Битва при Фрауштадте

Битва при Фрауштадте (в настоящее время Всхова — город в Польше, польск. Wschowa, нем. Fraustadt) — сражение Великой Северной войны, в котором саксонская армия потерпела тяжёлое поражение от шведов.

Предыстория

Карл XII начало зимы 1706 провёл в Варшаве, где устроил торжественное коронование Станислава Лещинского, своего ставленника на польско-литовский трон, а затем двинулся на север и в середине января перешёл через замёрзший Неман. Пётр I был в Москве.

В Гродно, кроме русских, находился Август II с малой частью своих польско-саксонских войск. Пётр перед отъездом поручил главное командование Августу. Но когда совсем неожиданно Карл в середине января оказался почти со всей своей армией на Немане, король Август II, пока ещё пути были свободны, покинул находящееся под угрозой Гродно и отправился в Варшаву с частью польских и саксонских войск. Командовать русским гарнизоном Гродно остался генерал-фельдмаршал-лейтенант Г. Б. Огильви. Август II взял с собой 2/3 всей конницы, находившейся в гродненском укреплении (четыре драгунских полка из шести). Увод конницы тяжко отразился на положении русской армии в Гродно, когда Карл XII внезапно появился на Немане и началась блокада города и замка. Осажденные были отныне почти лишены возможности производить столь нужные им фуражировки для добывания припасов из окрестностей.

Еще 20 января, после подтверждения известий о движении армии Карла XII к Гродно, король Август II отправил приказ саксонской армии вторгнуться в Польшу, чтобы отвлечь шведов от русской армии и заставить их вернуться обратно. В это время основные силы саксонской армии под командованием генерал-фельдмаршала Адама Штейнау (ок. 12 тыс. чел. при 32 орудиях) располагались на зимних квартирах в саксонской области Лузация. Вместе с ними находился русский вспомогательный корпус под командованием генерал-поручика Иоганна Паткуля, насчитывавший около 6,5 тыс. чел. В соответствии с договором от 12 октября 1703 г. Россия обязалась предоставить на польско-саксонскую службу 12 тыс. пехоты, которые в течение шести месяцев в году, «когда в поле против неприятеля будут», должны были содержаться за счет российской казны, а в течение шести месяцев на зимних квартирах — за счет польско-саксонской стороны. Весной-летом 1705 года за счёт выделенных саксонцами средств и кредита, оформленного под поручительство русского посла в Польше князя Григория Долгорукова, Паткуль смог выдать в полки единообразное оружие и новые мундиры, сшитые по саксонскому образцу: белые кафтаны с красными, синими и авроровыми обшлагами, красные камзолы и чёрные шляпы. Также Паткуль уделил большое внимание и обучению солдат: на службу были наняты иностранные офицеры, были переведены на русский язык саксонские уставы, разработан комплекс строевых и ружейных инструкций. В целом, по мнению самого Паткуля, выучка солдат русского корпуса к 1705 году была доведена до общего уровня саксонской армии.

Если российская сторона выполняла свои обязательства, то саксонцы регулярно задерживали выплату жалования и поставку продовольствия. В результате из-за плохого снабжения в полках русского корпуса начались голод, болезни и дезертирство. Мундиры многих русских солдат и офицеров превратились в лохмотья. Единственное, что содержалось в полном порядке, — это оружие. В этой ситуации Паткуль и русское правительство начали прорабатывать возможность отвода корпуса в Россию или перевода корпуса на службу Австрии или Пруссии. Поход через Польшу в Россию был признан невозможным из-за действовавшей там шведской армии, и в декабре 1705 года Паткуль заключил с Австрией договор о переходе корпуса на австрийскую службу. Но почти сразу Паткуль был арестован саксонскими властями по обвинению в измене, а командование корпусом передано саксонскому генерал-лейтенанту Востромирскому.

Саксонский генерал-лейтенант Матиас Шуленбург, замещавший в январе 1706 г. А. Штейнау, получил королевский указ о походе в Польшу 6 февраля. Уже через два дня его армия, включая русский вспомогательный корпус, выступила в поход, и 9 февраля форсировала Одер. Шведский командующий в западной Польше генерал от кавалерии Карл Реншильд начал сбор своих войск с зимних квартир еще 5 февраля, и 10 февраля, получив известия о переправе саксонцев, выступил на встречу. Противники встретились 13 февраля 1706 г. в окрестностях польского города Фрауштадт (совр. пол. Всхова).

