Социальная информация и социальное знание

Сентябрь 26, 2015 / Комментарии 0

Социальная (общественная, имеющая общественное существование) информация — это отображение различных фрагментов объективной или субъективной реальности. Его характерные черты — автономность, относительная независимость от индивидов. Такое отображение существует в обществе в двух основных видах. Определенная часть информации (и чем дальше в глубь истории, тем более существенная) передается от поколения к поколению внутри коллектива (или группы, или общества в целом) через орудия, средства и продукты труда в виде навыков, традиций, ритуалов и т. д. Этот «блок» социальной информации часто не осознается индивидом в адекватной форме, но оказывает влияние на его мировоззрение и деятельность.

Другая часть социальной информации — отражение, зафиксированное с помощью знаковых систем (модельноизобразительных и вербально-дискурсивных), сформировавшихся в процессе развития общества и функционирующих в качестве средств коммуникации. Целенаправленное использование такой информации предполагает осознание ее содержания (хотя степень осознания может быть различной). Эта часть информации непрерывно возрастает в ходе исторического процесса и оказывает все большее воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Порождение, передача, хранение, использование такой информации пронизывают все социальные отношения и структуры. Именно эти процессы, взятые преимущественно со стороны средств и способов их функционирования, и являются предметом нашего исследования.

«Люди являются производителями своих представлений, идей и т. д., — но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и — соответствующим этому развитию — общением, вплоть до его отдаленнейших форм».

Социальные функции информации в первом (и достаточно грубом) приближении можно представить следующим образом. Генетически исходная функция — обеспечение общения. Информационные процессы в обществе — это прежде всего процессы общения. Хотя общение не сводится только к обмену информацией, оно и невозможно без такого обмена. Передача информации от индивида к индивиду, от одной социальной группы к другой есть важнейшее условие и средство реального процесса общения. Постепенно эти каналы передачи информации становятся все более необходимыми и закрепляются в виде определенных социальных институтов, форм общения — религии, философии, науки и т. д.

Ho такая дифференциация происходит уже на достаточно высоком уровне развития общества. Пока этот уровень не достигнут, все формы общения слиты в одной, включающей в себя зародыши всех последующих трансформаций и расчленений. Эта слитная, нерасчлененная, синкретическая форма общения, исходный пункт, начало будущих форм, обслуживает прежде всего основу основ общества — процесс материального производства. Именно особенности этого процесса, его наиболее существенные черты и обусловливают характеристики самого механизма общения. При последующем расчленении ядром всех информационных процессов общества по-прежнему остаются процессы в системе материального производства.

Стремительный рост количества циркулирующей в обществе информации и технических средств, составляющих его материальную базу, обусловлен объективными закономерностями общественного развития, и в первую очередь изменением характера материального производства. В условиях современной научно-технической революции «различия между кооперацией труда внутри предприятия и внутри общества становятся все более относительными. Внутри предприятия кооперация труда во все большей степени опосредствуется кооперацией машин. В автоматизированном производстве, в условиях химической технологии трудовые контакты между работниками все более утрачивают прямой визуальный характер. Вместе с тем внешние производственно-трудовые связи между хозяйственными единицами становятся все более тесными. Отсутствие непосредственного контакта в процессе труда между людьми все более компенсируется развитием современных средств связи и информации».

В последние годы в философской и социологической литературе мы все чаще сталкиваемся с понятиями «социальное знание», «социальная информация», «управление социальными процессами» и рядом других, описывающих в своей совокупности функционирование определенного социального организма. Речь идет о формирующейся системе понятий, с помощью которых отображается и исследуется определенная сторона жизни общества. Необходимo четкое разграничение законов, относящихся к историческому процессу в целом, и законов данного общества как социального организма и связь этих последних с проблемами управления социальными процессами.

На основе научного анализа объективных тенденций развития социалистического общества КПСС ставит задачу «обеспечить более полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей народа, последовательное развитие социалистического образа жизни, дальнейшее совершенствование социальной структуры советского общества». Эффективность работы по претворению в жизнь этих задач зависит, помимо прочих условий, и от уровня теоретической разработки проблем социального управления, не только включающих вопросы развития экономики, культуры и других сфер общественной жизни, но и обязательно предполагающих конечную цель — формирование нового человека, всестороннее развитие личности.

Выяснение роли информационных процессов в функционировании данного социального организма должно опираться на определенное представление об информации вообще и о социальной информации как одном из ее видов. Как уже упоминалось, этим термином обозначается «информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении общественными процессами…». Одна из основных ее функций — обеспечение целостности и развития социальной системы. Конечно, любая информация, циркулирующая в обществе, независимо от ее содержания является социальной. Ho в более узком смысле слова социальной информацией называют такую, которая непосредственно отражает отношения людей. Деление это имеет весьма относительный характер. Информация о любых объектах и связях в известных условиях может затрагивать интересы людей и, следовательно, использоваться в управлении социальными процессами.

Существуют достаточно многочисленные классификации социальной информации, построенные по различным основаниям.

Одна из наиболее подробных классификаций приводится в работе В.Г Афанасьева и А.Д. Урсула. Авторы выделяют три больших класса социальной информации: «информацию о прошлом, о том, что было; информацию о настоящем, о том, что есть в действительности; информацию о будущем — прогностическую и плановую, которая предвосхищает грядущее состояние общества». Информация о прошлом позволяет выявить объективные тенденции развития, сохранить накопленный предшествующими поколениями опыт. Отмечая тенденцию к росту прогностической составляющей в массиве социальной информации, В.Г Афанасьев и А.Д. Урсул отмечают несколько ее функций. Во-первых, ориентировочную, которая «позволяет создать модель будущего системы на различные сроки и направить систему на реализацию модели». Во-вторых, нормативную, содержащую нормы, помогающие «правильно очертить условия, которые необходимы для реализации модели, а также точнее определить директивные, плановые показатели». В-третьих, предупредительную, дающую возможность «заранее предвидеть отклонение системы от заданной цели, возможные причины отклонения, отдельные последствия того или иного решения».

