Различные учения о взаимном дополнении

Март 2, 2015 / Комментарии 0

Обдумывая предпосылки хорошего взаимного дополнения, лучше всего исходить из представления, которое сегодня признано и наукой, а именно из того, что нет мужчины, который обладал бы только мужскими качествами, и женщины, которая обладала бы только женскими качествами, что в каждом человеке смешаны физические и психические особенности обоих полов. Эту идею впервые высказал писатель эпохи «Бури и натиска» Вильгельм Гейнзе (1749-1803) в своем романе «Ардингелло» (1-е изд. 1787, 3-е изд. 1820). Потом мы снова встречаем эту идею у Шопенгауэра в его «Метафизике половой любви» (1844), где он попытался также сформулировать теорию дополнения. Наиболее полно эту идею развил О. Вейнингер. Его продолжатель Ганс Апфельбах приписывает решающее влияние на выбор супружеской пары впечатлениям детства и юности, т.е. сводит к влиянию среды то, что зависит, главным образом, от наследственности. Она решает, какие события детства и юности окажут определяющее влияние на взрослого человека, а какие нет. Тот же упрек можно бросить различным «индивидуальным психологам» и психоаналитикам.

Отто Вейнингер (1880-1903) был высокоодаренным евреем, который покончил с собой в 23 года, может быть, потому, что ему стало невыносимо быть евреем, после того как он дал самое отталкивающее описание еврейской духовной сути в книге «Пол и характер», которая вышла в год его смерти. Эта книга сразу же вызвала сенсацию и бурю негодования. Она вышла многими изданиями и была переведена на многие языки. Может быть, эта книга стала бы еще более знаменитой, если бы не содержала болезненного для большинства евреев описания еврейской сути. Эту книгу, которую мог написать только рано созревший, но высоко одаренный человек, читаешь со смешанными чувствами, потому что этот человек был и душевнобольным. Женская суть описана в этой книге искаженно, автор вообще не считал женщину за человека, что вызвало негодование в женских кругах. Ho несмотря на все искажения и типично еврейские иллюзии автора, книга эта сохраняет свое значение. Евреи могли бы считать О. Вейнингера одним из своих великих людей, но они предпочли предать его забвению.

Вейнингер описывал явления женской духовной жизни, характерные для расово-смешанных больших городов с их вырождающимся населением. Ho он ошибочно счел это сутью женщины вообще. Однако он предварил многие позднейшие выводы науки. Я остановлюсь только на его высказываниях по вопросу о взаимном дополнении. Вейнингер показал, что каждый человек состоит из мужских и женских элементов, MhW. Нет мужчин со 100 % M и женщин со 100 % W. В среднем мужчине примерно 85 % M и 15 % W1 в средней женщине около 90 % W и 10 % М. В мужественной женщине 60 % W и 40 % M, в женственном мужчине 60 % M и 40 % W. Насколько это соответствует идеям Платона, мы здесь говорить не будем.

Вильгельм Флисс развил эти идеи, дополнив их наблюдениями над периодическими жизненными процессами, которые лежат также в основе болезней и духовного подъема. У мужчин этот период равен 23 дням, у женщин 28. В каждом человеке смешано как мужское, так и женское «вещество». Флисс проследил и признаки того, что в человеке количество вещества иного пола выше среднего. Так он полагает, что в мужчинах-левшах примешано больше женских черт, чем в правшах, а в женщинах-левшах соответственно больше мужских черт. Среди выдающихся людей, особенно художников, левши встречаются сравнительно часто. Флисс приводит такие примеры, как Микель-Анджело, Леонардо да Винчи, Гольбейн, Мендель, Ленбах. Б. Шульце-Наумбург считает, что примесь иного пола выше средней у тех мужчин, которые носят пробор справа, и у тех женщин, которые носят пробор слева. При оценке таких явлений нельзя позволять вводить себя в заблуждение мужественными поступками мужчины: этот мужчина может все равно иметь в себе много женского. Флисс ссылается на протокол вскрытия тела Наполеона I, который и в строении тела имел меньше мужского, чем большинство мужчин. Может быть, это характерно для многих выдающихся мужчин, что в них сравнительно больше женского, чем в средних мужчинах. При одностороннем развитии мужских черт, как уже говорилось, отсутствует способность проникнуть в психологию другого пола. У Расина и Гете было примешано больше женских черт, поэтому их женские образы более убедительны, чем у Корнеля и Шиллера.

