Центральная кольцевая автомобильная дорога

Центральная кольцевая автомобильная дорога А 113 (сокращённо ЦКАД) — проект развития инфраструктуры Московской области и Москвы. Основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог и МКАД путём перераспределения транзитного потока автотранспорта в обход Москвы.

Представляет собой четырёхполосную дорогу с перспективой расширения до 6-8 полос и расчётной скоростью движения 110—140 км/ч. Состоит из пяти пусковых комплексов, четыре из которых образуют замкнутое кольцо вокруг Москвы длиной 336,5 км, а пусковой комплекс № 2 — это ответвление от западной части кольца неподалеку от Троицка, заканчивающееся у Московского большого кольца восточнее города Клина. Проезд по новой автомагистрали будет платным — 4,8 рубля за километр.

Разработка проекта велась с начала 2000-х годов. Старт строительства планировался на 2009—2010 года, однако несколько раз переносился, и фактически строительные работы были начаты лишь в 2016 году. За время реализации проекта сроки неоднократно сдвигались. Строительство кольцевой части ЦКАД планируют завершить в 2021 году.

Стоимость проекта неоднократно менялась в большую сторону и на 2020 год составляет 341,2 млрд рублей.

История

Строительство моста ЦКАД через канал имени Москвы в районе шлюза № 5. Июнь 2018 года.

К началу 2000-х годов из-за возросших транзитных и местных автомобильных потоков начала исчерпываться пропускная способность основных кольцевых дорог Москвы и Подмосковья — Московской кольцевой автомобильной дороги, Московского малого кольца и Московского большого кольца. Последние две дороги проходят через населённые пункты, поэтому их расширение на всём протяжении было невозможно, в связи с чем было запланировано строительство новой автомагистрали вокруг Москвы. В 2001 году вопрос о необходимости строительства новой кольцевой дороги был поднят в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010)». В 2003 году правительством Московской области было принято постановление «Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области», в котором первоочередной задачей по развитию транспортной сети в регионе утверждалось строительство ЦКАД.

Хронология строительства

  • 18 октября 2005 года по инициативе Правительства Московской области было создано ОАО «Центральная кольцевая автомобильная дорога». В том же году началось резервирование земель под автомагистраль.
  • В июне 2008 года премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства сообщил, что проектные работы по строительству ЦКАД должны быть завершены в 2009 году, а срок завершения строительства автомагистрали — 2012 год. Однако мировой финансовый кризис затормозил процесс, и непосредственную реализацию проекта отложили до 2011 года. С 2008 по 2011 год велась разработка проектной документации под руководством ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог „Союздорпроект“».
  • В 2011 году строительство было отложено в очередной раз. Тем не менее, в этот же год начались первые работы по подготовке к строительству. По плану строительные работы с учётом подготовки территории должны были проводиться в 2014—2018 годах.
  • В апреле 2012 года президент Дмитрий Медведев поручил начать строительство участка ЦКАД в Новой Москве к 1 января 2014 года.
  • 21 июня 2013 года президент Владимир Путин объявил, что на строительство ЦКАД будут направлены средства Фонда национального благосостояния.
  • 26 августа 2014 года на торжественной церемонии по случаю начала работ на ЦКАД была заложена памятная капсула. В мероприятии приняли участие министр транспорта М. Соколов, губернатор Московской области А. Воробьёв, мэр Москвы С. Собянин и глава ГК «Автодор» С. Кельбах. На этом этапе непосредственно кольцевую часть планировалось сдать в эксплуатацию в 2018 году, а завершить строительство всего проекта, включая пусковой комплекс № 2 — в 2025 году.
  • Фактически активные строительные работы были начаты только в 2016 году.
  • 10 ноября 2017 года открыто движение на первом участке пятого пускового комплекса — обходе Звенигорода (3,6 км).
  • В октябре 2018 года, в связи с многочисленными нарушениями и задержками в процессе строительства В. Путин поручил Счётной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету провести проверку хода выполнения работ. Итоги проверки Счётной палаты показали, что на 1 декабря 2018 года готовность отдельных участков дороги составляла от 0 до 66 процентов, хотя по паспорту проекта объекты должны были быть сданы в 2014—2018 годах. Среди основных причин срыва сроков были названы «низкое качество проектирования» и «длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков».
  • 28 января 2020 года открыто движение на втором участке пятого пускового комплекса от деревни Жёдочи до трассы М3 (9 км).
  • 29 июня 2020 года открыто движение по участку от Можайского до Новорижского шоссе.
  • В сентябре 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что полностью замкнуть ЦКАД планируется в 2021 году.
  • 11 ноября 2020 года было открыто движение по северной части ЦКАД — пусковому комплексу № 3. Общая стоимость строительства комплекса составила 100,8 млрд рублей.
  • 28 декабря 2020 года было открыто движение ещё по четырём участкам дороги:
    • ЦКАД-4 от Горьковского шоссе до трассы М4 «Дон»;
    • ЦКАД-1 от трассы М4 «Дон» до пересечения с дорогой М2 «Крым» и от Калужского шоссе до трассы А-107;
    • участок от трассы М11 «Нева» до трассы М10 «Россия»;
    • ЦКАД-5: реконструированный участок трассы А107.