Силы и построение армий сторон

Саксонская армия

Левый фланг армии составлял русский вспомогательный корпус, которым командовал саксонский генерал-лейтенант Г. Г. Востромирский (назначен командующим в 1705 году вместо арестованного генерал-лейтенанта И. Р. Паткуля) и полковник Гольц. В состав корпуса входили 10 батальонов пехоты общей численностью 6362 человека:

  • Сводный гренадерский батальон, подполк. Матиас фон Карп (8 рот).
  • Пехотный полк генерал-поручика Иоганна фон Паткуля (1-й батальон под командой подполковника Самуила Ренцеля, 2-й — подполковника Анисима Сатина; всего 16 рот).
  • Пехотный полк принца Гольштейнского под командой полковника Даниэля Кембела (1 бат., 8 рот).
  • Пехотный полк Арнштедта (Arnstedt), под командой подполковника Василия Жеднова (1 бат., 8 рот).
  • Пехотный полк полковника Ефима (Иокима) Гулица (1 бат., 8 рот).
  • Пехотный полк полковника Дениса Бильса (1 бат., 8 рот).
  • Пехотный полк полковника Федора Беллинга (1 бат., 8 рот).
  • Пехотный полк Шённинга (Schonning), под командой подполковника Артемия Кривцова (1 бат., 8 рот).
  • Смоленский стрелецкий полк под командованием капитана Альберта Кадеуса (4 роты).

Шесть батальонов (гренадерский, два Паткуля, принца Гольштейнского, Арнштедта и Гулица) стояли в первой линии построения и четыре батальона во второй линии.

Центр армии составляли саксонско-французско-шотландские батальоны: 12 батальонов в первой линии построения и семь батальонов — во второй. Пехотой здесь командовал сам Шуленбург при генерал-майорах фон Дросте и фон Цейдлере.

Кавалерия левого фланга имела в своём составе 20 эскадронов под командой генерал-лейтенанта Дюневальда: 2 батальона находились в деревне Нидер-Рорсдорфе, а 18 эскадронов стояли в 4 линии за линиями пехоты русского корпуса.

На правом фланге была расположена кавалерия генерал-лейтенанта Плётца в 22 эскадрона: 4 эскадрона (кавалергарды, конная гвардия и два эскадрона кирасир полка Бейста) примыкали к пехотным батальонам центра армии; 18 эскадронов стояли вдоль дороги на Ольберсдорф, слева от деревни Гойерсдорф. Всего саксонская кавалерия насчитывала 2000 человек.

Артиллерия саксонской армии состояла из 1 батальона в 300 человек. В распоряжении батальона находились: две 6-ти фунтовые гаубицы, шесть 6-ти фунтовых пушек, 24 3-х фунтовых полковых орудия и 50 ручных мортир. Артиллерия была расположена вдоль фронта в промежутках между батальонами.

Общая численность армии генерала Шуленбурга составляла: 16 073 пехоты, 2000 кавалерии и 300 артиллеристов при 32 орудиях.

Шведская армия

Генерал кавалерии К. Г. Реншильд осуществлял общее командование армией и командовал кавалерией правого фланга. Пехотой в центре командовали генерал-майоры А. Мардефельт и А. Спарре, кавалерией левого фланга командовал генерал-майор А. Гуммергельм.

Правый фланг шведской армии состоял из 4 драгунских, 8 пехотных рот и 2 пехотных батальонов, построенных в одну линию.

Центр состоял из 8 пехотных батальонов в первой линии построения, 14 драгунских рот и 2 валашских хоругвей во второй линии.

На левом фланге находились: 7 рейтарских, 4 драгунских роты и 2 пехотных батальона.

Всего в составе армии генерала Реншильда находилось: 4500-5000 пехоты и 3500-4000 кавалерии (по другим данным: 3700 пехоты, 5700 кавалерии). Артиллерии в шведской армии не было.

