Функции мировоззрения: картина мира или механизм управления!

Эффективность решения поставленных в партийных документах задач зависит, помимо прочих условий, и от уровня наших знаний о процессах формирования и функционирования мировоззрения и их использования в практической деятельности. В работах советских философов раскрыта взаимосвязь мировоззрения и практически преобразующей деятельности человека, его зависимость от всей системы социальных отношений, от степени усвоения культуры и других факторов. Однако многие проблемы требуют дальнейшего исследования. В частности, возникает необходимость изучения природы систематизирующих связей, интегрирующих получаемые субъектом знания в целостное мировоззрение, роли различных типов знания в его формировании, функций мировоззрения в социальной деятельности. В ходе исследования возникает также потребность в сопоставлении структурно-функциональных характеристик мировоззрения и социальной памяти на разных исторических этапах их развития.

Актуальность исследования указанных сторон диктуется также тем обстоятельством, что мировоззренческая проблематика служит ареной острой идеологической борьбы. В фокусе этой борьбы часто оказывается факт бурного роста информационных процессов в обществе, прежде всего количества передаваемой и используемой информации. Некоторые буржуазные философы, идеологи и политики пытаются превратно истолковать его и использовать в апологетических целях защиты капитализма.

Например, Ю. Хабермас и Н. Луман выдвигают тезис о принципиальной независимости коммуникационных процессов от других сторон жизни общества, утверждают, что коммуникация является определяющей силой «конституирования» общества. Японский футуролог Д. Кишида предложил концепцию «многоалтарного общества», в котором каждый может поклоняться «своим» богам, ориентироваться на любые идеологические и ценностные установки. Благодаря развитию технических средств коммуникации каждый человек получает доступ к любым идеям, взглядам, ценностям, выбирает их по своему вкусу и строит в соответствии с ними свое поведение. Понятно, конечно, что, какого бы уровня развития ни достигли технические средства коммуникации (и техника вообще), само по себе это обстоятельство не может определять свободу выбора информации и тем более свободу выбора образа жизни.

Абсолютизацию роли информационной «составляющей» в жизни общества можно обнаружить также в работах М. Маклюэна, К. Дойча, Д. Ламбертона и других западных авторов. Апологетическую направленность подобных построений ярко демонстрируют рассуждения Г. М. Энценсбергера. Имея в виду средства массовой коммуникации, он говорит об «индустрии сознания», которая развивается быстрее всех других отраслей промышленности. Эта всепроникающая «индустрия сознания» изменяет представления человека о мире, разрушает традиции. Ho в то же время, утверждает Энценсбергер, в современных «обществах изобилия», к которым он относит и социалистические и капиталистические страны, сохраняется эксплуатация человека человеком. Под воздействием «индустрии сознания» меняются лишь наши представления о ней. Как видно, рассуждения об «индустрии сознания» здесь используются, чтобы провести далеко не оригинальную «идею» об отсутствии принципиальных различий между социалистическим и капиталистическим строем.

Поэтому большое значение приобретает объективный научный анализ с позиций диалектического и исторического материализма действительного воздействия факта изобилия информации на жизнь общества, в особенности на формирование мировоззрения.

Каждый человек имеет представление о мире, о своем месте в нем, о смысле бытия и целях собственной деятельности. «Мировоззрение — совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом».

Помимо знаний в составе мировоззрения выделяют убеждения, которые рассматриваются в качестве непосредственных регулятивов деятельности. Надо заметить, однако, что знания нередко направляют действия человека и не пройдя еще стадию превращения в убеждения. Так происходит в случае отсутствия достоверных и детальных сведений о каких-либо сторонах реальности. Естественно, что такая фрагментарная информация не превращается в убеждения. Однако в некоторых ситуациях человек вынужден опираться на подобного рода знания в своей деятельности, осознавая при этом их недостаточность.

Проанализировав имеющиеся в литературе определения понятия мировоззрения, В. Ф. Черноволенко выделяет три группы таких определений. К первой он относит определения, отождествляющие мировоззрение с философией; ко второй —такое понимание мировоззрения, которое включает все содержание общественного сознания, при этом философия остается ядром мировоззрения; третья группа занимает промежуточное положение. He претендуя на подробный разбор, отметим, что во всех проанализированных В. Ф. Черноволенко случаях к мировоззрению подходят преимущественно со стороны его структуры, выделяя составляющие его части. Однако структура зависит от функции, и поэтому системная, целостная характеристика исследуемого объекта предполагает выявление его места и роли в том более сложном образовании, в состав которого он входит. Применительно к исследуемой проблеме такая методологическая позиция означает, что структура мировоззрения должна характеризоваться на базе предварительного выяснения его функции.

Вопрос о роли мировоззрения должен решаться на основе марксистско-ленинской теории отражения. Сознание, как общественное, так и индивидуальное, есть не что иное, как процесс сознательного отражения действительности субъектом — какой-либо социальной группой или (на этой основе) отдельным человеком. Соответственно и такой важный компонент общественного и индивидуального сознания. как мировоззрение, должен быть проанализирован с этой позиции.

