Март 16, 2021 / Комментарии 0 |
«Автопортрет художницы с дочерью» (фр. Madame Vigée-Lebrun et sa fille) — картина французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, изображающая её саму вместе с 9-летней дочерью Жюли. «Это весьма прогрессивное изображение матери и ребёнка отражает идеи эпохи Просвещения о материнстве и женственности».
Художница изобразила себя на полотне в обнимку со своим единственным ребёнком, дочерью Жюли.
Автопортрет с дочерью, 1786
Это второй автопортрет художницы подобного типа; первый был написан тремя годами ранее, был выставлен на Салоне 1787 года и пользовался большой популярностью, получив прозвание «Материнская нежность» (La Tendresse maternelle). Ныне он также находится в Лувре.
Вторая картина — вариант «в греческих костюмах», была написана Элизабет по просьбе графа д’Ангивиллера, генерального директора Королевских строений. В собрании Лувра картина оказалась после революции, будучи конфискованной.
«Эти два портрета поразили своё время, потому что они выражают изменение, которое произошло тогда в менталитете относительно места матери и концепции материнской любви. С середины века наблюдалось глобальное увлечение всем, что связано с „природой“, — беспрецедентное развитие естественных наук, интерес к жизни „диких“ популяций (…). Выразительность естественных чувств, которые до сих пор скрывались, была элементом этого движения. В обществе, как в искусстве, так и в литературе, эмоции, особенно в сентиментальной форме, занимают главное место». В культуре изменилось отношение к выражению материнской любви, которую стали признавать как «инстинктивную». Эту любовь в духе Жан-Жака Руссо общество стало ценить и прославлять — в отличие от предшествующей традиции отдалять от себя ребенка, отдавая кормилицам и гувернерам. Эти изменения достигли самых верхов общества — в том числе, об ежедневных встречах со своими детьми рассказывала королева Мария-Антуанетта, что расходилось с традициями дворцового этикета.
При создании этих портретов художница, разумеется, ориентировалась на предшествующую традицию религиозной живописи — изображения Мадонн, которые веками оставались главной иллюстрацией материнской любви в искусстве. Портреты реальных людей — матерей с детьми, веками оставались лишь парадными картинами, лишёнными эмоционального взаимодействия и демонстрирующими социальные взаимосвязи. «Но два автопортрета Виже Лебрен с дочерью, написанные для удовольствия и частного пользования, избегают условностей официального портрета. Нежные жесты, обнимающаяся поза выражают удвоенное чувство любви и материнской защиты». Обе модели смотрят в глаза зрителю, впечатление от картин очень искреннее и живое, ребёнок с удовольствием позирует.
В дальнейшем художница будет повторять схему этого портрета для заказных изображений аристократок с их детьми, в том числе и русских дворянок.
«Графиня фон Шонфельд с дочерью», 1793
«Александра Голицына с сыном», 1794
«Анна Строганова с сыном», 1795
«Софья Строганова с сыном», 1795
Второй человек на картине — дочь художницы Жанна-Люси-Луиза, известная под уменьшительным именем Жюли (Jeanne-Lucie-Louise Lebrun; 12 февраля 1780—1819) от брака с художником Жаном-Батистом-Пьером Ле Бреном. Брак этот оказался несчастливым, супруги жили раздельно, и когда после Французской революции художница покинула родину, в изгнание за ней последовала малолетняя дочь и её гувернантка, с которыми они прибыли в Россию. Жюли умела рисовать, известно несколько созданных ею пастелей. Барон Н.Н. Врангель упоминает 2 таких портрета Елизаветы Алексеевны, их судьба неизвестна.
Когда Элизабет работала в Петербурге, уже подросшая Жюли отказалась выходить замуж за художника Герина, которого ей выбрала мать. И в 1799 или 1800 году, после ссоры с матерью, вышла за Гаэтана-Бернара Нигри (Gaëtan-Bernard Nigris; ок.1766-1831?) — секретаря директора российских императорских театров. По воспоминаниям Элизабет, она смогла обеспечить дочери хорошее приданое. С мужем Жюли несколько лет спустя рассталась, однако с матерью не помирилась, вернулась в Париж, где выставила свои картины по крайней мере на одной выставке, но успеха не имела. В возрасте 39 лет она скончалась от пневмонии в бедности.
1787
1789
«Купальщица», 1792
1792
«Портрет Жюли в образе Флоры», 1799
Читайте также
Эстетическая хирургия: Как выбрать доктора?
Эстетическая хирургия стала неотъемлемой частью современной медицины, предоставляя пациентам возможность
На что обратить внимание при выборе сиделки: только полезные рекомендации
Подбор сиделки – это ответственный и важный шаг при заботе
Как покупать товары за рубежом с помощью сервиса Shopozz
В наше время возможность совершать покупки за границей стала более
Подарочные пакеты: От Простых до Эксклюзивных
Подарочные пакеты играют важную роль в «процессе дарения». Они могут
Аккумуляторные батареи к смартфонам: технологии и тренды
Различные подходы к накрутке в Instagram
Накрутка в социальной сети Инстаграм* может быть эффективной для привлечения
Врач Московского медицинского центра рассказал о неочевидных симптомах язвы желудка
Болезни ЖКТ, то есть, говоря на понятном языке, болезни желудочно-кишечного
Кортексин, эффективное средство для поддержания здоровья мозга и нервной системы
Здоровье нервной системы – это ключ к полноценной жизни. Наш
Изделия из акрила в быту и в производстве: удивительные свойства и области применения
Акрил, известный также как полиметилметакрилат, является популярным и мультифункциональным материалом,
Почему кроссовки Balenciaga стоит их высокой цены
Как креативно упаковать детский подарок?
Волнительный момент вручения подарков всегда наполняет детей радостью. Чтобы этот
Прогулки под дождем: как выбрать ветровку-дождевик для ребенка
Осень несет с собой перемену погоды – надвигаются дождливые и
Ключевые тенденции в женской одежде: блузки, рубашки, туники
Ключевые преимущества обучения английскому языку в онлайн школе «Profieng»
Английский язык считается мировым языком общения. Он является официальным или
Возвращение страсти в отношения: Как преодолеть рутину и воспламенить любовный огонь