминца США, 1650 дл. тонн и 2430 дл. тонн для англичанина), корабль США будучи немного короче (341 ft [103,94 м] против 348 ft [106 м] по ватерлинии) и шире (36 ft [11 м] против 35 ft 8in [10,85 м]), сидел чуть глубже (13 ft 4in vs 12 ft) и имел больший строительный перегруз.

Было отмечено, что у эсминца США, сильно заливало верхней палубу в плохую погоду. Каждый корабль имел по четыре орудия главного калибра (универсальные в случае США). Британцы до ознакомления неправильно предполагали, что четырёхпушечный корабль США имел слабую лёгкую зенитную батарею (десять полдюймовых пулемётов) по сравнению с стабилизированным двухствольным Bofors и Эрликонами на британских кораблях. На самом деле корабли США были построены либо с пятью пушками (и шестью пулемётами) или с четырьмя пушками и несколькими Bofors и Эрликонами. На представленном американском эсминце было два пятитрубных торпедных аппарата по сравнению с одним четырёхтрубником на англичанине, но на самом деле S, как правило, получали все восемь труб, а на американцах один аппарат снимали. Корабль США перевозил двадцать пять глубинных бомб по сравнению с шестьюдесятью пятью (первоначально семьдесят) британского эсминца. На этом корабле США была одна Y-пушка; Британский сдвоенный Бофорс (который может быть приравнен к Y-пушке).

Корабль США имел более мощную силовую установку (50 000 л. с. на 370 оборотах в минуту массой 699 дл. тонн против 40 000 л. с. на 340 оборотах в минуту массой 530 дл. тонн) и был немного быстрее (35 узлов проектных, 33,8 узла на службе). Максимальный запас топлива на американском корабле был меньше (456 тонн против 615 тонн нефти) и меньшая дальность: 3430 миль против 4700 миль на 20 узлах (у американского корабля практическая дальность, у англичанина при чистом днище — в совместной службе разница была меньше). Споры по поводу линейного и эшелонного расположения машинно-котельных установок, приведшие к появлению эскадренные миноносцы типа «Бенсон», война разрешила не в их пользу: эсминцы гибли независимо от расположения МКО. То же самое можно сказать про советские эсминцы проектов 7 и 7У. Американские конструкторы сделали ту же ошибку, что и советские вожди, то что было полезно для крейсеров, оказалось бесполезным для эсминцев.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также