Положение «сидя» и его коррекция

Март 10, 2015 / Комментарии 0

После перенесенного инсульта пациент будет проводить много времени в сидячем положении, особенно в первые дни. Ниже на рисунке показано правильное положение. В такой позиции (наклонившись вперед, положив предплечья на стол и выпрямив туловище) пациент отдыхает. Ступни прижаты к полу.

Во-первых, следует использовать удобный стул с подлокотниками, вертикальной спинкой, широким сидением, соответствующей высоты. Научите пациента сидеть, держа колени согнутыми под углом 90° со ступнями, прижатыми к полу. Впоследствии он научится сидеть на стуле без подлокотников или на табурете.

Перед пациентом может стоять небольшой столик (предпочтительно с регулируемой высотой), который даст ему возможность наклониться вперед, равномерно опираясь на оба предплечья, сцепить кисти и соприкоснуться ладонями (рис. 44, 44.1). Необходимо позаботиться, чтобы этот столик не смещался вперед, когда пациент будет на него опираться:

• пациент держит плечо пораженной конечности впереди, выпрямив руку в локте и сцепив в «замок» кисти (или поддерживает парализованную кисть здоровой).

• оба локтя лежат на столе.

• за спину может быть положена подушка.

• ступни стоят на полу.

р44

Упражнения для выполнения в положении сидя.

Упражнения для парализованной руки, выполняемые самостоятельно.

Данный комплекс упражнений включает в себя разные виды движений парализованной рукой, выполняемых поэтапно, начиная с активных движений, затем просто активных, и в конце — движений с сопротивлением. Поддержка и сопротивление оказываются здоровой рукой. Все упражнения пациент должен повторять как можно чаще в произвольных вариантах.

перемещение веса с одного предплечья на другое, оба предплечья расположены параллельно на столе. Ладони рук обращены друг к другу. Кисти и все пальцы, включая большие, выпрямлены, плечи развернуты. Научите пациента следить за положением предплечий, не допуская их поворота внутрь (рис. 45);

повороты предплечий наружу, ладонями вверх. Это произвольно контролируемые движения. Научите пациента копировать пораженной рукой движения здоровой конечности (рис. 46);

р45

• если пациент не способен выполнить это упражнение, он может начать его, сцепив кисти рук в «замок», чтобы с помощью здоровой руки осуществлять вращение парализованного предплечья наружу (рис. 47);

• попросите пациента, сложив руки ладонями, сгибать кисти в одну и в другую стороны. По мере восстановления функций эти движения могут дополняться плотным прижиманием ладоней и пальцев друг к другу. При этом все пальцы, включая большие, должны быть разогнуты. Здоровой рукой следует оказывать некоторое сопротивление движениям парализованной кисти (рис. 48).

р47

р49

Заключительный этап данного упражнения, способствующего восстановлению функций пальцев, заключается в разведении ладоней, при этом кончики пальцев остаются соединенными. Попросите пациента плотно прижимать пальцы в местах соединений (рис. 49):

• пациент сидит за столом, положив на него руки. Он сцепляет кисти в «замок» до соприкосновения ладоней, Выпрямляет руки в локтях и вытягивает руки вперед. Затем он поднимает обе руки вперед и вверх над головой (рис. 50);

• попросите пациента взглянуть на свои поднятые руки и повернуть предплечья. Предплечье пораженной руки следует вращать наружу, а здоровое — внутрь (рис. 51);

р50

• пациент сидит, сцепив кисти в замок, выпрямив руки в локтевых суставах и вытянув их вперед.

Упражнение состоит в движениях обеих рук из стороны в сторону и наклонах туловища вперед и в стороны, противоположные движениям рук (рис. 52).

р52

Движения бедрами и боковые смещения веса тела.

Перенос веса тела в стороны в положении сидя на краю стула (рис. 53). Пациент, сцепив руки в «замок», вытягивает их вперед и наклоняется, перенося вес тела на обе ступни. Попросите его попеременно сдвигать ягодицы вперед — одну, потом вторую, одновременно перенося на них вес тела. Ступни прижаты к полу.