Среди функций социальной информации выделяются коммуникативная, ориентировочная, управленческая и другие. Направление движения информации позволяет различить горизонтальную информацию, циркулирующую между системами одного организационного уровня, и вертикальную, циркулирующую между системами различных уровней. В последней можно выделить прямую и обратную информацию. Информация может быть также дифференцирована по сферам применения, по степени организации и по другим основаниям.

Отметим важное для нашего обсуждения различение информации по материальным формам, в которых она воплощается. Информация, циркулирующая по различным каналам, «выражается в определенных структурных элементах-символах и позициях. Отсюда такие виды информации, как визуальная (видимая, документальная) и звуковая (слышимая), письменная и устная, радио- и телеинформация, газетная и другая печатная информация, информация, воплощенная в художественных произведениях, и т. д.».

He ставя целью разбор предлагаемых классификаций, хотелось бы обратить внимание на возможность выявления некоторых существенных особенностей социальной информации при сопоставлении понятий информации и знания. Во многих работах эти понятия применяются как равнозначащие. Так, В.Г Афанасьев пишет, что социальная информация «представляет собой знания, сообщения, сведения…».

Ю.П. Сенокосов и Э.Г. Юдин, утверждая, что содержание социального знания касается сложившихся исторически отношений людей, выделяют информационное (дескриптивное) или инструментально-техническое социальное знание и социально-философское знание.

Соотношение знания и информации может описываться на разных уровнях абстракции. На одном из уровней, например, может быть выявлено такое отношение между указанными понятиями, при котором «научная информация является стороной или частью научного знания». Знание при этом оказывается более широким понятием по сравнению с понятием информации.

Возможен иной подход к выяснению соотношения информации и знания. Он связан с представлением их как взаимодополняющих сторон процесса познания и социального управления. И информация, и знание (речь идет о социальной информации и социальном знании) являются продуктами познавательного процесса, осуществляемого активно действующим человеком, и фиксируются в определенной знаковой форме (речь, изображение и т. п.).

Под социальной информацией тогда следует понимать те сведения, которые объективно необходимы для устойчивого функционирования данного социального организма. Например, для промышленного предприятия, фирмы, корпорации в условиях капитализма нужны сведения о ценах на сырье, на готовую продукцию, о транспортных издержках, банковском кредите и т. п. Это тот обязательный минимум сведений о рыночных товарно-денежных отношениях, который обеспечивает их весьма относительную стабильность, постоянно нарушаемую анархией капиталистического способа производства.

Потребители такой информации — владельцы капиталистических предприятий, банкиры, биржевики — используют ее для управления экономикой. Хотя субъективно они могут быть заинтересованы в поддержании стабильности (например, постоянных темпов роста объема производства), объективные закономерности капиталистического способа производства вынуждают их к погоне за максимальной прибылью. Это неизбежно приводит к нестабильности экономики, финансовым крахам, инфляции, безработице и другим кризисным явлениям.

Самое существенное состоит в том, что информация обо всех этих сторонах капиталистической действительности не может быть эффективно использована в рамках имеющейся системы. То содержание, которое не относится непосредственно к функционированию данной системы, в ее рамках не осознается как необходимое. (Например, то, что в товарно-денежных отношениях выражается эксплуатация одного класса другим, не осознается капиталистом и до поры до времени пролетариатом.) В рамках системы информационного обеспечения капиталистического способа производства, образно говоря, нет места понятиям инфляции, безработицы, кризисов и т. д. Все это рассматривается не как особенность функционирования данной системы хозяйства, а как действие внешних стихийных сил, которые не поддаются регулированию.

Как известно, К. Маркс, исследуя названные выше явления капиталистического способа производства, пришел к выводу о неизбежности перехода от капитализма к социализму. Вывод этот относится к закономерностям перехода от одной общественно-экономической формации к дру-гой, т. е. к историческому процессу в целом.

Осознание «избыточного» содержания социальной информации связано с подъемом на другой, более высокий уровень, с переходом в новое качество. Это оказывается возможным благодаря тому, что сопоставляется информация от нескольких систем первого уровня (в нашем примере — от всех существовавших в истории способов производства). Собственно говоря, здесь речь идет не просто о социальном знании, а о знании методологическом, т. е. способах и средствах теоретической деятельности и организации «предметного» знания.

С этой точки зрения социальной информацией можно назвать сведения, циркулирующие внутри данной общественной системы, объективно необходимые для сохранения ее устойчивого функционирования, воспроизводства связей, обеспечивающих ее целостность. Социальное знание — это построенные на основе анализа информации гипотезы и теоретические выводы, обнаруживающие неизбежность перехода системы (социального организма) в новое состояние и описывающие механизм этого перехода и источники сил, обусловливающих его.

Категории информации и знания в рассматриваемом плане соотносительны: те сведения о различных сферах социальной действительности, которые являются информацией в рамках одной системы, могут выступать как знание но отношению к системе низшего уровня. Скажем, сведения о ценах на товары в определенном смысле выступают как знание по отношению к технологической информации, используемой непосредственно в процессе производства. Эта последняя может быть перестроена в соответствии с изменением содержания знания. В конечном счете изменится и сама технология.

Таким образом, социальную информацию и социальное такие можно различать по их функционированию в познании и управлении социальными процессами. Знание по отношению к информации выступает не просто как особый ее вид, а как способ ее переработки. Этот способ фиксируется в категориях, принципах и законах науки, в научных теориях в целом.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также