Как не надо выпивать

Как-то я был на банкете. На меня поначалу очень хорошее впечатление произвел мой сосед слева — обаятельный, культурный, обходительный. Каких только затейливых тостов он не предлагал — и все с шутками, прибаутками. Ho на этом не остановился. Опоздавшему налил фужер водки, заставил всех собравшихся скандировать: «Пей до дна, пей до дна!», заставил выпить, как тот ни противился. Финал был плачевный: сам тамада, заботившийся о том, чтобы его рюмка не была пустой, начал позволять себе вольности, вести себя развязно. Опоздавший свалился под стол… Хорошо начавшийся вечер был безнадежно испорчен.

К сожалению, редко кому не приходилось видеть, как культурный, обходительный человек, с которым приятно общаться, выпив лишнюю рюмку, становился непохожим на самого себя. Тут уж и речи не может быть о вежливости, о культуре поведения. Вот почему, ведя разговор о хорошем тоне, нельзя не упомянуть о пьянстве, которое препятствует проявлению истинно человеческих качеств и, помимо всего прочего, способно нанести моральный ущерб любому человеку.

…Мне довелось присутствовать при тяжелом разговоре в коллективе научно-исследовательского института, обсуждавшего поведение молодого инженера, попавшего в вытрезвитель. По отзывам он был человеком тихим и скромным, предупредительным в отношениях с товарищами. Ho на сей раз в гостях, на улице горланил песни, выражался нецензурными словами. Когда товарищи говорили ему горькие слова, он сидел, обхватив руками голову. Потом встал и тихо сказал:

— Боже, как стыдно, как мне стыдно.

И мне вспомнилось предание, что в древней Спарте пьяниц специально напаивали спиртным и показывали собравшимся спартанцам, чтобы все видели, насколько жалок и смешон этот человек. Это было тяжелое наказание — быть посмешищем в глазах других.

94

Пьяницы нарушают общественный порядок, правила социалистического общежития, мешают другим. Они бесцеремонно ведут себя в общественных местах, не считаясь ни с кем и ни с чем. Они шумят и ночью, мешая спать соседям. А сколько горя они приносят своим семьям! Становятся врагами самим себе, обкрадывают себя.

Несколько лет назад в одном санатории я видел, как «поправляла свое здоровье» четверка друзей, приехавших с Урала. Целый месяц они жили в замкнутом треугольнике: «кровать, столовая, «голубой Дунай», расположенный напротив, где бойко чуть ли не круглые сутки шла торговля «горячительными» напитками. Другие отдыхающие купались, загорали, ездили на экскурсии, ходили на концерты — старались, чтобы пребывание в санатории прошло с максимальной пользой. Эта же четверка, по-моему, даже на море ни разу не взглянула. Они, правда, не шумели, вели себя тихо, но настроение портили изрядно. Кому по душе было видеть их каждый день пьяными, с трясущимися пальцами, нетвердо державшими вилку. Мало того, что они заняли места, не дали возможности приехать другим четверым, действительно нуждавшимся в лечении. Они просто всем мешали. Какое воспоминание осталось о них, по-моему, ясно. Ну а они что повезли домой с юга, кроме богатой коллекции водочных этикеток?

Врачи, физиологи, социологи, психологи заняты сейчас исследованием объективных причин пьянства. Ho, думается, нельзя проходить мимо причин субъективных, связанных с неверным пониманием традиций, обычаев, о которых часто твердят пьяницы.

— Какое же это застолье без выпивки всласть? Исстари так заведено!

— Наши деды пивали, да еще как, и ничего…

— Пей до дна, как положено! He нарушай обычаев!

Неужели в самом деле наши достопочтенные предки узаконивали застольное пьянство, поощряли его?

Сколько в фольклоре каждого народа пословиц и поговорок, осуждающих, издевающихся над любителями выпить! Если взять любой сборник народной мудрости, то отношение к пьянству во всех его видах будет сверхотрицательное. Как же могли тогда существовать «искони народные обычаи», поощряющие пьянку?

