Ликвидация апраксии — восстановление способности к целенаправленным действиям

Март 17, 2015 / Комментарии 0

Ведущим средством реабилитации при апраксиях является кинезитерапия. Основные принципы кинезитерапии:

• занятия проводятся строго индивидуально с учетом общего состояния больного, уровня интеллекта, сопутствующих нарушений высших корковых функций (афазия, агнозия);

• проводится тщательный инструктаж пациента. По мере необходимости — повторение объяснений (иногда многократное) в спокойном тоне. Больному рекомендуется сопровождать выполнение упражнений самостоятельными словесными объяснениями того, что он делает;

• поскольку для пациентов характерна быстрая утомляемость, вначале продолжительность занятия не должна превышать 15-20 мин, в дальнейшем -не более 35-40 мин, общеразвивающие упражнения необходимо чередовать с паузами для отдыха и дыхательными упражнениями;

• постепенно переходить от простых заданий — к более сложным. Закреплять каждый новый приобретенный навык многократным повторением и отрабатывать более сложные действия только после усвоения предыдущих;

• продолжительность курса кинезитерапии (от 2-3 мес. до 2 лет и более) с привлечением к обучению родственников и близких пациента.

Обучение сложным действиям начинают с расчленения этого действия на более простые. Например, при обучении одеванию рубашки или халата вначале дается задание научиться надевать рукав на одну руку, после освоения этого действия переходят к обучению надевания рукава на другую руку, затем приступают к тренировке застегивания пуговиц. При утрате выполнения действий по заданию вначале больному предлагают осуществить несложные действия (перевесить полотенце со спинки кровати на спинку стула) с постепенным их усложнением (перевесить полотенце, предварительно сложив его по ширине или длине).

При нарушении действий по подражанию обучение больных начинают с выполнения простых поз (например, скрестить руки на груди, вытянуть руки вперед и т. д.) с постепенным усложнением задания (скрестить вытянутые вперед руки, положить правую кисть на левую и т. п.). При нарушении пространственной апраксии пациенту вначале предлагают простое задание по составлению из частей целого (построение тупого угла или острого из двух спичек) с дальнейшим усложнением (построение треугольника, квадрата, букв).

При обучении целенаправленным движениям больные нередко теряют схему движения (например, усилие при захвате стакана должно отличаться от усилий при захвате утюга), и тогда распадается весь двигательный акт. В таком случае необходимо сочетать активные движения с пассивными и по возможности копировать схему тренируемого двигательного акта. Такой тренировке помогает метод дозированного сопротивления совершаемому движению, возможны также различные варианты оказания сопротивления движению больного. Необходимо тонко дозировать степень, место приложения, а также время сопротивления (его длительность). Например, можно оказать минимальное сопротивление в начале цикла движения и резко увеличить его к концу или увеличивать постепенно, плавно доводя до максимума к концу. Все это позволяет выработать у больного пластично изменяющийся фон двигательных актов.

При нарушении координации движений упражнения в сопротивлении применяют крайне осторожно, чтобы не вызвать повышения патологического тонуса и синкинезий. Для борьбы с данным видом расстройств применяют элементарные противосодружественные упражнения. Реабилитолог придерживает ту конечность, которая непроизвольно включается в процесс движения. Этот прием способствует изолированности движения паретичных мышц.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также