134-я бомбардировочная авиационная дивизия (134-я дбад), она же 134-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА дальней бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
134-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия сформирована 23 августа 1941 года на основании Директивы Ставки ВГК № 001197 от 23 августа 1941 года на аэродроме Кюрдамир. В августе дивизия вступила в боевые действия. В соответствии с решением командующего Закавказским фронтом дивизия должна была принимать участие в нанесении ударов 25 августа 1941 года с целью уничтожения авиации противника на аэродромах: Мако, Хой, Маранд, Тебриз, Ардебиль, Агарь, Хиов, Решт. Экипажи также должны были привлекаться для ведения воздушной разведки аэродромов и войск противника, прикрытия с воздуха сосредоточение и действия своих войск, переправы через реку Аракс.
Для участия в Иранской операции дивизия привлекала все свои силы(по состоянию на 04.08.1941 года):
Ил-4. Основной самолёт дивизии
В период с 18 декабря 1941 года по 15 апреля 1942 года дивизия действовала на Крымском фронте в составе:
По окончании боевых действий в Крыму 454-й дальнебомбардировочный авиационный полк направлен на переобучение и переформирование. 29 января 1942 года 134-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия переименована в 113-ю бомбардировочную авиационную дивизию. А в мае 1942 года дивизия переформировывается: 12-й дальнебомбардировочный авиационный полк и 367-й бомбардировочный авиационный полк передаются в 132-ю бомбардировочную авиационную дивизию. Управление дивизии убывает в город Рязань. 29 января 1942 года 134-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия переименована в 113-ю бомбардировочную авиационную дивизию.
С 10 мая 1942 года управление дивизии дислоцируется на аэродроме Дягилево, в состав включены:
В период с декабря 1942 года по февраль 1943 года дивизия принимал участие в Битве за Сталинград, выполнив 2296 боевых вылетов. С аэродрома Хвойная на Волховском фронте группа дивизии выполнила 210 успешных боевых вылетов ночью.
Лётчики 113-й бомбардировочной авиационной Ленинградской Краснознамённой дивизии до появления в небе Брянщины воевали в Заполярье, Карелии, участвовали в воздушных боях над прибалтийскими республиками СССР. В феврале 1943 года дивизия переименована из дальнебомбардировочной в бомбардировочную. Первый боевой вылет на Брянском фронте с аэродрома Волынцево под Тулой 6-й бомбардировочный авиаполк 113-й обад выполнил 12 июля 1943 года. На следующий день в боевом вылете девятки Ил-4 было потеряно 6 экипажей, а 3 вернувшихся самолёта были сильно повреждены. 23 августа 1943 года стал чёрным днём для всей 113-й дивизии: безвозвратные боевые потери составили 15 экипажей. При том, что каждый полк дивизии (6-й, 815-й, 836-й и 840-й БАП) по штату имел в составе 20 боевых самолётов. После войны поисковые отряды неоднократно находили в лесах Дятьковского района сбитые Ил-4, последний раз остатки бомбардировщика нашли в декабре 2007 года. В марте 1945 года дивизия в составе трёх полков была переброшена из-под Москвы в Познань для участия в Берлинской операции.
После капитуляции Германии дивизия всего за трое суток совершила перелёт с восемью промежуточными посадками длиной 10000 км в Монголию и вошла в состав 6-го бомбардировочного авиационного корпуса 12-й воздушной армии Забайкальского фронта. 20 августа дивизия вошла в состав 7-го бомбардировочного авиационного корпуса 12-й воздушной армии Забайкальского фронта. Полки дивизии активно действовали против японских войск в Хингано-Мукденой операции с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года в составе 7-го бомбардировочного авиационного корпуса 12-й воздушной армии Забайкальского фронта. Боевой состав дивизии в Советско-японской войне насчитывал 73 подготовленных экипажа 75 самолётов Ту-2:
За период боевых действий в Советско-японской войне дивизия выполнила 139 боевых вылетов с налетом 456 часов, сбросила 1111 бомб общим весом 171000 кг. За боевые заслуги в Советско-японской войне дивизия получила Благодарность Верховного Главнокомандующего.
Всего в составе действующей армии дивизия находилась с 28 января по 16 мая 1942 года, с 28 мая 1943 года по 14 ноября 1944 года, с 25 марта по 9 мая и с 9 августа по 3 сентября 1945 года.
После окончания Советско-японской войны дивизия базировалась на территории Китая в составе 7-го бомбардировочного авиационного Хинганского корпуса, обеспечивая безопасность воздушных границ Дальнего Востока. Штаб дивизии и полки располагались в городе Далянь в районе нынешнего аэродрома Чжоушуйцзы.
В феврале 1949 года переименована и стала именоваться 228-я бомбардировочная авиационная дивизия. К июлю 1957 года перебазировалась в состав ВВС Забайкальского военного округа. В конце 50-х годов XX века была расформирована.
За весь период своего существования боевой состав дивизии изменялся:
В сентябре 1990 года на шоссе у въезда в посёлка Ивот Ямпольского района Сумской области на Украине был установлен памятник воинам-авиаторам 113-й Краснознамённой Ленинградской бомбардировочной авиадивизии. На вкопанных в землю крыльях — мраморные доски с фамилиями лётчиков, штурманов и стрелков дивизии, погибших летом-осенью 1943 года при освобождении Брянской области.
Читайте также
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним
Когда начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ 2024: полезные рекомендации
Начало нового учебного года часто становится временем повышенной тревожности как
На чем можно долететь до Мальдив? Регулярный рейс или аренда частного самолета?
Путешествие на Мальдивы — это мечта многих туристов. Острова, утопающие
Зубной имплантат: преимущества выбора при протезировании
Зубной имплантат – это современная технология, предоставляющая возможность восстановить утраченный
Яйцо шоколадное Kinder сюрприз: волшебство, которое завоевало сердца детей и взрослых
Яйцо Kinder сюрприз, безусловно, является одним из наиболее популярных шоколадных
Суши и пицца: почему они так популярны в службе доставки
Службы доставки еды становятся всё популярнее среди людей, желающих насладиться
Пептидные препараты: сущность и области применения
Пептидные препараты стали одним из важнейших направлений в современной медицине