Если бы любители этакой «винной» старины всерьез покопались бы в старых книгах и документах, то выяснили бы они интереснейшее обстоятельство: не было в русском застолье ПЬЯНЫХ ОБЫЧАЕВ. Более того, гость, который испортил общее веселье неумеренной своей склонностью к выпивке, карался.

К сожалению, порой забываются традиции застолья. В республиках бывш. СССР (Грузия, Армения, Латвия, Молдавия) есть своя ярко выраженная манера ведения стола, свои обычаи. В Грузии выбирается руководитель стола — тамада, который отвечает не только за настроение гостей, не только за порядок пиршества, но и за состояние присутствующих.

Один тамада, опытный человек, мастер своего дела, рассказывал мне о некоторых приемах своего дирижирования столом:

— Если мне кто-то из гостей не особенно нравится, в том смысле, что он может захмелеть, я даю ему право произнести тост. Этот человек становится центром внимания: мобилизует свою волю, берет себя в руки. Затем, если мои подозрения подтверждаются, то я чаще обращаю на него внимание в своих тостах, то есть не даю ему покоя… Тамаде нужно быть психологом. Много раз я вел праздничные столы, и только один раз у меня был случай, когда гость вышел из-под моего контроля.

Грузинское застолье, которое дошло от старины до наших дней в наиболее сохранившемся первоначальном виде, почти исключает возможность винных излишеств.

То же можно сказать и о старых обычаях русского стола. К сожалению, как уже упоминалось, обычаи эти забываются. А точнее сказать, вульгаризированы. Непременное «пей до дна», пристальное внимание к человеку, который пригубил бокал и поставил его на место («Смотрите, а Иван Иванович не пьет! Нехорошо…» и т. д.), является не только нарушением культуры поведения, правил хорошего тона, но и находится в полном противоречии с тактичным, в высшей степени мягким народным (не путать с придворным, со старобоярским) обычаем, основой которого было желание доставить гостю максимум удовольствия.

На Руси в старину практически не было легкого виноградного вина. Зато в большом количестве имелись различные водки, настойки и наливки. Отсюда и другие обычаи за столом. Например, после каждой рюмки отводилось специальное время на закуску, и хозяин внимательно следил, чтобы все закусили хорошо и плотно. Более того, никогда не начинали выпивать натощак — сначала ели.

Один из древних русских обычаев гласит (в переводе на современный язык): и хозяин и гость должны доставлять друг другу радость и удовольствие.

Например, в Московии был очень популярен обычай, когда по кругу (то есть вокруг стола) пускали чашу с вином и каждый из нее зачерпывал себе сколько нужно, смотря по состоянию здоровья и настроению. Один мог налить себе чуть-чуть, другой полную чарку.

Сейчас было бы очень важно и своевременно взять на вооружение именно этот застольный русский обычай: каждый наливает сам себе сколько хочет, и никаких дискуссий по этому поводу никто не должен заводить.

«Вино входит — ум выходит» — эту старую пословицу нужно помнить каждому виночерпию, поэтому нельзя подходить к каждому гостю с одной меркой.

В старину, между прочим, те самые деды, которые якобы требовали «пить до дна», учредили очень любопытный знак — «орден» за пьянство. В конце XVII — начале XVIII века этим «орденом» награждали пьяниц. В фондах Государственного Исторического музея есть один экземпляр этого «ордена». Он представляет собою большую чугунную восьмиугольную пластину, на которой написано: «За пьянство». Толстая проволока скрепляет «орден» с железным ошейником, который и надевался на шею «героя дня». Весило такое украшение около четырех килограммов.

Поэтому, мягко говоря, весьма наивно звучат сейчас ссылки любителей выпить, нарушающих элементарные правила культурного поведения, на «дедовские традиции» и «старые обычаи».

Наши предки никогда не были поклонниками культа «зеленого змия». И ссылки на якобы народные традиции не стоят ломаного гроша.

Хорошо помню, как до войны люди ходили друг к другу в гости. Приходили посидеть, поговорить за чашкой чаю. Хозяйка готовила пироги. И вечер получался хорошим, и разговор серьезным. Сейчас почему-то некоторые люди считают, что встреча с друзьями, со знакомыми непременно должна сопровождаться выпивкой. Это, Дескать, традиция. Ложь, такой традиции не было и нет! Ее придумали любители пображничать. И уж если говорить начистоту, не может получиться доброго разговора, если мозг затуманен винными парами.

