Тренировки повседневных навыков бытового самообслуживания

Конечная цель реабилитационного лечения состоит в том, чтобы научить пациента выполнять максимальный объем бытовых навыков в пределах неизбежных остаточных физических ограничений. Для достижения этой цели нельзя медлить с началом тренировок навыков самообслуживания. В план реабилитационного лечения, с самых ранних и на всех последующих его этапах, может и должна быть включена тренировка.

Практический опыт свидетельствует о том, что такие действия, как повороты в постели с боку на бок, прогибание «мостиком», поднятие обеих рук, повороты и дотягивание до прикроватного столика, повороты с последующим усаживанием, переходы из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот являются необходимыми ступенями в программе реабилитации. Они являются шагами, приближающими к самообслуживанию. Пациенты, перенесшие инсульт, должны также научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу и следить за личной гигиеной. Тренируя перечисленные действия, надо осваивать нормальные стереотипы движений. Эти движения помогут восстановлению нормальной чувствительности.

Первоначально все движения по самообслуживанию должны выполняться с помощью ассистента, а затем, по мере улучшения двигательных функций пациента, становиться все более самостоятельными и произвольными. Еще раз напоминаем о том, что очень важно не допускать появления разочарования от неудач. Для этого реабилитационная программа должна строиться в пределах реальных возможностей пациента.

Как помочь восстановлению повседневных бытовых навыков:

• поощрять пациента к выполнению ежедневных бытовых действий и к использованию нормальных двигательных стереотипов, которые одновременно будут стимулировать восстановление его чувствительности;

• совместно с пациентом искать решение возникающих проблем (далее приводятся советы по выполнению различных повседневных процедур);

• добиваться осознанного выполнения пациентом всех действий;

• вы можете помогать пациенту в обращении с различными предметами. Для управления его рукой положите свою руку сверху;

• вы можете контролировать движения тела пациента, находясь со стороны поражения.

р96

Раздевание (рис. 96):

• пациент сидит на стуле, поставив обе ступни на пол;

• парализованная рука свободно висит между коленей;

• здоровой рукой он стягивает через голову верхнюю часть одежды (например, пуловер);

• первой из рукава извлекается здоровая рука;

• затем с ее помощью рукав снимается и с парализованной руки.

Вы можете контролировать сохранение равновесия сидящего пациента, удерживая плечо парализованной руки вытянутым вперед, а локоть выпрямленным.

Умывание.

Если пациент, за которым вы ухаживаете, не способен умываться стоя, он может делать это сидя на пластиковом стуле или табурете.

Как вымыть лицо, туловище и парализованную руку с помощью здоровой руки (рис. 97, 97.1):

р97 р97.1

• специальную рукавицу для мытья можно сделать из полотенца, разрезанного пополам и сшитого по размеру руки;

• когда пациент надевает рукавицу на здоровую руку, вы можете помочь ему держать рукавицу в парализованной руке (рис. 97);

• надев рукавицу, пациент может умыться сам (или с вашей помощью, если нужно). Парализованная рука находится в раковине с водой или в любой другой емкости небольших размеров, поставленной на стол (рис. 97.1).

Как вымыть здоровую руку с помощью парализованной руки (рис. 97.2):

• пациент надевает рукавицу для умывания на парализованную руку, которая свисает между его коленей;

р97.2

• здоровой рукой пациент поднимает вверх больную руку с надетой на нее рукавицей;

• здоровая рука вытянута вперед и лежит на емкости для умывания;

• вы помогаете движениям парализованной руки, поддерживая ее за локоть и выдвигая плечо вперед. Для вытирания следует использовать такую же рукавицу, только сухую.

Как мыть ноги (рис. 98, 98.1, 98.2).

р98

С помощью обеих рук пациент кладет парализованную ногу на здоровую ногу. Вы можете помочь пациенту мыть ногу, поддерживая парализованное плечо. Обеими руками пациент моет парализованную ногу.