Эти же движения следует повторить, сдвигая ягодицы назад.

р53

Наклоны вперед и назад. Пациент сидит, поставив обе ступни на пол. Его руки вытянуты вперед, выпрямлены в локтевых суставах, кисти сцеплены в «замок», ладони соприкасаются. Попросите его наклониться вперед и вниз, стараясь коснуться руками пола. Попросите его наклониться вправо и влево (рис. 54).

р54

Тренировка боковой устойчивости в положении сидя. Пациент переносит вес тела на парализованную руку, а затем, отталкиваясь этой рукой, выпрямляет ее в локтевом суставе (упражнение выполняется с помощью ассистента и без него) (рис. 55).

р55

Внимание!

Хороший эффект наблюдается при переходе от данного упражнения (рис. 55) к сопоставлению продольных осей плеча и предплечья, которое можно усилить давлением рук ассистента. При необходимости ассистент может поддерживать локтевой сустав парализованной руки в выпрямленном положении:

боковые перемещения (с использованием трех стульев или широкой скамьи). Данное упражнение помогает обрести равновесие в положении сидя, увеличить управляемость произвольных движений бедра и улучшить возможности боковых перемещений веса тела через парализованную ногу;

• руки пациента сцеплены в «замок» и вытянуты вперед;

• парализованная нога немного отведена назад;

• вы можете направлять движения пациента и контролировать их, особенно выпрямление и вращение туловища (рис. 56).

р56

Переходы из положения «сидя» в положение «стоя» и обратно.

Попросите пациента вытянуть руки вперед, сцепив кисти в «замок» и соединив ладони. Локти выпрямить. Научите его вытягивать руки и наклоняться вперед, перенося вес тела на ступни. В завершенной фазе пациент приподнимает ягодицы со стула:

парализованная нога пациента должна располагаться немного позади здоровой ноги;

• следует избегать избыточного выпрямления коленного сустава парализованной ноги (рис. 57).

р57

Внимание!

Данное упражнение можно выполнять посредством раскачивания. После появления уверенности и восстановления реакций, позволяющих контролировать положение тела в пространстве, пациента можно начинать учить вставать:

• вначале вы можете помочь пациенту, переносить вес тела на парализованную сторону;

• наиболее трудной для пациента является последняя фаза перехода из положения «стоя» в положение «сидя». Сначала он будет просто падать обратно на стул. Вот почему очень важно выбирать правильную высоту стула. Начинать надо с большей высоты и постепенно ее снижать;

• таким же образом надо действовать и при переходе в положение «стоя». Чем больше будет согнута парализованная нога, тем труднее пациенту будет встать;

• чтобы сделать движения пациента правильными и безопасными при переходе из положения «сидя» в положение «стоя», перед ним надо поставить еще один стул. Пациент должен научиться наклоняться вперед и класть свои руки на этот стул. Затем он может встать (рис. 58).

р58

Это упражнение можно также выполнять с использованием стоящего впереди стула. Пациент наклоняется вперед и кладет на стул обе кисти. Затем он встает, занимая показанное на рисунке положение, при котором вес тела оказывается распределенным на все четыре конечности. Вы можете одной рукой поддерживать колено парализованной ноги, а другой — контролировать движения бедра;

перенос веса тела на согнутое колено. Данное упражнение важно для восстановления способности управлять коленом парализованной ноги, а также поможет пациенту, перенесшему инсульт, научиться стоять. Вес тела при выполнении упражнения приходится на парализованную сторону. Можно использовать лестницу или блоки разной высоты, с помощью которых парализованную стопу пациента можно установить на необходимом уровне, чтобы начать выполнение специальных упражнений (рис. 59.1, 59.2).

р59

Здоровой рукой пациент может контролировать парализованную руку.

Показанная позиция является наилучшей, поскольку парализованная рука пациента повернута наружу (вы можете контролировать его руку); однако эту позицию труднее удерживать, поскольку для контроля, за положением туловища, требуется больше усилий.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также