Изготовление украшений из бисера зародилось около IV в. до н. э. Считается, что первыми украшения из бисера сделали древние египтяне. Из матовых, непрозрачных бусин, похожих на жемчуг, они плели ожерелья и браслеты, а также расшивали бисером одежду.
Впоследствии секреты производства стекла у египтян переняли римляне, тогда же они познакомились и с искусством бисероплетения.
С VI в. лидерство в производстве стекла и в мастерстве бисероплетения перешло к Византии. Техника и особенности создания стеклянных бусинок всячески скрывались, а тем. кто осмеливался передать секрет производства бисера посторонним, грозила смерть.
Для сохранения монополии на торговлю стеклом правительство Венецианской республики приняло указ, запрещающий вывоз из страны не только секретов производства стекла и необработанных изделий, но и стеклянных осколков. Нарушителей ждали суровые наказания вплоть до смертной казни.
Постепенно мода на бисер и изделия из него распространилась по всей Европе, но в течение многих лет единственными производителями качественного бисера оставались венецианцы. На острове Мурано изготавливали не только знаменитые на весь мир стеклянные сосуды и зеркала, но и мелкую фурнитуру из стекла: пуговицы, бусины, а также и бисер различных видов. Некоторые мастерские специализировались только на изготовлении бисера, который, наряду с другими изделиями стеклодувов, приносил Венецианской республике неплохие доходы. Неудивительно, что многие годы технология производства тщательно оберегалась, и попытки мастеров наладить изготовление бисера в других европейских странах заканчивались неудачей.
Только в XVIII в. мастерам из Тюрингии удалось раскрыть секреты венецианских коллег. А вскоре собственная технология производства стекла была разработана и в Богемии, причем мастерам удалось получить продукт не только сопоставимого качества, но и несколько видоизменить его свойства. Именно в Богемии освоили технику огранки бисера, а также стали покрывать его эмалью. В результате богемский бисер различных размеров, форм и цветов составил достойную конкуренцию венецианскому, а вскоре и существенно потеснил его на рынке.
Во второй половине XVIII в. производство бисера стало менее затратным благодаря появлению машин для вытягивания стеклянных трубок. В то время во многих европейских городах стали проводиться ярмарки бисера, на которых была представлена разнообразная продукция.
В Древней Руси первые изделия из цветных бусинок, бисера относятся к языческим временам. Уже в те времена они являлись частью русского национального костюма.
А в XI в. в Киеве открылись первые мастерские по изготовлению бисера и украшений из него. Год за годом, век за веком бисер завоевывал все более широкие области применения. Начиная с XIV в. бисером и бусинами стали украшать иконы, пасхальные яйца и другие культовые принадлежности христианской церкви.
Следует отметить, что изделия из бисера были не просто украшениями, но и несли информацию о происхождении человека, о событиях, произошедших в жизни его семьи, рода и племени. Разные сочетания цветов и переплетений имели символическое значение, так же как и узоры вышивки народных костюмов.
С XV в. изделия, вещи, украшенные бисером, стали носить не только простые люди, но и многочисленные дворяне и даже члены царских фамилий. Вышивку бисером, бусинами и натуральным жемчугом можно было встретить не только на одежде, но и на различных аксессуарах: дамских кошельках, мужских поясах и т. д. Украшали и предметы домашнего обихода: разнообразные скатерти, накидки, покрывала, подушки и многие другие вещи.
Несмотря на неоднократные попытки наладить собственное производство, потребности российских мастеров в бисере долгое время удовлетворялись в основном за счет импорта. Так, в 1748 г. в страну было ввезено 474 пуда бисера и стекляруса, в 1752 г. — 2126 пудов.
С изобретением специальных станков, которые позволяли создавать сложные плетеные изделия, украшения из бисера и жемчуга ткали из 15 и более нитей. Станки позволяли изготавливать не только бусы, но и серьги, браслеты, кулоны в виде животных, украшения для волос и т. д.
Честь открытия первого массового производства бисера в России принадлежит М. В. Ломоносову, который сумел получить от правительства землю и безвозмездную ссуду на строительство стекольной фабрики. Технология производства бисера и стекляруса была усовершенствована, однако после смерти Ломоносова фабрика закрылась, и бисер снова стали ввозить из-за рубежа. Небольшие частные мастерские выпускали материал низкого качества и в небольших количествах, а очередная фабрика по производству бисера была открыта только в конце XIX в. в Одессе. Несмотря на это в XIX в. плетение из бисера в России достигло своего наивысшего расцвета. Очень модными были воротнички, украшенные бисером или полностью сплетенные из разноцветного бисера и речного жемчуга. Их носили на шее и на груди, прикрывая глубокий вырез на платьях и блузках.
В северных губерниях страны речным жемчугом и белым бисером украшали головные уборы, в южных для этой цели использовали цветной бисер. Традиционный женский головной убор сорока, например, украшали шитьем и узорчатыми полосами из бисера. Женщины юга России плели из бисера и шейные украшения. Более всего были распространены гайтаны: ленты из разноцветного бисера с геометрическим рисунком.
В XIX в. получила распространение вышивка и вязание с бисером. С помощью этих техник украшали не только одежду, но и предметы интерьера, например выкладывали бисером многоцветные композиции на основе из глины или воска. Вышивка бисером частично заменила традиционное для России жемчужное шитье на предметах церковного обихода.
Бисероплетение и вышивка бисером были популярны до середины XX в., затем это искусство было практически забыто, и интерес к нему в нашей стране и в мире возродился сравнительно недавно. Связано это было с движением хиппи. Последние не только плели из бисера различные украшения-талисманы, но и придумали им название — феньки, или фенечки, а также разработали свою азбуку цветов.
Сегодня бисером, как и прежде, украшают одежду, головные уборы, обувь. Из него плетут украшения, вечерние сумочки, пояса, чехлы для мобильных телефонов.
С бисером работают художники и дизайнеры, и то, что они создают, можно смело назвать произведениями искусства. Старые техники были модифицированы, появились современные материалы, новые приемы работы с бисером и стеклярусом. Тем не менее, прежде чем приступить к освоению новых техник, не мешает ознакомиться с основами бисероплетения.
Читайте также
Отдых в Джемете — солнце, море, пляж
Джемете — это живописный район на побережье Черного моря, который
Школа профессионального макияжа: искусство создания идеального образа
Дорамы – популярный жанр телевизионного и кинематографического искусства, который нашел
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним