Электробус с подзарядкой в движении

Электробус с подзарядкой в движении (также электробус с динамической подзарядкой, динамический электробус, IMC-электробус, троллейбус с увеличенным автономным ходом) — безрельсовое механическое транспортное средство контактного типа с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических станций) через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника и оснащённое тяговыми аккумуляторными батареями, зарядка которых осуществляется во время движения под контактной сетью (технология IMC; произносится Ай-эм-си; аббр. от англ. in-motion charging). Электробус с подзарядкой в движении является переосмысленной идеей концепции троллейбуса и одновременно дальнейшим его развитием.

Описание

Электробус с подзарядкой в движении оснащен аккумуляторными батареями большой мощности. Зарядка батарей осуществляется в процессе движения электробуса под контактной троллейбусной сетью. Время зарядки составляет от 10 до 30 минут. В результате аккумуляторные батареи обеспечивают возможность автономного передвижения электробуса на расстояние от 15 до 70 км. Данное расстояние вполне достаточно для создания новых маршрутов общественного транспорта.

Электробус с подзарядкой в движении позволяет создавать новые экологически чистые маршруты без инвестиций в строительство инфраструктуры. Электробусы с подзарядкой в движении сочетают достоинства классического троллейбуса с возможностью преодолевать значительные расстояния на автономном ходу.

Использование электробусов с подзарядкой в движении не создаёт дополнительной нагрузки на городскую сеть и обеспечивает щадящий режим работы батарей. У электробусов с подзарядкой в движении отсутствуют простои на конечных пунктах, в депо, так как зарядка батарей производится во время движения по маршруту. Как и обычные троллейбусы, электробусы с подзарядкой в движении обладают высокой пассажировместимостью.

Однако при эксплуатации таких электробусов в Санкт-Петербурге и Барнауле выявлены случаи пережогов контактной сети током заряда аккумуляторов при движении машины с малой скоростью и при остановке.

Сравнение с другими видами электробусов

Электробус с подзарядкой в движении — качественная переоценка концепции троллейбуса с автономным ходом. В 2017 году в некоторых источниках, посвященных электрическому общественному транспорту, появилось определение «электробус с подзарядкой в движении».

Электробус с подзарядкой в движении также является преемником другой разновидности троллейбуса — дуобуса, однако последний серьёзно проигрывает ему в плане экологичности. Источником автономного хода дуобуса является горючее топливо (бензин или дизель), тогда как для электробуса с подзарядкой в движении — электрохимический носитель энергии. При этом электробус с подзарядкой в движении обладает рекуперацией энергии обратно в тяговую батарею, тогда как дуобус такой возможностью не обладает в силу использования генераторной установки для сгораемого топлива.

Развитие технологии IMC в мире

В Европе технологию IMC активно развивает один из крупнейших разработчиков и производителей электрического оборудования — германская фирма Kiepe Electric GmbH. Европейские фирмы — непосредственные производители подвижного состава: Carrosserie Hess AG (Швейцария), Solaris (Польша), Van HOOL (Бельгия), Белкоммунмаш (Беларусь), МАЗ (Беларусь).

Электробусы с подзарядкой в движении в Европе, Северной и Южной Америке

Электробус с подзарядкой в движении в начале 2017 года начал тестовую работу в Швейцарии. В течение нескольких месяцев 2017 года электробус с подзарядкой в движении производства компании HESS «Swiss Trolley Plus» тестировался в Цюрихе. Машина была оснащена батареями, позволяющими автономно проехать около 30 км.

Представлены планы по обновлению парка электрического общественного транспорта в австрийском городе Линц на электробусы с подзарядкой в движении по технологии Kiepe Electric GmbH к 2019 году.

Электробусы с подзарядкой в движении по технологии Kiepe Electric GmbH с 2005 года работают в Сан Франциско, Сиэтле, Золингене, Люцерне, Цюрихе, Ванкувере, Женеве, Дейтоне и Калгари. Всего подобных машин насчитывается около 600 единиц.

По данным интернет портала Трансфото, в 2017 году тестирование электробусов с подзарядкой в движении проходит в Германии, Польше, Швеции и Швейцарии. Два троллейбусных маршрута в Кишинёве обслуживаются электробусами (№ 30: ул. 31 Августа — пр. Штефана Чел Маре — ул. Чуфля — Виадук — пр. Дакии — Аэропорт и № 31: ул. 31 Августа — пр. Штефана Чел Маре — пр. Негруцци — пр. Гагарина — Мунчештское шоссе — Сынджера). В белорусском городе Гомеле троллейбусный маршрут № 24 обслуживается электробусами с подзарядкой в движении, в Витебске и Гродно также есть по одному троллейбусному маршруту, которые обслуживают электробусы такого типа.

Развитие технологии IMC в России

Варианты самого распространённого троллейбуса ЗиУ-682 с автономным ходом стали появляться в 1980-х годах. В первую очередь это предусматривалось для экспортных вариантов. Например, партия из ЗиУ-682В1 для города Кордова были оборудованы щелочными аккумуляторами 9НКЛБ-70, расположенными под задней площадкой. Они давали запас автономного хода около километра на скорости 5 км/ч. Это позволяло объехать место ДТП, преодолевать обрывы контактной сети, маневрировать в парке.

В дальнейшем автономным ходом оборудовались различные троллейбусы, но запас хода у них не превышал пары километров.

