Прослойка и сословие

Следует ли заключать браки в пределах своего сословия или вне его? В среднем, наследственная ценность сословий тем выше, чем выше сословие, но на уровне семей, а не отдельных лиц. Так что при выборе супружеских пар вопрос о сословии тоже небезразличен. С точки зрения теории наследственности различия между сословиями не столь важны, как раньше думала знать, но они важней, чем полагают либералы и социалисты.

Если человек среднего или высшего сословия заключает брак на том же уровне, причем выбирает жену или мужа не из семьи какого-нибудь нувориша, а из семьи, принадлежащей к данному сословию на протяжении нескольких поколений, то высокий уровень будет сохранен. Дети же нуворишей отличаются тем, что они выбирают, руководствуясь часто слепой страстью, людей с меньшей наследственной ценностью, поэтому их предки обычно опускаются на ту же ступень, с которой начинал свое восхождение преуспевший дед. Лучшее свидетельство наследственной доброкачественности семьи — ее постепенное возвышение. Сделать вывод об особой наследственной одаренности семьи можно в том случае, если ее многочисленные дети умеют утвердить себя, ставя перед собой такие цели, для достижения которых нужно не только богатство, но и талант.

При выборе супружеской пары важно учитывать благосостояние семьи, из которой происходит женах или невеста, причем опять-таки благосостояние на протяжении нескольких поколений. Если это семья нувориша, его успех может объясняться его отвратительными качествами. Благосостояние, достигнутое далекими предками семьи, свидетельствует о наличии хороших наследственных задатков. Это не значит, что нужно чтить благосостояние или богатство как таковое — это лишь признаки определенных наследственных задатков семьи.

Пролетарский социализм, возникший из теории среды XIX века, учит, что благосостояние семьи ничего не значит, и даже видит в нем нечто скверное. Te, кто так считает и воюет против капитализма, это в отдельных случаях мечтатели, стремящиеся улучшить мир, но в большинстве случаев — неудавшиеся капиталисты, антикапиталисты не из любви к народу, а из зависти к тем, кто умеет делать деньги. Будь у них самих деньги, они построили бы еще худший капитализм.

Таким образом, благосостояние и сословие значат при выборе супружеской пары больше, чем полагают либералы, социалисты и авторы многих романов, сочувствующие таким парам, браку которых мешает более богатая семья. Эти вопросы нужно решать с точки зрения наследственной ценности двух семей.

Выбор пары из низшего сословия допустим в том случае, если невеста или жених происходят из семьи, все члены которой являются исключением в своей среде благодаря своим особым талантам. Поскольку низшие слои многочисленны, такие исключения нередки. Если у всех членов семьи из низшего сословия есть хорошие задатки, эта семья близка к идеалу для отбора, и выбор невесты или жениха из такой семьи никогда не будет мезальянсом. Мезальянс это когда молодой человек из наследственно ценной, независимо от сословия, семьи женится на дочке богача, семья которого далека от того, чтобы быть образцом для отбора.

Принц фон Изенбург исследовал проблему выбора супружеских пар в высших слоях, прежде всего, среди знати. Он установил, что мужчины из этих слоев в большинстве женились на женщинах ниже себя по рангу, поэтому в родословных по женской линии больше пробелов, чем по мужской, начало этих родословных теряется во тьме истории. Эта особенность объясняется тем, что женщины из высших слоев редко выходили замуж за людей ниже себя, предпочитая оставаться одинокими.

Сведения о графских семьях за 1870 г. говорят о том, что 25 % графских дочерей оставались незамужними, а в Южной Германии, где многие дочери из знатных католических семей уходили в монастыри, — 32 %. В Северной Германии 11,2 % графов женились на женщинах из буржуазной среды, и лишь 5,8 % графских дочерей выходили замуж за мужчин из этой среды. Цифры по Южной Германии соответственно 16,5 и 9,4 %.

Сословное происхождение — фактор, который приходится учитывать наряду с евгеническими и расовыми аспектами. Брак девушки из высшего сословия с мужчиной, стоящим ниже на общественной лестнице, редко бывает счастливым. Многие девушки, которые заключают такие браки, отличаются странностями, чрезмерной чувственностью и необузданностью. Им нравятся брутальные, мускулистые мужчины из низов.

