Айова (племя)

Айова (англ. Iowa, самоназвание Bah-Kho-Je) — одно из юго-западных сиуязычных индейских племён, входящих в группу «чивере».

Название

Считается, что название племени произошло из языка сиуайукхаба у санти, янктонов и айукхва у лакота. Хотя их обычно переводят как Сонные или Пыльные головы, лингвистически это никак не подтверждается. Лингвистические свидетельства и предания доказывают, что айова откололись от виннебаго, которые, судя по всему, являлись материнским стволом некоторых других юго-западных сиуязычных племён. Наиболее близкими к айова были ото и миссури, отличие в языках которых было минимальным. Вожди айова сообщали, что их народ, ото, миссури, омахи и понки «когда-то были частью нации виннебаго». Согласно легендам этих племён, в ранний период они пришли со своей родины, располагавшейся к северу от огромных озёр, но виннебаги остановились на побережье большого озера (озеро Виннебаго), привлечённые изобилием рыбы, в то время как остальные продолжили путь на юго-запад к Миссисипи. Здесь от основной группы отделились айовы и получили название паходжа или серый снег, которое закрепилось за ними, но белым людям они стали известны как айова.

Индеец племени айова. 1847 год

История

Первым европейцем, упомянувшим айовов, был иезуит Луи Андре, встретивший их в деревне виннебагов в 1676 году. Позднее, в 1685—1686 годах, с ними торговал Николя Перро. В это время и в последующие полстолетия они пребывали в союзе с сиу и воевали с иллинойями, фоксами, потаватоми, сауками, майами, кикапу и пианкишо. Позднее союз с сиу распался. В XVIII веке айовы принимали участие в войнах между французами и англичанами, а затем между англичанами и американцами.

Прежде селения айовов располагались на Миссури выше реки Платт, но к 1804 году они занимали лишь одну деревню на Платт. В ней проживало 800 человек, включая 200 воинов. Айовы вели торговлю с людьми из Сент-Луиса в торговых постах на реках Платт и Гранд-Немаха и своём селении, обменивая шкуры бобра, выдры, енота, оленя и медведя. Они выращивали кукурузу, бобы и другие культуры.

Брекенридж сообщал в 1811 году о совершаемых айовами грабежах белых охотников:

Такие случаи в прошлом были делом обычным. Мне показали несколько мест, где произошли грабежи, порой заканчивающимися убийствами.

Он также упоминал о жестокой войне между айовами и осейджами. В начале апреля 1811 года две сотни осейджей вернулись в своё селение у форта Осейдж со скальпами нескольких женщин и детей племени айова. Последние, со своей стороны, часто нападали на селение малых осейджей и даже вынудили их перенести его вверх по реке.

Период между войной 1812 года и переселением племени в резервацию в 1837 году был непростым для айовов из-за их прежней дружбы с англичанами. Кроме того, они нередко подвергались нападениям со стороны сиу, сауков и фоксов. После окончания войны 1812 года правительство США передало земли айовов, лежавшие вдоль нижней части реки Миссури, ветеранам. Белые поселенцы протестовали, даже если айовы приближались к их поселениям с мирными намерениями. Белые люди опасались соседства с ними и не скрывали желания уничтожить их.

В 1824 году айовы уступили все свои земли на Миссури, а в 1836 году им была определена резервация на северо-востоке Канзаса, из которой позднее часть племени переместилась в центральную Оклахому. В 1840 году несколько айовов совершили путешествие в Вашингтон, откуда часть из них отправились в Европу (Великобританию и Францию), где под руководством Джорджа Кэтлина они исполняли пляски и церемонии для публики. Молодые воины продолжали покидать резервацию до конца 1850-х годов, нападая на омахов и мауни. Во время гражданской войны 46 айовов служили разведчиками в армии северян. Позднее, по соглашению 1890 года, резервация племени была разделена на наделы, переданные айовам в собственность, а излишки земель отдали белым поселенцам.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также