История бисероплетения

Изготовление украшений из бисера зародилось около IV в. до н. э. Считается, что первыми украшения из бисера сделали древние египтяне. Из матовых, непрозрачных бусин, похожих на жемчуг, они плели ожерелья и браслеты, а также расшивали бисером одежду.

Впоследствии секреты производства стекла у египтян переняли римляне, тогда же они познакомились и с искусством бисероплетения.

С VI в. лидерство в производстве стекла и в мастерстве бисероплетения перешло к Византии. Техника и особенности создания стеклянных бусинок всячески скрывались, а тем. кто осмеливался передать секрет производства бисера посторонним, грозила смерть.

Для сохранения монополии на торговлю стеклом правительство Венецианской республики приняло указ, запрещающий вывоз из страны не только секретов производства стекла и необработанных изделий, но и стеклянных осколков. Нарушителей ждали суровые наказания вплоть до смертной казни.

Постепенно мода на бисер и изделия из него распространилась по всей Европе, но в течение многих лет единственными производителями качественного бисера оставались венецианцы. На острове Мурано изготавливали не только знаменитые на весь мир стеклянные сосуды и зеркала, но и мелкую фурнитуру из стекла: пуговицы, бусины, а также и бисер различных видов. Некоторые мастерские специализировались только на изготовлении бисера, который, наряду с другими изделиями стеклодувов, приносил Венецианской республике неплохие доходы. Неудивительно, что многие годы технология производства тщательно оберегалась, и попытки мастеров наладить изготовление бисера в других европейских странах заканчивались неудачей.

Только в XVIII в. мастерам из Тюрингии удалось раскрыть секреты венецианских коллег. А вскоре собственная технология производства стекла была разработана и в Богемии, причем мастерам удалось получить продукт не только сопоставимого качества, но и несколько видоизменить его свойства. Именно в Богемии освоили технику огранки бисера, а также стали покрывать его эмалью. В результате богемский бисер различных размеров, форм и цветов составил достойную конкуренцию венецианскому, а вскоре и существенно потеснил его на рынке.

Во второй половине XVIII в. производство бисера стало менее затратным благодаря появлению машин для вытягивания стеклянных трубок. В то время во многих европейских городах стали проводиться ярмарки бисера, на которых была представлена разнообразная продукция.

В Древней Руси первые изделия из цветных бусинок, бисера относятся к языческим временам. Уже в те времена они являлись частью русского национального костюма.

А в XI в. в Киеве открылись первые мастерские по изготовлению бисера и украшений из него. Год за годом, век за веком бисер завоевывал все более широкие области применения. Начиная с XIV в. бисером и бусинами стали украшать иконы, пасхальные яйца и другие культовые принадлежности христианской церкви.

Следует отметить, что изделия из бисера были не просто украшениями, но и несли информацию о происхождении человека, о событиях, произошедших в жизни его семьи, рода и племени. Разные сочетания цветов и переплетений имели символическое значение, так же как и узоры вышивки народных костюмов.

С XV в. изделия, вещи, украшенные бисером, стали носить не только простые люди, но и многочисленные дворяне и даже члены царских фамилий. Вышивку бисером, бусинами и натуральным жемчугом можно было встретить не только на одежде, но и на различных аксессуарах: дамских кошельках, мужских поясах и т. д. Украшали и предметы домашнего обихода: разнообразные скатерти, накидки, покрывала, подушки и многие другие вещи.

Несмотря на неоднократные попытки наладить собственное производство, потребности российских мастеров в бисере долгое время удовлетворялись в основном за счет импорта. Так, в 1748 г. в страну было ввезено 474 пуда бисера и стекляруса, в 1752 г. — 2126 пудов.

С изобретением специальных станков, которые позволяли создавать сложные плетеные изделия, украшения из бисера и жемчуга ткали из 15 и более нитей. Станки позволяли изготавливать не только бусы, но и серьги, браслеты, кулоны в виде животных, украшения для волос и т. д.

Честь открытия первого массового производства бисера в России принадлежит М. В. Ломоносову, который сумел получить от правительства землю и безвозмездную ссуду на строительство стекольной фабрики. Технология производства бисера и стекляруса была усовершенствована, однако после смерти Ломоносова фабрика закрылась, и бисер снова стали ввозить из-за рубежа. Небольшие частные мастерские выпускали материал низкого качества и в небольших количествах, а очередная фабрика по производству бисера была открыта только в конце XIX в. в Одессе. Несмотря на это в XIX в. плетение из бисера в России достигло своего наивысшего расцвета. Очень модными были воротнички, украшенные бисером или полностью сплетенные из разноцветного бисера и речного жемчуга. Их носили на шее и на груди, прикрывая глубокий вырез на платьях и блузках.

В северных губерниях страны речным жемчугом и белым бисером украшали головные уборы, в южных для этой цели использовали цветной бисер. Традиционный женский головной убор сорока, например, украшали шитьем и узорчатыми полосами из бисера. Женщины юга России плели из бисера и шейные украшения. Более всего были распространены гайтаны: ленты из разноцветного бисера с геометрическим рисунком.

В XIX в. получила распространение вышивка и вязание с бисером. С помощью этих техник украшали не только одежду, но и предметы интерьера, например выкладывали бисером многоцветные композиции на основе из глины или воска. Вышивка бисером частично заменила традиционное для России жемчужное шитье на предметах церковного обихода.

Бисероплетение и вышивка бисером были популярны до середины XX в., затем это искусство было практически забыто, и интерес к нему в нашей стране и в мире возродился сравнительно недавно. Связано это было с движением хиппи. Последние не только плели из бисера различные украшения-талисманы, но и придумали им название — феньки, или фенечки, а также разработали свою азбуку цветов.

Сегодня бисером, как и прежде, украшают одежду, головные уборы, обувь. Из него плетут украшения, вечерние сумочки, пояса, чехлы для мобильных телефонов.

С бисером работают художники и дизайнеры, и то, что они создают, можно смело назвать произведениями искусства. Старые техники были модифицированы, появились современные материалы, новые приемы работы с бисером и стеклярусом. Тем не менее, прежде чем приступить к освоению новых техник, не мешает ознакомиться с основами бисероплетения.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также