Запреты на вступление в брак

Март 1, 2015 / Комментарии 0

Общий обзор показывает, что ни один народ или племя не разрешает брак с близкими родственниками. Круг исключаемых определяется согласно разным принципам и разным представлениям о сути родства. Лишь немногие народы запрещают браки между всеми кровными родственниками. Вероятно, все народы с отвращением относятся к бракам между родителями и детьми, и большинство — к бракам между братьями и сестрами.

Исторические свидетельства о запретах на брак у разных народов и племен и данные о законах, касающихся браков между родственниками, можно найти у А. Хата. В работе Сен-Джуля рассматриваются также правила и законы о браках между родственниками у внеевропейских народов.

Подобно тому, как законы европейских государств запрещают браки между кровными родственниками, по крайней мере, между людьми, находящимися в близком родстве, такие же запреты содержатся и в обычаях и законах почти всех народов, например, запреты на связи между родителями и детьми, братьями и сестрами, двоюродными, троюродными и т.д. братьями и сестрами, связи дяди с племянником и тети с племянницей. Многие племена запрещают браки даже при самом отдаленном родстве. Ho есть и племена, которые запрещают браки между людьми, не являющимися кровными родственниками, но считающимися таковыми: об этом будет говориться в главе о родстве по происхождению и родстве по положению, об описательных и классификационных названиях степеней родства. Наконец, бывают запреты на браки между людьми, при надлежащими к определенным, взаимоисключающим кругам (экзогамия и эндогамия).

Я сначала остановлюсь на запрете браков между кровными родственниками и ссылками на Риверса и Вестермарка.

Брак матери с сыном запрещен у всех народов. У отдельных африканских племен сын может жениться на одной из жен своего отца, но не на той, которая является его физической матерью.

Брак отца с дочерью якобы возможен у некоторых племен. Ho в сообщениях об этом путают название «дочь» в смысле родства по происхождению с аналогичным термином, обозначающим родство по положению.

Брак дяди с отцовской стороны с племянницей разрешен в отдельных странах Европы, в частях Меланезии и в Северной Австралии, но обычно запрещается. В Меланезии мужчина может жениться на жене сына своей сестры или делить эту жену с этим племянником. Это брачная связь женщины с дядей её мужа или бывшего мужа.

Брак тети с отцовской стороны с племянником встречается в частях Меланезии и распространен среди североамериканского индейского племени тинне (дене), принадлежащего к группе атабасков. Оно живет в Северной Канаде, по соседству с эскимосами.

Брак племянника с женой или вдовой брата матери встречается в Меланезии, у африканских племен банту и у осетин.

Брак деда с внучкой или бабушки с внуком. На острове Пятидесятницы (Новые Гебриды, часть Меланезии) брак деда с внучатой племянницей был обычным делом; как и у племени дисри в Центральной Австралии. На острове Амрим (Новые Гебриды) мужчина часто женился на дочери сына своей сестры. Довольно распространен брак мужчины с женой или вдовой деда на Новых Гебридах, раньше, вероятно, и на островах Фиджи и на острове Бугенвиль, самом большом из Соломоновых островов. Риверс обнаружил на Новых Гебридах не только браки с одной из жен деда с отцовской стороны, но даже браки с собственной бабушкой. Однако, К. Зете доказал, что египтяне Древнего Царства (2640-2130 г. до н.э.) не считали неприличным брак отца с дочерью, по крайней мере, когда речь шла о фараоне, и что в египетских мифах о богах также известен брак матери с сыном. Ho в египетском народе браков отцов с детьми, вероятно, избегали. Геродот сообщает, что в его время, т.е. в середине V века до н.э. египетский народ отвергал браки меду отцами и дочерьми.

Браки между братьями и сестрами заключались во всех слоях населения древнего Египта, а, похоже, также у доисламских арабов, дравидов, сингалезов, отдельных племен Уганды, в Бирме и Сиаме, были широко распространены в Полинезии, особенно восточной, и в Центральной Америке в Каукатале и в области залива Дарьей (Колумбия). На Маршалловых островах браки между братьями и сестрами заключаются в правящих семьях туземных племен. Такие же браки имеют место среди племен хокло в Амое и Сватоу (Юго-Восточный Китай), среди живущих обособленно агбеде в Южной Нигерии, небольших орд в бразильских тропических лесах и огнеземельцев. Раньше предполагали, что такие браки были и у ведда на Цейлоне, но Риверс доказал, что это не соответствует действительности. Вообще бросается в глаза, что такие браки встречаются не у примитивных племен, а на более высоком уровне развития. Самый низкий уровень представлен туземцами Маршалловых островов.

Браки между братьями и сестрами в правящих семьях Египта преследовали цель сохранения расовой чистоты этих родов, в которые не должна была проникать неаристократическая кровь. По той же причине заключались браки между братьями и сестрами в аристократических родах Шумера, Элама и Персии времен Ахеменидов. В царстве инков в Перу правители жили в таких браках, потому что царская кровь должна была сохраняться в чистоте. У гуанчей на Канарских островах правители женились на сестрах, если не находилось женщины, равной им по рождению. Браки между сводными братьями и сестрами от одного отца в ряде племен дозволялись. Так Авраам женился на Cape, cвоей сводной сестре от одного отца, а афинянин Кимон, сын Мельтиада, на своей сводной сестре Элпинике. Реже давалось разрешение на браки между сводными братьями и сестрами от одной матери.

Браки двоюродных братьев и сестер у одних народов разрешены и даже поощряются, у других запрещены. Малиновский сообщает, что среди жителей меланезийских островов Тробриан разрешен только брак мужчины с дочерью сестры его отца — такой брак считается даже самым удачным…

Разрешение или запрет браков между родственниками можно рассматривать в более широком контексте уклонений, столь же важных в жизни народов, как обязанности взаимной поддержки родственников. Очень часто тещу избегает муж ее дочерей: эти два человека не должны смотреть друг на друга, жить в одном доме или в одной деревне и разговаривать друг с другом. Часто зять не должен обращаться к теще по имени, а должен называть её просто «тёща». Сходные правила уклонения, хотя обычно не столь строгие определяют отношения между сыном и женой его отца, между женой и родителями её мужа или между свояками и свояченицами т.к. классификационных систем родства, т.е. родства по положению. Таким образом, у многих племен есть запреты на брак, направленные не против браков кровных родственников, а «родственников» в смысле классификационных систем. У многих народов, в том числе и у евреев (3-я книга Моисея, 18,16; 20, 21) свойство рассматривается как препятствие для брака. Ho если один брат умирал, то у евреев оставшийся брат должен был вступить в брак с овдовевшей свояченицей (5-якнига Моисея, 25, 5-10; книга Руфи 1,11-13, 4, 5).

Я уже упоминал, что многие народы разрешают браки лишь тем мужчинам, которые могут содержать семью. Запреты на брак и препятствия браку, мешающие создавать семью неспособным и бедным людям, были отменены во многих немецких государствах только в 70-х годах XIX века, во времена господства либеральных взглядов. Эти законы способствовали искоренению неполноценных наследственных задатков у многих полигамных народов, особенно у эскимосов, брать более одной жены может лишь тот мужчина, который способен прокормить такую большую семью. Здесь полигамия способствует усиленному размножению способных мужчин.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также