Белый лотос

Белый лотос (кит. упр. 白蓮教, пиньинь báiliánjiào, палл. Байляньцзяо — «учение Белого лотоса») — обобщающее название для многих китайских буддийских или даосских религиозных братств и тайных обществ, существовавших в разные эпохи. Объединяло эти движения сходство синкретических доктрин эсхатологического толка и практика традиционной гимнастики и боевых искусств.

История

Не отвергая идею нирваны, некоторые китайские синкретические буддийские школы выдвигали на первый план идею «Чистой земли» (цзинту) будды Амитабхи, где праведники возрождаются в озере, заросшем белыми лотосами. Их учение повлияло на учение буддийско-даосской школы Белого лотоса (испытавшей и влияние манихейства), существовавшей ещё при династии Сун (1127—1279). Её приверженцы поклонялись Нерожденной Праматери(无生老母) (Ушэн Лаому), которую иногда объединяли с Матерью-Царицей Запада (Си Ван-му) или с Амитабхой, которая для избавления живых существ от страстей пошлёт в мир в человеческом обличье Майтрейю, бодхисатву эры гармонии; ждали прихода Светлого государя (Мин-вана), который установит царство справедливости.

В результате массового распространения таких доктрин происходила их секуляризация и политизация: члены тайного общества от ожидания эры гармонии перешли к самостоятельному очищению Китая от сил зла, активно боролись с монгольским владычеством в Китае, сделав многое для свержения монгольской династии Юань (1260—1368) и создания китайской империи Мин (1368—1644).

После успеха восстания общество было запрещено, преследовалось указом императора Чжу Юаньчжана (простолюдина-основателя династии Мин, проявившего полководческий талант благодаря участию в движении Белого лотоса) и ушло в подполье.

Тем не менее, столетия спустя в эпоху маньчжурской империи Цин такие же религиозно-политические братства (такие, как «Белое солнце», «Красное солнце», «Восемь триграмм») возродились на волне роста крестьянского населения, его обнищания и антиманьчжурского движения. Постоянные члены их проходили обряд посвящения, принимали присягу, соблюдали ритуал, заповеди. Принадлежность к тайному обществу по уголовному кодексу Цинской империи влекла за собой смерть. На это секты отвечали конспирацией, строжайшей дисциплиной и сплочённостью и взаимопомощью членов.

В конце XVIII в. общества Белого лотоса превратились в партизанские армии, приняв активное участие в крестьянских восстаниях (1774—1775, 1796—1804 и 1813 гг.), сочетая национально-освободительные антиманьчжурские лозунги с идеями социального равенства. Десятки тысяч приверженцев движения в результате погибли или были казнены, название «Белый лотос» вышло из употребления, но некоторые их традиции сохранились в кланах мастеров боевых искусств (и просто преступных группировках), из среды которых в конце XIX в. выросло движение антизападных повстанцев-ихэтуаней.

Черты единой организации всем этим движениям приписывала в основном молва. Название «Секта Белого лотоса» иной раз использовалось в бюрократической документации империй и Мин и Цин как огульная характеристика любой ереси, представляющей политическую опасность для власти императора, поэтому его упоминание не следует автоматически воспринимать как свидетельство существования соответствующей религиозной практики.

Идеи

Некогда из начальной субстанции возникла небожительница Нерождённая Праматерь, или Извечная Матушка (Ушэн Лаому). Она сотворила первых небожителей: Фуси и его супругу. Все трое жили в Западном раю. Здесь же, в Небесном дворце, у них родились и первопотомки, которые спустились затем на землю. Люди, что произошли от них, постоянно стремятся на «прародину» — обрести её и есть желанная конечная цель каждого сектанта. Проповедники «Белого Лотоса» учили: «Все люди равны, ибо они — потомки одних родителей, братья и сестры!» Дабы вернуться в Западный рай и погрузиться в нирвану, надо было прежде вступить в секту, поклоняться Нерождённой Праматери, строго следовать правилам и запретам «Белого Лотоса», а значит, пройти все «десять ступеней возвышения», последняя из которых — постижение «истины» — это открытая дверь на небесную «прародину». Стремление к утраченному раю выражалось особой формулой-паролем: «Извечные родители, нирвана, прародина!».

История делится на три этапа. Первый этап проходил под знаком Синего Солнца, а Поднебесной правил Будда Кашьяпа, восседавший на Синем Лотосе. Год тогда состоял всего из шести месяцев, сутки — из шести двухчасовых страж, а избранные только начинали избавляться от зла и пороков. Настоящее живёт в лучах Красного Солнца, а всем сущим ведает Будда Шакьямуни. Его престол — Красный Лотос. Течение времени затормозилось и вошло в нынешние берега. В конце этой эры последователи «Белого Лотоса» станут близки к «возвращению на прародину». Будущее, обласканное сиянием Белого Солнца, начнется с возрождением и вторым пришествием в мир Будды грядущего — весёлого и доброго Майтрейи (Милэ). Престол его — Белый Лотос — символ блаженного счастливого бытия. Переход к «Эре Белого Солнца» не может произойти сам собой, верующие обязаны помочь наступлению «царства Майтрейи», подняв восстание против «северных варваров[каких?]».

Практики

Члены данных сообществ (по крайней мере тех, что действовали в XVII—XIX вв.) имели свои лечебные практики, считавшиеся средством достижения просветления или подготовки тела к грядущим апокалиптическим испытаниям (массаж, акупунктуру, тайцзыцюань, цигун), именно их сейчас зачастую объединяют под термином традиционная китайская медицина. Большинство известных сегодня стилей китайских боевых искусств вышло именно из тайных обществ: занятия ушу были постоянным ритуалом, неотделимым от повседневной жизни сектантов.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также