Информационная «картина мира»

Сентябрь 26, 2015 / Комментарии 0

Информационные взаимодействия и процессы пронизывают все стороны жизни общества. Информация предстает перед нами в самом разнообразном обличье. Это и привычный текст в книге или газете, и звучащее слово радио и телевидения, и картины мастеров прошлого и современных художников, и движущиеся кино- и телевизионные изображения, и фотография, и бесчисленные информационные табло, сообщающие нам об отправлении и прибытии поездов и самолетов, температуру воздуха, время и многое другое, и, наконец, дисплеи на выходе ЭВМ, позволяющие создавать нужные нам изображения. Перечень этот можно без труда продолжить.

Человек живет в мире информации, в своеобразном информационном поле, напряженность которого непрерывно возрастает. В наше время много говорят об информационном взрыве, забывая подчас, что он касается пока лишь части населения развитых стран, что изобилие информации само по себе не является бедствием, а, наоборот, составляет необходимое условие общественного прогресса.

Этот факт отнюдь не является случайным. Он связан с самой родовой сущностью человека, социальным способом существования людей. Человек унаследовал от своих животных предков механизм переработки и хранения информации, достаточно хорошо скорректированный с биологическими потребностями. Однако коренное отличие человека от животных в этом отношении состоит в появлении принципиально иной, социальной системы порождения, хранения и переработки информации — духовной культуры общества.

«С информационной точки зрения, — пишет в этой связи Э.С. Маркарян, — суть различия между биологическим и социальным, или, точнее, социокультурным, типами организации состоит прежде всего в том, что последний тип организации характеризуется наличием особой надындивидуальной и внеорганической системы средств накопления, хранения и передачи от поколения к поколению существенно важной для коллективного объединения информации, программирующей действия входящих в него индивидов». Следовательно, в обществе сформировалась относительно независимая от индивида система, «генерирующая» информационное поле, в котором живет и действует человек.

Информационный подход, т. е. взгляд на мир, согласно которому существует некоторый аспект объективной реальности, именуемый информацией, не есть простая констатация факта. Установление данного факта — результат развития науки: появились различные теории информации, общая теория систем, кибернетика, стремящаяся синтезировать эти сравнительно новые отрасли научного знания. В не столь далекое от нас время наука обходилась без понятия информации (по крайней мере оно не привлекало такого внимания).

Теперь мы «видим» информацию и даже утверждаем, что она существует объективно. Ho что означает утверждение об объективном существовании информации? Это означает, что в объективной реальности мы обнаруживаем в соответствии с нашими теоретическими построениями такие связи и отношения, которые получают спецификацию информационных, поскольку они не могут быть отождествлены с вещественно-энергетическими видами взаимодействий — гравитационными, электромагнитными или, скажем, внутриядерными. Так как реальные взаимодействия могут включать и включают по крайней мере несколько видов, задача состоит в выделении из них именно информационных. В современной науке сложилась «информационная картина мира», сквозь призму которой можно увидеть и сложноорганизованные системы, в которых совершаются процессы регулирования и управления, и необходимый для этого обмен информацией, и иерархическую организацию этой последней, и многое другое.

Начало формирования современного информационного подхода связано, как известно, с разработкой К. Шенноном математических методов количественного анализа процессов передачи информации в технических средствах коммуникации. Постепенно интерес исследователей эволюционировал от технических устройств к живым, биологическим системам и в конечном счете к обществу и человеку. Постановка проблем генерирования и переработки информации человеком связана с решением целого ряда задач. Прежде всего необходимо выделить из всего многообразия представлений об информации те, которые могут быть эффективно использованы в качестве средства решенияпоставленных задач. Статистические и другие математические методы применимы только в том случае, если имеются четко фиксированные способы измерения количества. Как известно, это в достаточно полной мере осуществило по отношению к электронным устройствам хранения и переработки информации, например, путем индикации знака электрического заряда или магнитного поля, положений электронных реле и т. п.

Однако измеренное таким образом количество информации характеризует лишь емкость и степень загрузки блоков памяти ЭВМ и ничего не говорит о реальном (или возможном) значении этой информации для человека, поскольку не затрагивает ее содержания. Поэтому появились различные семантические концепции информации, в которых делается попытка найти способы количественной оценки информации, учитывающие ее смысловые характеристики.