Первым российским троллейбусом с по-настоящему увеличенным автономным ходом стал СТ-6217М, созданный совеместно с предприятиями ООО «Лиотех», ОАО «Сибэлтранссервис», ООО «Сибирский троллейбус», ООО «НПФ „Ирбис“», ООО «НПФ „Арс-Терм“», НИИ химии твердого тела Сибирского отделения РАН, Новосибирским государственным техническим университетом, при участии транспортных предприятий мэрии Новосибирска и её руководителей. Опытные образцы проезжали в автономном режиме до 60 километров при полной массе троллейбуса (то есть как при полном заполнении пассажирами). Батарея состоит из 144 литий-ионных аккумуляторов, ёмкость аккумуляторов — 240 А•ч, масса батареи — 1060 кг, что чуть более 5 % от полной массы троллейбуса. Троллейбус был в введён в эксплуатацию в Новосибирске на маршруте № 401, протяженность которого в однопутном исчислении — 45,56 километра, из них 17 километров — без контактной сети.

Впоследствии ОАО «Сибэлтранссервис» закупило кузова Тролза-5265 «Мегаполис» и произвело на их основе низкопольные ТролЗа-СТ-5265А. В 2013 году они вышли на дороги Новосибирска, а затем Тулы.

ЗАО «Тролза» (бывший Завод имени Урицкого), используя свой опыт создания троллейбусов с автономным ходом, в 2012 году также начало разработку оснащаемых литиевыми батареями троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которые впоследствии из маркетинговых соображений стали позиционироваться как электробусы с подзарядкой в движении. После испытаний в различных регионах России (Владимирская область, Ставропольский край, Краснодарский край, республика Башкортостан, республика Адыгея, Пермский край и частично признанная республика Крым) электробус был запущен в серийное производство и начал поставляться в города России (Тула, Нальчик, Санкт-Петербург, для нужд ГТЛК), а также зарубеж (Аргентина, города Росарио и Кордова).

Электробусы с подзарядкой в движении в городах России

Санкт-Петербург

В 2017 году был заключен контракт на поставку более чем 100 электробусов с подзарядкой в движении в Санкт-Петербург. Сумма контракта составила более 2 млрд руб. Поставщики техники — ЗАО «Тролза» и ОАО «Белкоммунмаш». С декабря 2017 года по февраль 2018 года в Санкт-Петербурге было открыто 3 новых маршрута с электробусами с подзарядкой в движении на базе действующих троллейбусных.

  • 12 декабря 2017 года в Приморском районе электробусы вышли на маршрут № 23 (улица Шаврова — Богатырский проспект).
  • 27 декабря 2017 года в Красносельском районе был продлён маршрут № 41, трасса которого соединила станцию метро «Кировский завод» с микрорайоном «Балтийская жемчужина».
  • 12 февраля 2018 года электробусы вышли на маршрут № 2 в Приморском районе и соединили станцию метро «Комендантский проспект» с кварталом «Юбилейный».

Первый маршрут электробусов был торжественно открыт с участием губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Значительную часть новых маршрутов электробусы преодолевают на автономном ходу. Таким образом СПб ГУП «Горэлектротранс» удалось связать новые районы экологически безопасным видом транспорта без строительства инфраструктуры.

Первые месяцы эксплуатации электробусов с подзарядкой в движении в Санкт-Петербурге получили высокую оценку со стороны СПб ГУП «Горэлектротранс». Так за месяц работы после запуска электробусов с подзарядкой в движении пассажиропоток маршрута № 23 вырос почти в 10 раз.

Открытие новых маршрутов — шаги по реализацию программы по развитию общественного транспорта Санкт-Петербурга, принятой в 2015 году.

26 января 2018 года в Брюсселе директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков на заседании Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта (МСОТ) представил доклад о запуске в Петербурге новых маршрутов, обслуживаемых электробусами с подзарядкой в движении.

Барнаул

В Барнауле в опытной эксплуатации находятся две машины СТ-6217М производства «Сибирский троллейбус» (г. Новосибирск), маршруты которых пролегают в новые районы, не охваченные контактной сетью троллейбуса. Планируется закупка ещё от 10 до 30 машин, часть из которых будут работать на маршруте Барнаул — Новоалтайск. Однако эксплуатация показала и серьёзные проблемы: пережоги контактного провода при зарядке батарей от контактной сети, плохое отопление зимой при движении автономным ходом.

Производители электробусов с подзарядкой в движении в России

СТ-6217М — совместная разработка ОАО «Сибэлтранссервис», ООО «Сибирский Троллейбус» и др.

История поставок

2012 год — Барнаул — 1 ед. , Братск — 1 ед.

2013 год — Барнаул — 1 ед., Братск — 2 ед.

2014 год — Барнаул — около 10 ед.

ЗАО «Тролза»

История поставок

2013 год — Подольск (1 ед.).

2014 год — Тула, Нальчик, Тольятти, Краснодар, Севастополь (29 ед.).

2015 год — Кордова (Аргентина), Майкоп (3 ед.).

2016 год — Росарио (Аргентина) (2 ед.).

2017 год — Санкт-Петербург, Росарио, для Государственной Транспортной лизинговой Компании (157 ед.).

2018 год — Санкт-Петербург (поставки продолжаются).

2019 год — Красноярск (1 ед.).

АО «Транс-Альфа»

История поставок

2014 год — Барнаул — 2 машины ВМЗ-5298.01-50 «Авангард», оборудованные в режиме автономного хода до 40 км

2019 год — мэрия Краснодара заключила контракт на поставку 12 ед.

2021 год — Красноярск; контракт на поставку 24 единиц, оснащённых литий-ионными тяговыми батареями.

ООО «ПК Транспортные системы»

ООО ПК ТС производится модель ПКТС-6281.01 с запасом автономного хода до 15 км.

Производители электробусов с подзарядкой в движении в Беларуси

ОАО «УКХ «Белкоммунмаш»

История поставок

В 2016—2019 годах модель АКСМ-32100D была поставлена в Гродно (5 экземпляров), Гомель (4 экземпляра), Санкт-Петербург (35 экземпляров), Витебск (4 экземпляра).

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также