Влияния, мешающие правильному выбору

Март 2, 2015 / Комментарии 0

Есть влияния, которые мешают сделать правильный выбор ради будущего счастья в браке. К числу этих влияний относится, как ни странно, сама любовь, по крайней мере, некоторые разновидности влюбленности, безумного увлечения.

He всегда любовь или страстная влюбленность гарантируют счастье в браке. Тогда было бы больше счастливых браков. Говорят, будто любовь инстинктивно ведет к правильному выбору. Ho это верно лишь в том случае, если инстинкты не расстроены влияниями современной городской жизни. Горожанам редко удается их сохранить. У человека вообще меньше надежно действующих инстинктов по сравнению с животными. Обычно у живых существ инстинкты тем лучше развиты, чем меньше развита центральная нервная система. Многие горожане, притом как раз более умные, руководствуются больше рассудочными соображениями, чем наследственными инстинктами. Дарвин, наблюдая ослабление инстинктов у домашних животных, предположил, что вытеснение инстинктивных порывов рассудочными соображениями ведет к вырождению людей, воспитываемых в тех же условиях, что и домашние животные.

Поэт Петер Альтенберг пишет в книге «Проблема брака в зеркале нашего времени» (1931): «Кризиса брака, разумеется, нет. Есть только кризис идиотов и идиоток, которые под влиянием минутной сексуальной потребности или по чисто экономическим соображениям пытаются убедить себя и других, будто они созданы друг для друга». Таким образом, пресловутый кризис брака — результат неправильного выбора. Из двух причин, которые называет Альтенберг, брак по расчету таит в себе меньше угроз, чем брак вследствие слепой влюбленности, так как при браке по расчету не бывает такого разочарования, как во втором случае.

Я не хочу сказать, что любовь ничего не значит, но одна лишь любовь во многих случаях — недостаточная причина для брака. Каждый брак должен быть разумным, но отнюдь не в смысле брака по расчету. Брак по любви и разумный брак не следует рассматривать как исключающие друг друга противоположности. Если любовь дополняется рассудочными соображениями, вероятность счастливого брака больше. Слово «любовь» должно обозначать чувство, пронизывающее человека целиком, чувство, в котором страстное желание и разум не исключают друг друга.

Слепая влюбленность — недостаточно прочная основа для брака. Термин «слепая любовь» употреблялся еще в древней Греции. Кант писал: «Тот, кто любит, может при этом оставаться зрячим, но тот, кто влюблен, неизбежно слеп и не замечает недостатков предмета своей любви. Обычно он прозревает через неделю после свадьбы».

Характер влюбленности во многих случаях может служить предостережением. Любовная пара должна задуматься, если после любовных восторгов вдруг обнаруживается, что любовники не знают, что им делать вместе. Между двумя людьми, которые хотят пожениться, не должно быть пустых часов. В наш век многословия здесь необходимо оговорить, что «пустые часы» не означают «часы молчания». Наоборот, полнота чувств как раз проявляется в часы молчания. Благоприятное предзнаменование для будущего брака — именно такие моменты молчаливой влюбленности.

Есть, правда, пары, которые не замечают, как между ними образуется пустота. Такие люди — самые пустые. Пусть женятся — пустота их браку не повредит.

Опасность слепой влюбленности, за которой кроется душевная пустота, не раскрывают писатели. Большинство «любовных романов» заканчивается как раз там, где начинаются серьезные проблемы брака. Есть английская шуточная пьеса, в которой описывается брак между Ромео и Джульеттой. В этой пьесе брак, основанный на слепой влюбленности, кончается плохо. Брак предполагает ответственность, пишет граф Кейзерлинг, но именно об этом страсть не хочет ничего знать. Поэтому признаком низкого, а не высокого уровня является брак, основанный на одной страсти. В браке, как бы сильна ни была страсть, сексуальная сторона быстро оттесняется на задний план другими проблемами повседневной жизни.

В столь же малой степени, как и слепая влюбленность, может служить гарантией счастья в браке одно лишь сексуальное влечение, и одним этим влечением нельзя объяснить ни происхождение брака, ни его суть и отдельные формы. Возможно взаимное сексуальное влечение двух людей, противоположных по своим духовным устремлениям. Если эти люди поженятся, они вскоре обнаружат, что то, что их разъединяет, сильней того, что их объединяет. Браки на такой основе чаще оказываются несчастливыми, чем браки при не очень сильном взаимном влечении.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также