Другая проблема измерения циркулирующей в обществе информации связана с тем, что она существует актуально лишь в процессе взаимодействия людей, и потому оценка одного и того же сообщения (в том числе и с точки зрения количества передаваемой информации) будет различной в зависимости от того, кто (поскольку речь идет о человеке) воспринимает информацию.

Поэтому в данной работе при исследовании информационных процессов в обществе, когда порождение, хранение, переработка и использование информации являются прерогативой человека, понятие информации применяется не в какой-либо специально научной разновидности, а как общенаучное понятие. Это общенаучное понятие, конечно, связано со строго формализованными понятиями информации и «вбирает» определенные стороны их содержания, но в то же время обладает гораздо более широким спектром возможных интерпретаций и сближается по своей роли в научном исследовании с философскими категориями.

«Информационная картина мира» оказалась очень емкой. Она ассимилирует и представления о несводимых к вещественным и энергетическим сторонам взаимодействиях в неорганической природе (из них вырастают концепции «информационной причинности»), и представления об универсальной инвариантной «мигрирующей структуре» всего живого, передающейся с помощью генетического кода от первичной живой клетки через бесчисленные поколения до разнообразных современных многоклеточных живых организмов, и, наконец, представления о фундаментальной роли информационных процессов для социальных групп, общностей и всего общества, нормальное функционирование и целостность которых, как выяснилось, во многом зависят от эффективности информационных процессов.

Однако видение этой «картины мира» в равных теоретических системах неодинаковое. Принципы построения конкретной «информационной картины мира» определяются исходными методологическими и мировоззренческими установками их авторов. «Принимая некоторую теорию,— пишет В.Н. Костюк, — мы принимаем тем самым (независимо от того, осознаем мы это или нет) определенные представления о структуре какого-то аспекта объективной реальности. Мы не имеем абсолютной картины реальности, но каждый раз используем такое описание реальности, какое верно, если принятая теория истинна. В этом смысле ученый всегда имеет дело с онтологической относительностью». Особенно четко это проявляется в концепциях, трактующих феномен социальной информации. Естественно, что, опираясь на далекие от истины представления, невозможно построить верную теорию информационных процессов в обществе.

Советские и зарубежные философы-марксисты, исследуя проблему информации, опираются на диалектико-материалистический подход. Анализ информационной стороны общественной жизни с марксистских позиций позволяет выделить и зафиксировать важные характеристики протекающих в обществе процессов и в то же время выявить действительное место информационного подхода в их изучении. Разумеется, существуют достаточно серьезные ограничения, очерчивающие пределы применимости информационных понятий и моделей в гуманитарных науках, поскольку здесь надо учитывать действие очень многих разнородных факторов, задающих различные по своей природе, но тесно взаимодействующие друг с другом процессы. Применение таких представлений и понятий позволяет в этом случае выделить лишь отдельные стороны изучаемой сложной системы, лишь некоторые процессы, протекающие в ней. Ho при этом фиксируются такие «срезы» системы, которые ускользают от внимания при других (разумеется, правомерных и необходимых) подходах. Так, информационный подход позволяет, на наш взгляд, представить определенную сторону общественного сознания в виде особой организации, особой структуры социальной памяти, включающей не только передаваемую из поколения в поколение социально значимую информацию, но также средства и способы ее хранения и преобразования.

Очевидно, что анализ информационных процессов в обществе должен опираться на определенное представление об информации. Различные аспекты понятия информации исследуются в большом числе работ советских и зарубежных философов и представителей других отраслей научного знания. Это прежде всего работы В.Г. Афанасьева, B.М. Глушкова, И.И. Гришкина, Д.И. Дубровского, В.И. Кремянского, Э.С. Маркаряна, В.И. Сифорова, В.С. Тюхтина, А.Д. Урсула, а также зарубежных исследователей Н. Винера, С. Бира, Б. Визнера, Г. Клауса, Л. Моля, К. Черри.

Основополагающим для марксистского понимания проблем информации является подход, опирающийся на ленинскую теорию отражения, связывающий понятие информации с этой фундаментальной категорией диалектического и исторического материализма. Именно с этих позиций разрабатываются концепции информации как отраженного разнообразия в исследованиях советских философов и представителей других отраслей научного знания.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также