Экклезиология

Сентябрь 3, 2021 / Комментарии 0

Экклезиология; также экклисиология (от греч. ἐκκλησία — церковь и λόγος — знание) — отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви: как раздел догматического богословия и как элемент богословия тех или иных отцов Церкви.

В Священном Писании Нового Завета содержится ряд образов, раскрывающих христианское понимание Церкви и её роли:

  • образ виноградника (Мф. 20:1-16; Лк. 13:6-9);
  • образ виноградной лозы и её ветвей (Ин. 15:1-8);
  • образ засеянного поля (Мф. 13:24-32);
  • образ пастыря и стада (Ин. 10:1-16);
  • образ рыболовного невода (Мф. 13:47-48);
  • образ спасительного корабля в волнующемся море (Мф. 8:26, Мк. 4:39, Лк. 8:25);
  • образ матери верующих (Гал. 4:26);
  • образ главы и тела (Еф. 1:22-23);
  • образ невесты Христовой (Еф. 5:23; 2Кор. 11:2);
  • образ брачного союза (Еф. 5:32);
  • образ брачного пира (Мф. 25:1-13);
  • образ строящегося здания (Еф. 2:19-22);
  • образ дома (1Тим. 3:15; Евр. 3:6);
  • образ града Божия (Евр. 11:10).

В святоотеческих книгах встречается представление о Церкви как о корабле, переплывающем житейское море.

В христианской экклезиологии сочетаются 2 аспекта: мистический и канонический.

  • Мистический аспект смотрит на Церковь как на мистическое Тело Христово, для которого Иисус Христос есть глава (Еф. 1:22-23, Еф. 5:23, Кол. 1:18);
  • Канонический аспект говорит о единстве Церкви вокруг епископа и единстве епископов между собой при непрерывности преемства от апостолов, положенных Христом в основание Церкви.

Учение о Церкви, как одно из важнейших, нашло отражение в Никео-Цареградском Символе веры.

С точки зрения православной экклезиологии, любое отклонение, как от определённого Вселенскими соборами вероучения Церкви (ересь), так и от богоучреждённой иерархии священства Церкви (раскол), а также самоустранение на продолжительное время (без уважительных причин) от частого Причащения Тела и Крови Христовых, неминуемо ведёт к разрыву с Церковью. Этот разрыв констатируется Церковью в анафематствовании, то есть заявлении о невозможности для Церкви нести далее ответственность за того или иного еретика, раскольника или упорствующего грешника в своём уклонении от Церкви.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также