Личная гигиена:

• пациент сидит перед раковиной, положив на нее парализованную руку (см. рис. 97.1);

• он моется здоровой рукой с надетой на нее рукавицей для умывания;

• контроль, за положением пациента, заключается в поддержании равномерного распределения веса тела на обе ноги. Такое же положение может использоваться при расчесывании волос, чистке зубов, нанесении косметических средств и т. д.

Пользование туалетом.

В туалете могут потребоваться некоторые дополнительные приспособления, особенно если им будет пользоваться человек, недавно перенесший инсульт.

Рядом с унитазом или на ближайшей стене следует установить поручень, с помощью которого пациент будет садиться и вставать (рис. 99.1).

р99

С этой же целью можно использовать передвижную стойку.

Если туалет приспособлен для сидения на корточках, можно сделать сиденье из дерева, или из деревянного стула можно

сделать стульчак и ставить его над унитазом.

Все необходимые предметы гигиены должны находиться рядом с сиденьем.

Обязателен туалет перианальной области после дефекации.

Очень важно уметь переносить вес тела с одной стороны на другую, используя при этом обе руки.

Самостоятельное одевание.

Обучение одеванию без посторонней помощи является составной частью общей программы по освоению навыков самообслуживания, и оно должно начинаться по возможности раньше. Движения, которые пациент совершает при одевании, должны оказывать на него терапевтическое действие, а значит, выполняться в правильной последовательности.

Как надевать тенниску:

• положите тенниску на здоровое бедро;

• держите парализованную руку свободно свисающей вниз;

• с помощью здоровой руки вденьте в рукав тенниски парализованную руку до уровня выше локтя;

• проденьте здоровую руку в другой рукав;

• с помощью здоровой руки наденьте тенниску через голову (рис. 100). Вначале при надевании тенниски через голову помогите немного наклонить корпус туловища вперед.

р100

Надевая сорочку, в рукав в первую очередь следует продевать парализованную руку (рис. 100.1). Лучше носить свободную (просторную) одежду, которая легко застегивается и расстегивается спереди (например, с помощью кнопок, «липучек», молний).

р100.1

Если женщине трудно застегивать бюстгальтер:

• она может застегнуть его спереди, повернуть застежками назад и продеть руки через бретельки;

• сделать его застегивающимся спереди на кнопках или на «липучке».

р100.1.1

Как надевать брюки или юбку.

Начальная позиция показана на рис. 98. Если пациенту трудно удерживать равновесие, он может сесть возле стола или на краю кровати. Помогите пациенту, контролируя движения его рук (рис. 101):

р101

• попросите его скрестить ноги;

• действуя здоровой рукой, он надевает брюки сначала на больную ногу;

• затем он опускает ноги на пол (вы можете проконтролировать перенос веса тела на больную ногу) (рис. 102);

• пациент надевает брюки на здоровую ногу;

• пациент встает;

• он подтягивает брюки вверх здоровой рукой (рис. 103);

• затем он садится, чтобы застегнуть брюки на пуговицы или на молнию.

р103

Как надевать носки и обувь.

Начальная позиция показана на рис. 98.1. Если пациент не может забросить парализованную ногу на здоровую, он может помочь себе сцепленными между собой руками. Важен именно такой способ, поскольку он к тому же позволяет держать парализованное плечо вытянутым вперед.

• Носок надевается здоровой рукой. Его горловина открывается с помощью большого, указательного и среднего пальцев (рис. 104);

р104

• здоровой рукой пациент надевает ботинок на переднюю часть парализованной ступни (используется положение, показанное на рис. 104.1);

р104.1

• поставив парализованную ногу на пол и надавливая на колено (с помощью ассистента), пациент продвигает пятку вглубь ботинка.

Обувной рожок с удлиненной рукояткой (рис. 104.2).

Способ завязывания ботинка одной рукой представлен на рис. 104.3.

Если пациент носит сандалии, к ним следует прикрепить специальные ремешки, облегчающие надевание на парализованную ногу (рис. 104.4).

р104.2

Еда и питье.