Одним из важнейших принципов марксистско-ленинской теории отражения является принцип активности сознания. Конспектируя Гегеля, В. И. Ленин отмечал, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Активность сознания реализуется не сама по себе, а через систему практической деятельности. В системе практической деятельности субъекта она проявляется в том, что сознание выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную (или отражательную) и регулятивную.

Указанные функции тесно связаны между собой, поскольку сознание регулирует практическую деятельность субъекта на основе знаний, полученных в процессе познания действительности. Отображая окружающий мир, субъект получает знания, которые затем функционируют в качестве идеальных средств — программ, методов социальной деятельности.

Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической. Например, в математике знание теоремы Пифагора может использоваться субъектом при доказательстве других теорем или при вычислении длины гипотенузы или катета. В медицине знание обменных процессов в организме и их нарушений при определенных патологических процессах позволяет осуществлять соответствующую терапию. В марксистской политэкономии знание механизма действия прибавочной стоимости необходимо порождает вывод о неизбежности революционного преобразования капиталистических экономических отношений и капиталистического общества в целом, т. е. является одной из теоретических основ программы практического революционного переустройства общества, которая была разработана классиками марксизма.

Исследование роли мировоззрения в регуляции практической и теоретической деятельности позволяет выявить малоизученные стороны проблемы, подойти к мировоззрению как к одной из важнейших функций общественного и индивидуального сознания. «Мировоззрение представляет собой особую организацию сознания, которая выполняет функцию духовно-практического устройства и переустройства всего миропорядка, определения коренных целей и смысла человеческого существования».

Мировоззрение, следовательно, непосредственно связано с регуляцией практической деятельности субъекта. Так, хорошо известно, что идейно-воспитательная работа КПСС, направленная на формирование у широких масс трудящихся подлинно научного, марксистско-ленинского мировоззрения, является одним из важнейших факторов социалистического и коммунистического строительства, Объясняется же это именно тем, что содержание мировоззрения того или иного человека определяет характер его практической деятельности, ее социальную сущность и направленность.

Выступая в качестве регулятива социальной деятельности личности, группы, класса, мировоззрение дает точку отсчета для сопоставления глубинных внутренних мотивов и внешних условий деятельности. Если люди обладают прочным марксистско-ленинским мировоззрением, для них внутренней необходимостью является активное и сознательное участие в строительстве нового общества. Для тех же, у кого преобладают мещанские, мелкобуржуазные взгляды, основным мотивом становится забота о своих эгоистических интересах, и участие в созидательном труде обусловлено лишь внешней необходимостью. Вместе с тем успешно решать сложные практические задачи современного экономического и социально-политического развития можно только в том случае, если эмоциональноволевая направленность людей опирается на глубокое понимание основных закономерностей развития действительности.

Основное направление деятельности индивида определяется теми реальными общественными отношениями, в которые он включен. Однако характер их воздействия на человека зависит также и от уровня осознания этих общественных отношений. При социализме необходимым условием продуктивной, творческой деятельности личности становится ясное понимание законов функционирования общества. Выработка глубокого осознания этих законов является целью усилий по формированию научного мировоззрения. Эти усилия опираются на коллективный разум общества, продукты которого — научные теории, идеи, взгляды, произведения искусства, хранящиеся в социальной памяти, составляют арсенал духовной жизни.

Коллективный разум — категория конкретно-историческая. На разных исторических этапах развития общества роль его основного звена выполняли различные социальные образования, выражающие в идеологических формах господствующие в данном обществе экономические отношения. При первобытнообщинном строе это было мифологизированное сознание рода и племени — продукт коллективного творчества всех его членов. Разделение труда и выделение классов привело затем к появлению специфической прослойки людей — служителей религиозного культа, занятых производством религиозного сознания, отражавшего (и закреплявшего) классовое деление общества и идеалистически искаженное представление о мире в целом.

С появлением философии и науки (с выделением соответствующих видов деятельности, с созданием научных организаций и т. п.) стало формироваться секуляризованное сознание, серьезно потеснившее религиозное. Последующее развитие науки привело к коренным изменениям в содержании социальной памяти, где все большее место стало занимать объективное знание о мире. Прогресс в научном познании общества, связанный с созданием диалектического и исторического материализма, привел к пониманию неизбежности его революционного преобразования.

Победа социалистических общественных отношений впервые открыла возможность привести деятельность людей в соответствие с объективными законами истории, с задачами прогрессивного развития человечества. Однако эта возможность не реализуется автоматически. Направляя усилия ученых, в первую очередь обществоведов, на объективное исследование возникающих в ходе развития общества новых явлений, тенденций, противоречий, партия стремится к совершенствованию коллективного разума, выступая главной движущей силой его развития.

Усвоение накопленных в ходе исторического развития человечества научных знаний, этических норм, художественных ценностей — необходимое условие всестороннего развития личности. «Коммунистом стать можно лишь тогда, — подчеркивал В. И. Ленин, — когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Обобщенный критерий усвоения этих богатств отдельным человеком — глубина, научность, целостность и диалектичность его мировоззрения, способность решать сложные практические и теоретические задачи.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также