Капелла Пацци

Капелла Пацци (итал. Cappella Pazzi) — архитектурное сооружение эпохи ренессанса, построенное по проекту Филиппо Брунеллески и расположенное в монастырском дворе при францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции.

История

В 1423 году территория церкви Санта-Кроче пострадала от огромного пожара. Впоследствии, горожане и несколько богатых семей города, включая Медичи, Спинелли и Пацци, начали работу по восстановлению разрушенных зданий. В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря: возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников). В том же году Андреа Пацци заключил с монастырем договор, обязуясь восстановить капеллу для собраний капитула с условием, что он станет ктитором проекта и будет иметь возможность устроить фамильную капеллу в зале, что считалось весьма почетным.

По причине нехватки документации, целиком хронология строительства часовни не была восстановлена, но известно точно, что протекало оно медленно. Причастность к процессу Филиппо Брунеллески, как правило, датируется 1429 годом, вскоре после того, как он окончил работу в Старой Сакристии в церкви Сан-Лоренцо. Реконструкция капеллы замедлялась как из-за занятости Филиппо Брунеллески посторонними объектами, так и по причине нестабильного финансирования со стороны Пацци.

Однако, из сравнительно недавно обнаруженных данных стало известно, что в 1443 году Папа Римский Евгений IV принимал участие в церемонии в помещении, находившемся над капеллой Пацци (после общего освящения базилики Санта-Кроче). В 1445 году Андреа Пацци умирает, завещав большую сумму на строительство часовни, а руководство проектом берет на себя его сын Якопо. К 1446 году стены капеллы стали возвышаться на несколько метров, до уровня внутреннего антаблемента. Только с данного периода строительство начало активно развиваться в связи с тем, что после смерти Брунеллески в 1446 г. Джулиано да Майано стал возглавлять все проекты. Основная часть строительства завершилась в 1440—1450-е годы, купол закончили в 1459, а портик, который изначально не предполагался в проекте, пристроили в 1461 году, если верить надписи, обнаруженной на внешней поверхности его купола.

Работа продолжалась вплоть до 1478 года и так и не была полностью завершена. В том же году семья Пацци была истреблена после поражения их заговора против Медичи.

Внешний вид

Часовня является центрально-купольной постройкой и примером архитектурной легкости, простоты и лаконичности. В ней прослеживается величественное сочетание между объемами здания и ясность пространственной композиции. Планировка капеллы стремится к квадратной форме. План перекрывается зонтичным куполом, разделенным на 12 частей. В этом часовня схожа со Старой Сакристией церкви Сан-Лоренцо.

В архитектуре ренессанса центрическое пространство получило привилегированное положение благодаря своей Божественной гармонии и приближенности к человеку. Поэтому в своем проекте от резких элементов готики Брунеллески вернулся к светлым и жизнерадостным формам греческих храмов, а также создал сочетание поперечного развития интерьерного пространства и центрической композиции, стремясь возродить стандарты древнего мира.

Фасад часовни делится пополам циркульной аркой, плавная кривизна которой сочетается с общей картиной фасадной плоскости. Купол имеет снаружи форму полого конуса, установленного на невысокий барабан. По окружности барабана прорезан ряд небольших круглых окон, создающих легкую игру светотени в куполе. К основному объему капеллы с восточной стороны примыкает небольшой алтарь со сферическим куполом на парусах.

Входной портик капеллы прорезан посередине большой полукруглой аркой. Шесть коринфских колонн поддерживают украшенный декоративными пилястрами аттик. Ряд исследователей полагают, что портик не был частью замысла Брунеллески, а создан архитекторами, завершившими строительство после его смерти. Об этом свидетельствует, в частности, нехарактерный для Брунеллески богатый декор сводов портика. Купол портика отделан изнутри полихромной керамикой работы Луки делла Роббиа.

Описание интерьера

Брунеллески убедительно продемонстрировал свои таланты в работе над капеллой Пацци: великий зодчий мастерски владел умением создавать единство отделки внешнего и внутреннего пространства, а также сочетать криволинейные формы с прямоугольными, создавая гармоничные архитектурные образы.

Мотив арки и ложный сферический купол образуют связь между внешним убранством и интерьером капеллы. Во внутреннем пространстве часовни Брунеллески создает образ «идеального храма» — светлого и просторного. Мастер подчеркивает доминирование некоего геометрического совершенства за счет обилия квадратных, прямоугольных, круглых и полукруглых форм. Площадь убранства визуально расширяется благодаря выделяющейся центральной части, большим подъемам арок и белому полупрозрачному цвету стен. А тектонические конструкции, детали и различные элементы интерьера, выполненные в темном оттенке серого камня, придают внутреннему пространству герметичность и контраст. Внутренний декор выполнен по строгому принципу соотношения вертикальных и горизонтальных ритмов — это видно на примере арок и пилястр. Они образуют эстетичную конструкцию, которая сверху завершается более легкими арочными конструкциями.

Обилие окон создает во внутреннем убранстве капеллы особую световую гармонию и кристальную ясность.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также