Штрафные воинские подразделения

Январь 31, 2021 / Комментарии 0

Штрафные части — формирования (специальные отдельные воинские части) действующей армии вооружённых сил, куда в военное время в качестве наказания направлялись «штрафники» — военнослужащие, совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь) и осуждённые приговором военного трибунала с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (военных действий).

История

Штрафные формирования имеют долгую историю. Так, С. В. Донских прослеживает их уже в наполеоновской «Великой армии». В то же время «батальоны осуждённых» (англ. condemned battalions) существовали и в британской армии — отдельно для тех, кто подавал надежду на исправление и отдельно для безнадёжных.

Штрафные воинские формирования в СССР

Во время Второй мировой войны в РККА ВС Союза ССР штрафные части существовали в виде отдельных воинских частей — отдельных штрафных батальонов и отдельных штрафных рот. В авиационных соединениях предполагалось создавать отдельные штрафные эскадрильи. Помимо Красной армии, штрафные части и подразделения существовали в вооружённых силах других государств.

За всю войну (то есть не одновременно) на всех фронтах в годы Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР было сформировано 65 отдельных штрафных батальонов (ошб) и 1048 отдельных штрафных рот (ошр). Обычно эти части расформировывались через несколько месяцев. Однако несколько штрафных батальонов просуществовало с 1942 по 1945 год: 9-й отдельный штрафной батальон, 10-й отдельный штрафной батальон (с сентября 1942 по октябрь 1945), 16-й отдельный штрафной батальон (с октября 1942 по октябрь 1945).

«Женщин в штрафные роты не направляли. Для отбытия наказания они направлялись в тыл. Нет в штрафных ротах и медработников. При получении задания присылают из медсанбата или соседнего полка медсестру».

Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта — 25 июля 1942 года, за три дня до знаменитого Приказа № 227 (неофициально также называвшегося «Ни шагу назад»), официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии, расформированная 6 июня 1945 года.

Приказ о направлении в штрафные части военнослужащих, осуждённых военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны № 323, 16 октября 1942 г.
Народный комиссар обороны тов. Сталин в приказе № 227 указал, что главной причиной наших временных неудач на фронте является слабая дисциплина в войсках:

  • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток».
  • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел. В запасных частях, в учебных центрах, учебных бригадах и полках, в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина всё ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчинённых. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
  • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осуждённые военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
  • Осуждённые попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений. Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
  • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям, куда эти люди прибывают.
  • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
  • 1. Всех военнослужащих, осуждённых военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров — в штрафные роты, лиц командного и начальствующего состава — в штрафные батальоны.

Если срок пребывания в штрафной части не определён в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осуждённый (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осуждённого в штрафную часть.

  • 2. Отправку в штрафные части осуждённых военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей, а в случаях осуждения вне места расположения своей части — на начальников гарнизонов.
  • 3. Для отправки в штрафные части осуждённых военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части.

Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

  • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осуждённого в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях.
  • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
    • из АрхВО — на Карельский фронт,
    • из ДВФ и Забфронта — на Ленинградский фронт,
    • из СибВО — на Северо-Западный фронт,
    • из УрВО — на Калининский фронт,
    • из МВО — на Западный и Брянский фронты,
    • из ПриВО — на Воронежский фронт,
    • из ЮжУрВО — на Донской фронт,
    • из САВО — на Сталинградский фронт.
  • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
  • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осуждённые, не лишённые званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы.
  • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части, производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осуждённый прибыл по освобождении из штрафной части.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР армейский комиссар I ранга Е. Щаденко

— ЦАМО, ф. 4, оп. 12, д. 106, л. 106—108. Подлинник.

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек, то доля бойцов и командиров (офицеров) РККА, прошедших через штрафные части за весь период Великой Отечественной войны, составляет примерно 1,24 %.

Например, в 1944 году общие потери Красной армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) составили 6 503 204 человек; из них штрафников — 170 298. Всего в 1944 году в Красной армии было 11 отдельных штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 отдельные штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность армейских отдельных штрафных рот в 1944 году на всех фронтах колебалась от 204 до 295 человек. Самая большая ежедневная численность армейских отдельных штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943 года.