Ho если разница в сословном уровне невелика, шансов на счастливый брак больше. Эту разницу легче преодолеть женщине, чем мужчине, потому что только женщина может возвысить своего супруга до себя.

Женщины из низов, выходящие замуж за мужчин из высших сословий, легче приспосабливаются к новому для них кругу, осваиваются в нем, становятся утонченными. Создается впечатление, что они были словно, рождены для такой жизни. Особенно это характерно для женщин, у которых преобладает нордическая кровь. Мужчинам такое приспособление удается гораздо реже. Привыкнув к узкому, ограниченному, «буржуазному» образу жизни, они с трудом расстаются с этой привычкой, чувствуют себя внутренне неуверенными. Даже женщинам из высших слоев не удается в должной мере «отесать» таких мужчин, тогда как многие женщины нордической расы сами осваивают науку, как нужно вести себя в высшем обществе, к которому они первоначально не принадлежали. Девушки из высших слоев должны учитывать указанные выше особенности мужчин, занимающих более низкое, чем они, положение в обществе, прежде чем выходить за них замуж. Как правило, женщины всех сословий лучше умеют устраивать повседневную жизнь. В период революции 1848 г. мужчины-радикалы хотели сделать все сословия одинаково посредственными, а женщины — благородными. У женщин, как правило, больше возвышающей силы.

Все эти вещи значат в повседневной жизни больше, чем обычно полагают, и гораздо больше, чем думает молодежь. Можно считать сословные предрассудки пережитком прошлого и смеяться над ними, но они останутся даже в бесклассовом обществе, потому что многое из того, что облечено в форму сословных различий, является на самом деле выражением наследственной способности чувствовать. Это доказывают наблюдения над сиротами павших на войне солдат и офицеров. Эти дети воспитывались в одном приюте, в совершенно одинаковых условиях, не зная о своих предках, но у них проявлялись черты характера, свойственные именно той прослойке, из которой они происходили.

Часть людей, в зависимости от своих наследственных задатков, живет стадными чувствами. Для этой части людей главное — влияние среды, задача государства, с их точки зрения, — улучшать эту среду. Другая часть людей, с другими наследственными задатками, отличается аристократизмом мышления, делает упор на неравенство людей и на наследственность. Этот образ мыслей имеет мало общего с обладанием собственностью, есть бедные «благородные люди» (Ибсен, «Росмерсхольм») и богачи с пролетарским мышлением. Есть наследственная сила и широта мышления, наследственная предприимчивость, которые позволяют пробиться даже в неблагоприятных условиях, и эти качества чаще встречаются в высших сословиях, потому что эти сословия состоят из потомков людей, обладавших такими качествами. Семьи, склонные к стадному мышлению, будут опускаться, семьи с благородным мышлением — подниматься, даже если они принадлежат к низам. Этими правилами отбора объясняется и распределение характерных черт среди упомянутых приютских сирот несмотря на одинаковую среду, в зависимости от сословного происхождения. Попноу тоже подчеркивал, что положение человека это не только внешнее качество. Положение семьи еще больше, чем положение отдельного человека, свидетельствует о наследственных задатках и еще меньше является чем-то внешним или случайным.

Так что вопрос о сословном происхождении это не праздный вопрос, он затрагивает коренную проблему наследственных качеств и должен подниматься при выборе супружеской пары, потому что с этой стороны может исходить угроза браку и потому что молодежь должна учиться видеть в уровне жизни семьи признак наследственных свойств.

Брак всегда означает вхождение в другую семью. Две семьи роднятся между собой. Что это значит, хорошо знают крестьяне, а городские люди об этом больше не думают. Многие браки, которые могли бы стать счастливыми, распались из-за трений между семьями. При браках между представителями разных сословий число возможных трудностей увеличивается еще больше. Когда молодой человек женится на девушке низшего сословия, то лучше, если это служанка, чем работница с фабрики. У работниц свой менталитет: у них есть законное время отдыха, и в это время они «свободны» и им «никто не указ».

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также