Значение физической красоты с точки зрения законов жизни

Посмотрим теперь на физическую красоту с биологической точки зрения и укажем на ее значение для выбора супружеской пары. Враждебно к физической красоте относятся два мировоззрения: одно из них берет свое начало от восточного учения, разделяющего тело и душу, связанный с потусторонними ценностями «дух» и влекущую к греху «плоть». Согласно этому учению, красота человеческого тела не более чем мираж, сотворенный Диаволом. Второе мировоззрение восходит к различным «идеалистическим» философиям, для которых достоин уважения только «дух» как нечто внутреннее и нематериальное, а тело, как нечто внешнее и преходящее, не имеет значения. В этих философских учениях продолжает жить восточный разрыв между телом и душой, хотя уже не в церковной трактовке. Оба эти учения оказали отрицательное влияние на эволюцию, потому что отвергли образ способного, благородного и красивого человека как идеал для отбора. Народам, говорящим на индоевропейских языках, до внедрения восточного христианства было свойственно чувство красоты человеческого тела, равно как и красоты животных, особенно коней и собак. Так как для этих народов тело и душа были единым целым, они не считали животных «неодушевленными» тварями, бесконечно далекими от человека. Ярче всего это чувство проявилось у древних греков.

Будущее немецкого народа зависит от того, удастся ли немецкой молодежи выработать немецкий аналог эллинской «калокагатии», единства красоты и моральных качеств, и ориентироваться на этот идеал в личной жизни и при выборе супружеских пар.

При этом выборе важна и духовная, и физическая сторона. Обращать внимание на физическую красоту особенно важно для юношей, так как оценка женской красоты это не то, чему учат поэзия и изобразительные искусства, а то, что присуще расам господ во всех частях Земли как наследственный инстинкт, который изначально способствовал возвышению этих рас. Можно даже сказать, что кровь благородной расы часто выражается в той радости, которую человек испытывает при виде красивых людей и животных. Можно также сказать, что людей, для которых эта красота безразлична, следует избегать при выборе супружеской пары. Если мужчина ценит в женщине красоту, он следует инстинктам, унаследованным от высших рас.

Посмотрим теперь на физическую красоту с биологической точки зрения. Такой подход был уже у Дарвина в «Происхождении человека», а также у Г. Спенсера. Я изложил его в лекциях, прочитанных мною в Высшей школе искусств в Веймаре (зимний семестр 1930-31 гг.).

То, что в народе считается «красивым», это идеализированный облик представителей самых выдающихся родов на протяжении ряда поколений среди народа довольно чистой расы или, по крайней мере, его руководящего слоя, сохранившего относительную чистоту расы. Спенсер указывает на то, что у чистой расы внешний облик человека совпадает с его внутренней сущностью. Различие между ними — результат скрещивания рас, хотя есть расы, которым такое различие свойственно изначально (пример — передне-азиатская раса). Первоначальная связь облика представителей выдающихся родов с представлениями народа о красоте ослабляется при скрещивании рас, потому что у каждой расы свой идеал красоты. У господствующих рас красота тела была признаком благородства рода. Упомянутая связь ослабляется еще и потому, что в результате скрещивания духовные черты господствующей расы могут начать ассоциироваться с физическими чертами подчиненной расы, которые многим не нравятся. Даже большая часть подчиненной расы заимствует свой идеал красоты у господствующего слоя. Возможен и такой результат скрещивания, что у человека с «благородной» внешностью проявятся совсем не благородные духовные качества. Ho наследственные инстинкты воспринимают сочетание благородных духовных качеств с неблагородной внешностью как исключение из правила. Так в древней Греции смотрели на Сократа.

Противоречие духовных и физических черт, как у Сократа, яркий пример того, что в подсознании большинства людей и в более поздние времена физическая красота и моральные качества оставались связанными друг с другом более тесно, чем в сознательных оценках этих людей. Спенсер оспаривает широко распространенное мнение, будто физическая красота и моральные качества не имеют друг с другом ничего общего. Спенсер отмечает, исходя из своего опыта, что именно те люди, которые отрицают эту взаимосвязь, всегда удивляются, когда человек с благородной внешностью поступает неблагородно. Ho даже в современной Европе, где продолжается скрещивание различных европейских рас между собой и усиливается влияние внеевропейских, есть еще много людей, у которых нелегко отделить внешний облик от морального. И даже те, кто отрицает связь между внешним обликом и моральными качествами, признают, что, хотя встречаются благородные люди с отвратительной внешностью, таких немного, и, хотя встречаются красивые, но аморальные люди, таких тоже немного. И эти отрицатели тоже хотели бы, чтобы их дети выбрали себе супружеские пары с приятной внешностью, а не только умных и порядочных.

Для большинства людей связь между уродливостью физических черт и болезненностью или порочностью более ясна, чем связь между красотой тела и моральными качествами. По оценке психиатра Эрнста Кречмера, «там, где мы встречаем скопление самых тяжелых форм психического вырождения, мы встречаем одновременно и самое большое скопление наследственных физических уродств». Вырождение чаще наблюдается в расово-смешанных семьях, а члены таких семей кажутся «безобразными» представителям каждой чистой расы, а многое из того, что они считают «безобразным» можно рассматривать как симптом болезненных задатков. Ощущение «безобразного» во многих случаях — результат действия инстинкта, который предостерегает о возможном наличии болезней или психических отклонений. Неверно, что красота это качество одной лишь внешности, — это качество всего организма. Люди сторонятся от физических уродов не из предрассудков или эстетической утонченности, а следуя здоровым инстинктам. Красота — важное свидетельство здоровья. Кроме того, как я уже говорил, идеалом красоты служили представители господствующей прослойки. В Центральной и Северо-Западной Европе прекрасными считаются такие физические и духовные черты, которые ближе всего к чертам нордической расы. В Германии вплоть до XVIII века красивым называли только человека с преобладанием нордических черт. До сих пор от бездетных супругов поступает больше заявок на усыновление светловолосых и голубоглазых детей, чем можно удовлетворить. Такого спроса на детей восточно-балтийской расы нет: они тоже светловолосые и голубоглазые, но остальные их черты отталкивают, а именно черты, которые наиболее удалены от признаков нордической расы. В Англии такими чертами «низшей расы» (по Спенсеру) считаются выступающие челюсти, широкие скулы, убегающий назад лоб, широкий нос.

Мою теорию о происхождении идеала красоты разделяет и граф Кейзерлинг. По его словам, красота тела отождествлялась с совершенством расы, и во времена, когда люди руководствовались инстинктом, супружескую пару выбирали за красоту, заключались счастливые браки и рождалось здоровое потомство. «Для инстинкта дух и тело едины». Ho эти правила действительны только для расово однородных народов. Однако и в современной Европе красивый человек, в котором мало осталось от духовной сущности высшей расы, обладает наследственной ценностью.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также