Среднемесячные потери постоянного и переменного личного состава всех штрафных частей за год составили 14 191 человек, или 52 % от среднемесячной их численности (27 326 человек). Это в 3—6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 года.

Отдельный штрафной батальон

Отдельный штрафной батальон (штрафбат, штрафб) — штрафная часть в ранге отдельного батальона.

В Красной армии в него направлялись военнослужащие среднего командного и начальствующего (офицерского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Эти части формировались по приказу Народного комиссара обороны СССР за № 227 от 28 июля 1942 года. Положение о штрафных батальонах действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 от 28 сентября 1942 года. В пределах фронтов могли быть сформированы не больше трёх штрафных батальонов (смотря по обстановке) по 800 человек в каждом. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах, им возвращались все боевые награды. В случае гибели семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

Отдельная штрафная рота

Отдельная штрафная рота (штрафрота) — штрафная часть в ранге отдельной роты. В Красной армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного и начальствующего (сержантского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. В пределах армий по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года формировались (смотря по обстановке) пять—десять штрафных рот, в каждой из которых насчитывалось по 150—200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Штрафная авиаэскадрилья

Штрафные авиационные эскадрильи предполагалось создавать согласно Директиве Ставки ВГК № 170549 для лётчиков, которые проявили саботаж, трусость и шкурничество.

Основания для направления в штрафную эскадрилью — те же, а вернуться в обычную часть позволяло только число и итоги боевых вылетов.

Однако распространения они не получили. Приказом НКО № 0685 от 9 сентября 1942 года провинившихся лётчиков предписывалось отправлять в пехоту.

Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году.

Известные подразделения в ВВС РККА:

  • Группа штрафников 3-й воздушной армии (командир группы — майор И. Е. Фёдоров);
  • Истребительная штрафная авиационная эскадрилья при 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии;
  • Штурмовая штрафная авиационная эскадрилья при 206-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии (811-й штурмовой авиационный полк, Ил-2, командир эскадрильи — капитан П. Ф. Забавских). В составе эскадрильи было 6 летчиков. На Сталинградском фронте эскадрилья выполнила 86 боевых вылетов, уничтожив 12 танков, 79 автомашин, сбит 1 самолет противника, уничтожено 500 солдат и офицеров. В мае 1943 года эскадрилья прекратила свое существование, майор Забавских назначен командиром 807-го штурмового авиаполка.;
  • Легкобомбардировочная штрафная авиаэскадрилья при 272-й ночной бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии (У-2, первый командир — старший лейтенант И. М. Семертей).

Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

Появились в 1943 году. Формировались из военнослужащих рядового и командно-начальствующего состава, находившихся длительное время на территории, оккупированной противником (в плену, в окружении) (Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943) и тем самым потенциально находящихся под подозрением в возможном сотрудничестве с врагом. Срок пребывания — два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения, после чего личный состав при наличии хороших аттестаций мог быть назначен в полевые войска на соответствующие должности. Переменный состав не лишался воинских званий, так как не был осуждён трибуналом, но при этом все бойцы переменного состава были рядовыми солдатами-«штурмовиками». Чаще всего туда попадали бойцы, освобождённые из плена после соответствующих фильтрационных мероприятий (см. Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943).

Штат штрафных частей

Личный состав штрафных батальонов и штрафных рот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до трёх месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению или до гибели. Постоянным составом были командиры подразделений от взвода и выше, назначавшиеся из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.

Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот — при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев выслуги, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, постоянный рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.

Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты — 200.

Основания направления в штрафные части

Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому мерой наказания была смертная казнь).

Альтернативным наказанием могло быть направление в штрафные роты гражданских лиц, осуждённых по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осуждённые за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы.

В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами, отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, рецидивистами, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось. Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент Уголовно-процессуальному и Исправительно-трудовому кодексам, обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные роты отбывающие наказание «воры в законе».

В виде исключения, по личному ходатайству наркома внутренних дел Л. Берии, лица из числа осуждённых, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершённого ими преступления (за исключением лиц, осуждённых за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях.