Ход битвы

13 февраля 1706 года в 11 часов утра армия Шуленбурга вышла к Фрауштадту, где увидела построенные к бою шведские войска.

Местность у Фрауштадта представляла собой равнину с возвышенностями и небольшими участками леса. Реншильд специально выбрал местность, которая позволяла реализовать преимущество шведской кавалерии в бою на ровной местности. Шведская армия расположилась полукругом, выдвинув фланги к саксонским позициям. Реншильд собирался произвести фланговый охват противника и окружить его.

Не дав саксонцам прийти в себя, Реншильд первым атаковал противника. Шведская кавалерия ударила на фланги противника, Вестманландский и Вестерботтенский пехотные полки в центре опрокинули французских гренадеров, батальон полка Дрост-Рейбниц и саксонскую гвардию, захватив 12 орудий. В это время французский полк де Мартиньера и швейцарский полк де Маллерака перешли на сторону шведов и атаковали саксонскую пехоту, а шведская кавалерия обошла саксонцев и ударила в тыл армии противника. После 45 минут боя саксонская армия обратилась в бегство. Но левый фланг, который занимал русский корпус, устоял. Шведы сосредоточили на русских огонь захваченной у саксонцев артиллерии.

В результате бегства саксонцев русский корпус оказался в окружении. С фронта их атаковали Нёрке-Вермландский, Крунубергский пехотные полки и Нюрландский кавалерийский полк. С тыла полк лейб-драгун и драгуны Крассова. Полковник Гольц, бросив своих солдат, бежал и сдался шведам, но русский корпус продолжал оказывать сопротивление противнику. Полковник Самуил Ренцель принял на себя командование. К русским примкнули некоторые солдаты из бежавших саксонских полков. Дважды русские под командой Ренцеля выбивали Нёрке-Вермландский полк из Нидер-Рорсдорфа и дважды отступали. К ночи полковник Ренцель смог прорвать блокаду и вывести 1920 человек из окружения.

Как сообщал Ренцель: «неприятель с фурией ударил в наш фрунт. Россияне мужественно приняли оного. Российские четыре полка да гренадерский батальон, которые стояли в первой линии, мест своих не уступили. Все на том месте побиты, и осталось малое число. Також осталось и в задней линии. И собрався шли чрез дефилею у деревни Нидер-Рорсдорф отходом отстреливаясь. Також приключилася от тесноты мешкота великая, кавалерия свейская и инфантерия шли на фрунт и с крыл и с тылу и белым оружием на наш фрунт приступали… Билися сколь мочно. Россияне стояли крепко, мало кто был из них не ранен».

Август II с саксонским корпусом стоял в 15 милях от сражения, но вместо того чтобы помочь армии Шуленбурга, он отступил в Краков. Камергер и летописец Карла XII Густав Адлерфельд, описывая Фрауштадтскую битву, иронически отмечает, что Август II имел при себе «от десяти до двенадцати тысяч человек» в день этого боя, но оставался в расстоянии «всего 15 миль от места сражения», все «надеясь», что удастся окружить шведов. Но это не удалось, и он со своими двенадцатью тысячами невредимо успел умчаться в Краков, так и в глаза не видев неприятеля.

В ходе сражения Реншильду фактически удалось реализовать на поле Фрауштадта «вторые Канны»: сначала разгром кавалерии на флангах, а затем окружение и уничтожение пехоты центра.

Военные преступления шведов

Карл XII всегда относился к русским, имевшим несчастье попасть в его руки, с холодной, безмерной жестокостью. Вопреки общепринятым для того времени правилам ведения военных действий, шведы совершили целый ряд военных преступлений.

В битве при Фрауштадте обнаружилась непонятная, истинно звериная жестокость шведов именно относительно русских. Ведь в этой сборной армии саксонского генерала Шуленбурга, потерпевшей такой разгром, были и саксонцы, и поляки, и даже французы, служившие в саксонской армии, и, наконец, русские. После своей победы (3 февраля 1706 г.) шведская армия брала в плен всех, кто не был убит и не успел бежать. Всех, кроме русских! «Россияне також многие побиты, а которые из солдат взяты были в полон, и с теми неприятель зело немилосердно поступил, по выданному об них прежде королевскому указу, дабы им пардона (или пощады) не давать, и ругателски положа человека по 2 и по 3 один на другого кололи их копьями и багинетами (штыками. — Е. Т.). Таким варварским способом шведы истребили 4 тыс. обезоруженных русских пленных после боя.