В ряде случаев у некоторых лиц, перенесших инсульт, могут возникать трудности при жевании и глотании пищи, обусловленные нарушением двигательных функций мышц шеи, лица и языка на стороне поражения. Если тонус этих мышц очень низок, нужно начинать принимать пищу мелкими кусочками (или в протертом виде). Пациенту следует постоянно напоминать о том, чтобы он использовал при еде мускулатуру парализованной стороны. Этим самым обеспечиваются двусторонний характер движений губ и лица и укрепление ослабленных мышц.

При необходимости нужно следить за положением нижней челюсти, что поможет пациенту держать рот закрытым при жевании и глотании.

Нельзя принимать пищу и пить жидкость лежа, поскольку в таком положении очень трудно выполнять глотательные движения. Правильное положение за столом с выпрямленным корпусом облегчает процессы жевания и глотания (рис. 105, 105.3, 105.4):

р105

• пациент наклоняется над столом, не сгибая корпус туловища;

• парализованная рука выпрямлена, вытянута вперед, локоть лежит на столе;

• чтобы тарелки и столовые приборы не скользили по поверхности стола, под них следует подложить что-нибудь шероховатое (резиновую подстилку или влажную салфетку). Когда пациент достигнет достаточно высокой степени восстановления утраченных функций и сможет использовать при еде обе руки или когда правша вновь начнет пользоваться парализованной правой рукой, тогда целесообразно использовать в обиходе столовые приборы с рукоятками разной величины.

Рукоятки столовых приборов нужно подогнать таким образом, чтобы пациенту было удобно их брать и держать. Рукоятку необходимо обернуть пористой резиной или какой-либо материей, или другим материалом. Чтобы облегчить поднесение ложки/вилки ко рту, ее ручку следует соответствующим образом изогнуть (рис. 105.1).

На начальных этапах пациенту может понадобиться дополнительная помощь со стороны ассистента (рис. 105.2).

Когда пациент правша достигнет достаточной степени восстановления, он может начинать пользоваться пораженной правой рукой (рис. 105.5).

Если рука слишком слаба, чтобы удерживать на весу чашку, из нее можно пить через соломинку или использовать чашку с двумя ручками (рис. 105.6).

р105.4

р105.6

Работа по дому.

После перенесенного инсульта пациент должен научиться максимально эффективно пользоваться парализованной рукой при выполнении бытовых обязанностей. Например, вытряхивая одежду, ее нужно держать обеими руками (здоровая рука должна управлять действиями парализованной руки).

Парализованную руку можно использовать при мытье посуды, стирке, приготовлении пищи и т. д. (рис. 106-108).

р107

р108

Эти действия важны не только для восстановления двигательной активности, но также и для улучшения тактильной чувствительности.

Поддержание жизненной активности.

Восстановившись после инсульта, человек должен продолжать активно участвовать в жизни семьи, в играх, ходить на работу и оставаться в своем привычном окружении. В некоторых ситуациях при выполнении определенных действий он будет нуждаться в посторонней помощи или каком-то вспомогательном оборудовании. Поддержка и ободрение со стороны семьи, друзей и близкого окружения помогут ему вновь обрести активность и стать полезным членом общества (см. рис. 109).

р109 р109.1

Другие средства и предложения по самообслуживанию:

• рассмотрите способы выполнения различных операций при использовании одной руки (рис. 110, 110.1);

р110

• застежки типа «липучка» можно использовать вместо пуговиц, чтобы ускорить надевание брюк, курток и т. д. (см. рис. 110.2);

• ручки бытовых предметов можно сделать более толстыми и удобными для удержания, надев на них куски пористой резины (рис. 110.3);

р110.2

• черенки ручек можно изогнуть соответственно способам их захвата (рис. 110.4);

• для удержания стакана можно использовать снимаемую ручку, под которую и будет продеваться парализованная рука (рис. 110.5);

р110.4

• другие варианты решений (рис. 110.6);

• края тарелки можно сделать выше, прикрепив зажимом узкую полосу, вырезанную из другой тарелки, пластиковой или жестяной (рис. 110.7);

р110.6

• или изменяя форму тарелки, сделанной из термопластичного материала (рис. 110.8);

• для удержания кастрюли на плите при приготовлении пищи можно использовать различные приспособления (рис. 111).

р111

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также