В то же время были единичные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключённых (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осуждённый в 1941 году на 5 лет лагерей по 58-й статье Владимир Карпов, ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем).

Основания освобождения из штрафных частей

Основания для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях:

  • Отбытие срока наказания (не более трёх месяцев): осуждённые на 10 лет — трёх месяцев, от 5 до 8 лет — двух месяцев, до 5 лет — один месяц.
  • Для штрафных эскадрилий — количество и итоги боевых вылетов.
  • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжёлого ранения, требовавшего госпитализации.
  • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения как поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

Награждение в штрафных частях

За проявленную отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие отбывающие наказание (переменный состав), на усмотрение командира роты (батальона), могли быть награждены.

В песне Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны» есть строки:

И если не поймаешь в грудь свинец,

Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»…

Штрафные воинские формирования в Германии

Ещё в 1936 году в вермахте были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (нем. Sonderabteilungen). Туда направлялись призывники, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу». После начала Второй мировой войны, в 1940 году, были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек. Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса» — 999-й батальон (из уголовников и «политических») в Северной Африке. Также существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Самые известные подразделения немецких войск, созданные из лиц, отбывших тюремное наказание:

  • 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»
  • 999-я лёгкая «африканская» бригада (999. leichte Afrika-Brigade)

Штрафные воинские формирования в Великобритании

  • Королевский Африканский корпус (Royal African Corps, 1804—1821 годов), позже — Королевские африканские стрелки. Королевский африканский корпус был формированием английской армии, создан 25 апреля 1804 года, для обороны оккупированного острова Горе в Сенегале, захваченного в ходе Семилетней войны. В составе корпуса — фактически полка, было создано несколько штрафных батальонов, состоящих из пойманных и осуждённых английских дезертиров, из других оккупационных формирований. В состав штрафных формирования входили также и аборигенные (сенегальские) солдаты.

В произведениях искусства

  • песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны»

Кинематограф

  • «Грязная дюжина» х/ф (The Dirty Dozen) (США, 1967)
  • «Гу-га» х/ф (СССР, 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат» телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999» х/ф (ФРГ, 1960)

также штрафники фигурируют в:

  • «Сталинград» х/ф (1993, Германия)

Литература

  • Антон Кротков. Воздушный штрафбат. — М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. — ISBN 978-5-271-23964-9, 978-5-9648-0278-5 — роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
  • А. А. Васильченко. Штрафбаты Гитлера. — М. Яуза-Пресс, 2008, militera.lib.ru.
  • Александр Пыльцын. Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Александр Пыльцын. Штрафбат. Наказание, искупление. Военно-историческая быль. — СПб. Алетейя, 2016.
  • Александр Пыльцын. Командир роты офицерского штрафбата свидетельствует. — СПб. НордМедИздат, 2017.
  • Александр Пыльцын. Мы не стояли за ценой. Штрафбатовские стихи. — СПб. НордМедИздат, 2015.
  • Александр Пыльцын. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Знание, 2003.
  • Игорь Пыхалов, Максим Кустов, Андрей Васильченко, Александр Пыльцын,Евгений Кугучин, Семен Басов, Михаил Смирнов. Штрафбаты по обе стороны фронта. Военно-публицистический сборник. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Герман Сергей. Штрафная мразь. Журнал Дон № 7-9 (2016) Журнальный зал — www.reading-hall.ru
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. В прорыв идут штрафные батальоны. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. Штрафной батальон. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Андрей Орлов. Битва за Берлин последнего штрафного батальона. — М. Астрель, Времена 2, 2012.
  • Андрей Орлов. Чёрный штрафбат. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2010.
  • Андрей Орлов. Штрафбат. Приказано уничтожить. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2012.
  • Сергей Макаров. Морской штрафбат. Военные приключения. — Минск. Харвест, 2011.
  • Захар Артемьев. Штрафной бой отряда имени Сталина. — М. Астрель, Полиграфиздат, Времена 2, 2012.

Игры

  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company: герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions)являются одним из доступных отрядов фракции Имперская Гвардия.
Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также