Характеристики проекта

ЦКАД — четырёхполосная дорога с перспективой расширения до 6-8 полос. Кольцевая часть пройдёт приблизительно в 50 км от МКАД, на большей части пути в 400—800 метрах от Московского малого кольца, обходя населённые пункты, и соединит основные вылетные магистрали — Каширское, Симферопольское, Калужское, Киевское, Минское, Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское, Ярославское, Горьковское и Рязанское шоссе. Автомагистраль разделена на 5 пусковых комплексов, общая протяжённость которых составит 530 км. Между внешней и внутренней сторонами кольца будет сооружён разделительный барьер, дорога будет проходить в обход крупных населённых пунктов, при пересечении с федеральными и региональными трассами планируется сооружение многоуровневых транспортных развязок. Непосредственно кольцо вокруг Москвы длиной 336,5 километров формируют пусковые комплексы № 1, 3, 4 и 5. Пусковой комплекс № 2 будет отходить от западной части кольца неподалеку от Троицка, пересечёт, в частности, Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого бетонного кольца восточнее Клина. Строительство второго комплекса запланировано на период 2025—2029 годов.

Комплексы № 1, 3 и 4 будут представлять собой скоростные трассы категории IА. Западная часть ЦКАД — пусковой комплекс № 5 — будет представлять собой реконструированный 76-километровый участок Малого бетонного кольца. Это связано с отсутствием свободного места на строительство новой дороги. По завершению работ он будет соответствовать II технической категории вне населенных пунктов и магистральной улице общегородского значения регулируемого движения в населенных пунктах. Проезд по данному участку останется бесплатным. Расчётная скорость движения по автомагистрали составляет 110—140 км/ч за исключением бесплатного участка.

Финансирование проекта осуществляется по принципу государственно-частного партнёрства в том числе из государственного бюджета и Фонда национального благосостояния. Для повышения привлекательности инвестиций будет введена плата за проезд. В 2013 году размер средневзвешенного тарифа при проезде по ЦКАД планировался в размере 2,32 руб/км. В июне 2020 года глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко обещал, что максимальная стоимость проезда по автомагистрали будет составлять 2,5 руб/км, а владельцы транспондеров получат скидку в размере 20 %. В ноябре 2020 года утверждённая стоимость проезда для легковых машин без транспондера по третьему участку ЦКАД составила 4,8 руб/км. Обладатели транспондера получат скидку от 15 до 50 %. Оператором по взыманию платы за проезд на ЦКАД является ООО «Автодор — Платные Дороги».