Или другое поверье, будто существует традиция обмывать удачно сделанную покупку, какое-то знаменательное событие в жизни человека. Несколько лет назад группа студентов, защитивших дипломы, решила «по традиции» отметить это событие. Они напились до скотского состояния, устроили дебош в кафе. Похмелье получилось печальным — в суде.

И уж коль зашла речь о традициях — вот одна из них, абхазская. Если три брата пришли в гости, первым из-за стола выходит младший, потом средний, оба ждут старшего, проследят за тем, чтобы он во всем вел себя достойно. У абхазцев прекрасное правило: появиться где-то пьяным — совершить один из самых позорных поступков. Я за такие традиции, которые зовут в первую очередь к сохранению в человеке человеческого. А то ведь сейчас порой опасно идти в гости: хозяева считают, что раз ты ушел от них не на четвереньках, значит, они плохо тебя приняли. Вот и начинается Демьянова уха: заставляют пить, вливают чуть ли не насильно. «Пей до дна», — настаивают выпивохи. Опоздал человек, ему «по традиции» наливают штрафную. И снова звучит пьяное «пей до дна».

Между тем правила хорошего тона требуют того, чтобы человека никогда не заставляли пить насильно. Веселье отнюдь не зависит от количества выпитых крепких напитков. Я знаю много непьющих людей, которые бывают и в гостях, и на вечерах по-настоящему веселы. С ними приятно быть и потому, что они не подогревают себя вином. Их чувства, их веселье неподдельны, искренни и непосредственны.

Хочу, чтобы меня верно поняли: я вовсе не противник того, чтобы в праздничный день человек выпил рюмку вина. Ho культурный человек всегда соизмеряет свои возможности для того, чтобы не доставить неприятности себе и другим, чтобы всегда оставаться культурным человеком.

Древний мудрец Анахарсис высказал справедливую истину: «…первый бокал обыкновенно пьют за здоровье, второй — ради удовольствия, третий — ради наглости, последний — ради безумия». Римский философ Сенека называл пьянство добровольным сумасшествием.

В нашей стране есть строгие законы, которые ставят суровые заслоны пьянству и пьяницам. Они в первую очередь направлены на то, чтобы оградить наших людей от любителей спиртного, нарушающих покой других, мешающих жить своим ближним. Ho принудительные меры не панацея от всех бед. Огромное значение в борьбе с пьянством имеет общественное мнение. А мы, что греха таить, бываем здесь подчас слишком либеральны. Приходится наблюдать иногда такую картину: едет в троллейбусе пьяный человек, куражится, оскорбляет окружающих. Его бы призвать к порядку, высадить из троллейбуса. Именно так и должен поступать культурный человек. Требуем же мы, чтобы никто не был сторонним наблюдателем, когда бесчинствуют хулиганы. Ho вот к пьяницам почему-то бываем удивительно снисходительны. Попробует кто-нибудь одернуть пьяницу и слышит голоса сердобольных пассажиров: «Он же выпил, не стоит трогать его». А пьянице только того и надо. Чувствуя поддержку, он распоясывается еще более.

Нет, нельзя потакать пьянчугам, которые портят людям настроение, нарушают общественный порядок, хулиганят. Надо создать им обстановку нетерпимости, чтобы многие из них задумались о своем поведении, задумались перед тем, как взять в руки рюмку спиртного.

Нужно до конца разоблачить нелепейшее утверждение, будто пить по всякому поводу — извечная традиция, которой следовали отцы наши и деды.

Пьянчугам и их сознательным или несознательным покровителям объявлена беспощадная война. Лишняя рюмка — это очень часто семейная ссора, скандал, испорченное настроение у десятков людей. Вот почему вправе, ведя речь о хорошем тоне, о культуре поведения, говорить в полный голос о пьянстве и пьянице, несовместимых с самим понятием «культурный человек».

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также