Капелла Санта-Барбара (святой Варвары Илиопольской) — католическая капелла в Риме, одна из четырёх капелл первоначальной базилики Санти-Куаттро-Коронати и одна из двух, сохранившихся до настоящего времени (вторая — капелла святого Николая — находится внутри августинского монастыря и недоступна для осмотра). В IX веке капелла была пристроена к юго-восточному углу базилики. Вход в капеллу был обустроен с севера, из самого храма; основной алтарь был расположен на южной стороне, напротив входа, ещё два алтаря — на восточной и западной сторонах. Заново построенная Пасхалием II базилика стала уже, и капелла Санта-Барбара была изолирована от храма. Это привело к переориентации строения: вход теперь обустроен с запада, из монастырского клуатра (XIII век), а основной алтарь помещён в апсиде на восточной стороне.
Об устройстве Львом IV капеллы святой Варвары в Санти-Куаттро-Коронати было известно из сообщения Liber Pontificalis. Впоследствии капелла была переосвящена, и её прежнее название забыто. В 1913 году во время реставрации Антонио Муньос опознал в обнаруженных фресках эпизоды из жития святой Варвары и, связав эти эпизоды с сообщением Liber Pontificalis, сумел идентифицировать капеллу.
В плане капелла представляет собой почти квадрат, отклонение от правильной геометрической фигуры связано с тем, что капеллу пристраивали к существовавшему баптистерию. Капелла перекрыта крестовым сводом, опирающемся на мощные консоли, оформленные в виде ложных капителей (колонны под капителями отсутствуют). Предполагается, что изначально колонны в капелле присутствовали, но они не несли нагрузки, а служили лишь элементом декора (схожее устройство имеет капелла святого Зенона в церкви Санта-Прасседе, также относящаяся к IX веку).
Предполагается, что при Льве IV стены капеллы снаружи и изнутри были покрыты фресками, сохранившимися лишь фрагментарно: в южной апсиде видны две фигуры святых, над западным входом различимы геометрические мотивы. В XIII веке, одновременно со строительством клуатра, бенедиктинцы заново расписали капеллу: в восточной апсиде сохранилась Мадонна с Младенцем, на своде — фрагменты жития святой Варвары и символы евангелистов, по фризу под сводом выполнены геометрические узоры, повторяющие мозаики клуатра в стиле космати.
Читайте также
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним
Когда начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ 2024: полезные рекомендации
Начало нового учебного года часто становится временем повышенной тревожности как
На чем можно долететь до Мальдив? Регулярный рейс или аренда частного самолета?
Путешествие на Мальдивы — это мечта многих туристов. Острова, утопающие
Зубной имплантат: преимущества выбора при протезировании
Зубной имплантат – это современная технология, предоставляющая возможность восстановить утраченный
Яйцо шоколадное Kinder сюрприз: волшебство, которое завоевало сердца детей и взрослых
Яйцо Kinder сюрприз, безусловно, является одним из наиболее популярных шоколадных
Суши и пицца: почему они так популярны в службе доставки
Службы доставки еды становятся всё популярнее среди людей, желающих насладиться
Пептидные препараты: сущность и области применения
Пептидные препараты стали одним из важнейших направлений в современной медицине