На ЦКАД будет действовать безбарьерная система оплаты «Свободный поток» (Free-flow). Автомобили без остановок будут проезжать через рамку с оборудованием фиксации проезда, а оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру или с помощью распознавания государственных регистрационных номерных знаков. Водители без транспондера смогут оплатить проезд на сайте оператора в личном кабинете. Всего на ЦКАДе установят 12 рамок Free-flow.

Также на участке ЦКАД-3 внедрена система «Умная дорога», разработанная компанией «Национальные телематические системы». Система получает с датчиков и камер информацию об авариях и заторах, скорости и плотности транспортных потоков, появлении на дороге посторонних предметов, пешеходов или животных. Оперативно обрабатывая эту информацию, система запускает сценарии, соответствующие ситуации на дороге: если инцидент представляет опасность для участников дорожного движения, то информация выводится на информационные табло и знаки, водители также могут получать предупреждения через подключенные к дорожной инфраструктуре бортовые устройства автомобилей, а в будущем — на личные смартфоны через мобильное приложение. Помимо этого интеллектуальная дорожная инфраструктура на участке ЦКАД-3 способна взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами: во время открытия участка было продемонстрирована, как система может предупредить беспилотник об опасном сближении, препятствии на дороге, необходимости совершить манёвр, сменить полосу и т.д.

Бесплатной альтернативой ЦКАД останется Московское малое кольцо.

Стоимость строительства

В 2005 году газета «Комсомольская правда», ссылаясь на утверждённый в Минтрансе проект, указывала стоимость строительства дороги длинной 480 км в размере 231,3 миллиарда рублей. При том большая часть средств должна была пойти на выкуп земель. Как отмечали в пресс-службе ГК «Автодор», «выкуп участков является одной из самых проблемных частей проектов».

В 2008 году премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства сообщил, что общая стоимость проекта ЦКАД длиной 522 км составит 520 миллиардов рублей: 65 % суммы будет профинансировано за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, 10 % — за счёт бюджета Московской области, а 25 % — за счёт частных инвесторов.

К 2013 году стоимость проекта оценивалась в ~300 миллиардов рублей, включая стоимость проектной документации в размере 8 млрд рублей.

В июле 2017 года стоимость проекта официально возросла до 313,27 млрд руб.

За 2019 год согласно отчёту Счётной палаты стоимость строительства ЦКАД выросла на 2,6 миллиарда и составила 315,9 млрд рублей. А к сентябрю 2020 года — с 320,6 млрд уже до 341,2 млрд рублей.

Критика

По мнению экологической организации Гринпис, реализация проекта ЦКАД приведет к кардинальному изменению экологии региона. По подсчётам экологов при строительстве непосредственно трассы будет вырублено около 5-6 га лесов, а для строительства всей сопутствующей инфраструктуры на трёхкилометровой полосе вдоль ЦКАД потребуется вырубка около 7 % лесов Московской области.

Согласно данным социологического опроса, проведённого в 2012 году по заказу ГК «Автодор», 52 % опрошенных выступают против развития сети платных дорог.

Комментарии

  • ↑ Включая замкнутое кольцо длиной 336,5 км и пусковой комплекс № 2 — ответвление от Троицка в сторону Клина.
  • ↑ В связи с расширением границ Москвы в 2012 году часть ЦКАД пройдёт и по территории Новой Москвы.
  • ↑ За исключением бесплатного для проезда западного участка — пускового комплекса № 5.
  • ↑ Без учёта стоимости строительства пускового комплекса № 2.
  • ↑ Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)».
  • ↑ Постановление правительства Московской области от 30 декабря 2003 года N 743/48 «Об утверждении Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области».
  • ↑ В том числе 22 км по территории Новой Москвы.
  • ↑ Ещё в 2005 году замминистра транспорта Александр Мишарин сообщал, что проезд по ЦКАД планируется сделать платным.
  • ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2017 № 1454-р.
  • ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 2284-р.
  • Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

    Читайте также