Теорию бисексуальности применили к теории наследственности Э.Б. Вильсон, Карл Коренс и Рихард Гольдшмидт. На этом основана «качественная теория наследования половых признаков». Корренс в 1913 г. признал фактом, что каждый пол кроме собственных признаков может иметь и признаки другого пола.

Вейнингер высказал предположение, что идеальным был бы брак 100 % M и 100 % W. Мужчине с 80 % M я 20 % W для счастливого брака нужна женщина с 80 % W и 20 % М. Дополнение будет несовершенным, если у жены такого мужчины будет 90 % W и 10 % M или 70 % W и 30 % М. К этому должно добавляться равенство уровня и отсутствие слишком большой разницы в возрасте. Принадлежность к разным сословиям и религиям, разным народам и расам, разница в убеждениях и образе жизни могут испортить отношения между супругами или вообще сделать их брак невозможным. Есть люди, вообще не способные сосуществовать с другими людьми, их браки раньше или позже распадаются. Пример — Стриндберг. Если бы он лучше знал самого себя, он бы никогда не женился.

Несчастные браки, если они не распадаются под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств, как правило становятся несчастными из-за дисбаланса мужского и женского начал, в этом Вейнингер прав. Если бы можно было разложить двух людей, собирающихся пожениться, на доли M и W, можно было бы предсказать перспективы брака. Неизменная наследственность людей значит больше, чем меняющиеся внешние обстоятельства.

Б. Шульце-Наумбург исследовал возможность рассчитать степень взаимного дополнения двух людей разного пола, содержание M и W в каждом из них и суммарное соотношение, пригодность или непригодность их к браку и равенство или неравенство уровня. Он описал свой метод в книге «С кем вступать в брак?» (1935). Для определения взаимодополняющих качеств он пользуется графологическим методом Клагеса. Ho при этом он указывает, какие качества человека нельзя определить по почерку.

1

2

3

Выделенные в таблице жирным шрифтом основные качества дополнены положительными и отрицательными вариантами. Ho главное для дополнения это не — или +, а только сила основного качества.

Пример кривой дополнения

Перечислены те же 9 качеств, что и в основной таблице.

Для каждого человека можно нарисовать кривую дополнения. Она заходит то на сторону М, то на сторону W, у мужчин больше на сторону M, у женщин — на сторону W. Если сопоставить две такие кривые, одну для мужчины, другую для женщины, то при хорошем взаимном дополнении они будут зеркальными, а при плохом — параллельными. Таблицы воспроизводят счастливый брак Шиллера и несчастливый Фридриха Великого.

Б. Шульце-Наумбург рассчитал проценты взаимного дополнения: 80-100 % хорошее дополнение, 60-80 % достаточное, 50-60 % — сомнительное, менее 50 % — недостаточное. Браки при дополнении менее 50 % распадаются или несчастны.

Б. Шульце-Наумбург приводит и исключительные случаи, на которые не распространяются общие правила. Бывают и кажущиеся дополнения. Мне известны и прочные браки, при которых совпадение не обнаруживалось. Ho в таких случаях обе кривые показывают, что оба человека терпеливы, созерцательны, самоотверженны и участливы, при этом их характеры отличаются цельностью. Оба они умеют приспосабливаться. Такие прочные браки основываются не на взаимном дополнении, а на способности обоих супругов приспосабливаться. Ho только взаимное дополнение может вызвать ту напряженность направленных на другого человека чувств, которая называется «счастьем» в браке.

Б. Шульце-Наумбург проверил свою методику на известных из истории браках, счастливых и несчастных, и на разводах, а также на браках ныне живущих людей.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также