Анетта

«Анетта» — советский чёрно-белый короткометражный фильм 1966 года.

Сюжет

На рыболовецкое судно пришла новая повариха — добрая немолодая женщина Анетта. Её забота о ребятах, добрая улыбка со временем покоряет всех. Матрос Коля даже стал называть её «мамочкой». К ней привязывается и молоденький, интеллигентный и застенчивый старпом. Но между Костей — бывалым матросом-работягой и новеньким старпомом возникает неясный конфликт — одногодки, но один матрос, а другой — второй человек на судне; один в робе, другой во всегда чистенькой форме.

Казалось бы, что делить начальнику и подчиненному, но вот, поди ж ты, с самого прихода Мити на судно, с первой минуты, с первого взгляда, а пришел он два месяца назад, невзлюбил Коля подтянутого, чистенького старпома.

— текст рассказа

На разгрузке Коля предлагает старпому самому поработать, и тот становится в цепь разгружающих. Подавая ящики Коля всё наращивает темп. Команда увлечённо наблюдает, и только Анетта с ужасом смотрит на этот казалось бы шуточный «поединок» который оканчивается падением старпома. Анетта даёт пощёчину Коле, и уходит с судна.

В ролях

  • Вера Алтайская — Анетта
  • Виктор Пименов — Коля, матрос
  • Валерий Панарин — старпом
  • Дмитрий Орловский — капитан

В эпизодах — актёры Одесского русского драматического театра: Владимир Евченко, Николай Кошкин, Виктор Степаненко, Валентин Стоянов, А. Чинов, В. Федоренко.

Съёмки

В съёмках фильма принимала участие команда транспортно-холодильного судна «Пак».

Литературная основа

В основе сюжета фильма — рассказ «Анета» тогда начинающего писателя Бориса Шустрова, впервые опубликован в сборнике писателя вышедшем в 1972 году в издательстве «Молодая гвардия», один из наиболее известных его рассказов публиковавшихся и спустя сорок лет. При общем положительном тоне критики автору было указано на ошибки: подчёркнуто назидательный характер, сюжет «сделанный» в каркасе схемы при заданности идеи. Однако, сюжет фильма, сценарий которого написал сам писатель, самостоятелен, суть конфликта в рассказе иная:

Случается так, что матросы вытаскивают на палубу тюленя, и некто Коля в пику старпому, с которым не ладил, убивает беззащитное животное. Анета не может простить этой бессмысленной жестокости. Не прощает она и экипаж за то, что никто не помешал, не остановил. Едва доплыв до Астрахани, Анета сходит с узелком на берег — «старая, маленькая и чужая женщина». В запоздалом раскаянии бросается за ней Коля, уговаривает вернуться… Анета всё-таки уходит. На этот раз облегченное примирение не состоялось — в интересах искусства. Конфликт получился психологически мотивированным и достоверным именно потому, что автор, как и Анета, «выдержал характер» до конца.

— журнал «Литературное обозрение», 1976

Стало тесню на одном судне поварихе Анете и матросу Коле, столкнулись человечность, доброта и душевная жестокость, что же дальше? («Анета»). Легковатый «романтик» штурман Виктор Шурушкин волею случайных обстоятельств убедился в собственной «душевной недостаточности», и вот…

— журнал «Волга», 1973 год

О фильме

Киноведами фильм замечен как моно-фильм актрисы Веры Алтайской — единственная её главная роль за всю кинокарьеру:

Отметим, что за все годы своей киношной карьеры Алтайская исполняла либо роли второго плана, либо эпизоды. Но была в ее карьере и одна главная роль, правда, в короткометражном фильме. Речь идет о ленте Одесской киностудии «Анетта» (1967), где Алтайская перевоплотилась в добрую повариху Анетту, которая работает на речном пароходе.

Однако ввиду своего короткого метража фильму не суждено было стать заметным событием.

— Фёдор Раззаков

Неожиданно возникла на этом фоне короткометражка «Анетта» (1966). Фильм поставил малоизвестный режиссёр Георгий Шмованов — потом он работал на телевидении. Алтайская сыграла главную роль, в первый и последний раз после «Свинопаса». Вроде, снова «социально неблагополучный» персонаж: корабельная повариха, бывшая беспризорница с татуировкой на плече. Но здесь уже был стержень — и не один.

Редко доставались Алтайской безмолвные крупные планы. Здесь же на них построена почти вся картина.

Новелла получилась клочковатой, неуклюжей, но Алтайская показала, на что способна. Однако эта работа осталась незамеченной.

— Пётр Багров

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также