— Е. В. Тарле, «Северная война и шведское нашествие на Россию»

По сообщению очевидцев, часть русских пленных, пытаясь избежать казни, выворачивали свои мундиры наизнанку, красной подкладкой наружу, пытаясь слиться с красными мундирами саксонцев, но это не помогло: «узнав что они русские, генерал Реншильд велел вывести их перед строем и каждому прострелить голову; воистину жалостное зрелище!». Другой очевидец событий рассказывал: около 500 русских пленных «тут же без всякой пощады были в этом кругу застрелены и заколоты, так что они падали друг на друга, как овцы на бойне».

Потери сторон

Генерал Шуленбург потерял почти всю армию: на поле боя осталось лежать около 6–8 тыс. чел. союзной армии, включая 16 полковых и 320 ротных офицеров. Шведы в своей реляции сообщили о 7377 мертвых, кригскомиссар Адлерстен насчитал 7830 тел, «не считая тех, что были в Силезии, преследуемые нашими до Гросс-Глогау, и тех, что, ранеными еще лежали повсюду на поле». Из 12 тыс. саксонцев обратно вернулись лишь около 3 тыс. чел., в плен попало 7633 чел., включая 2 тыс. раненых: 2 генерала (генерал-лейтенант Востромирский и генерал-майор Лютцельбург), полковник, 6 штаб-офицеров, 46 капитанов, 1 полковой квартирмейстер, 85 лейтенантов, 57 фендриков, 5 адъютантов, 2 кавалергарда, 242 унтер-офицера, 9 фельдшеров, 112 музыкантов, 85 чинов артиллерийской прислуги и 6980 рядовых (включая 650 французов и 340 русских). Шведам достались 71 знамя (по другим данным — 74), вся артиллерия (29 пушек, 2 гаубицы и 44 мортирки), 11 тыс. шпаг, 11 с лишним тысяч ружей и множество другого имущества.

Потери русского корпуса точно не установлены. Из примерно 6,4 тыс. чел., бывших в строю накануне сражения, обратно в Саксонию вернулось лишь около 1,8 тыс. чел., 355 попали в плен, несколько сотен самостоятельно добрались до России, а около 4 тыс. — это те, чья судьба точно неизвестна — погибшие или дезертиры. Как писал царь Пётр королю Августу, «ни одного почитай в полон не взято, а от ваших саксонских войск не болши семисот человек побито и толь великое число в полон взято».

Шведы потеряли около 400 человек убитыми и около 1000 ранеными.

На поле шведы собрали около 7000 заряженных ружей, брошенных саксонцами.

Итоги

После понесенного поражения Шуленбург был вынужден отступить с остатками своих войск обратно в Лузацию, и он уже ничем не мог помочь русской армии, блокированной в Гродно.

Саксонцам так и не удалось весной-летом 1706 г. восстановить численность и боеспособность своих войск, и у Шуленбурга не было сил, противостоять шведскому вторжению в Саксонию в сентябре 1706 г. Саксония была вынуждена капитулировать и согласиться на подписание Альтранштадского договора, по которому Август II отказался от польской короны в пользу шведского кандидата Станислава Лещинского.

В популярной культуре

Ранее в 2003 и 2005 г. А.В. Беспаловым была опубликована под двумя разными названиями одна и та же статья, посвященная русскому вспомогательному корпусу и его участию в сражении при Фрауштадте. К сожалению, многие сообщаемые им сведения приведены некорректно или вовсе не соответствуют действительности. В частности, по многим приведенным ссылкам отсутствует информация по указанным там событиям и фактам, а многие сведения прямо противоречат сохранившимся архивным источникам. Подробный разбор приведен в предисловии к работе В.С. Великанова.

Этому сражению посвящена песня «Killing Ground» шведской паэур-метал группы Sabaton.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также