Обычаи бракосочетания

Март 1, 2015 / Комментарии 0

а) Добровольное бракосочетание.

Вестермарк собрал много свидетельств того, что брак по взаимному согласию имеет место у многих племен. Раньше полагали, что такие браки редки, потом же выяснилось, что они распространены во всех частях света и на разных уровнях культуры, хотя и не столь широко, как брак за калым. Добровольное бракосочетание встречается как у отсталых индейских племен Северной Америки, так и у самоанцев и племен северо-западной Меланезии…

Ho брак по взаимному согласию подчиняется тем же правилам, что и другие формы брака: брачная связь не является делом лишь двух влюбленных или лиц разного пола. Семьи и даже роды желающих вступить в брак обсуждают этот вопрос, дают свое согласие или отказывают, в любом случае пытаются руководить выбором супружеских пар. В Китае в выборе в последнюю очередь участвуют те, кто желает вступать в брак: так все решают семьи, а молодые повинуются. Ho такой долг повиновения молодых не редок: обычно молодые вносят предложение, а семья обсуждает его вместе с ними. Так и среди крестьян Европы выбор супружеской пары дело не только двоих желающих вступить в брак, но и семей с обеих сторон. Выбор должен пойти на пользу хозяйству, двору и живущей на нем семье. У всех народов Земли цели брака таковы, чтобы один из супругов посредством брака породнился с родом другого супруга, что дает определенные права и накладывает обязанности. Породнение двух семей — серьезное дело, оно должно быть тщательно обдумано. Заключаемый брак регулирует отношения лиц, вступающих в него, между собой и с их семьями и родами, а также с детьми, которые будут рождены, и даже с будущими внуками. Именно у первобытных народов породнение столь важный вопрос, что выбор супружеских пар не оставляется на волю отдельных людей. В роли посредников выступают друзья и родственники; они и занимаются сватовством. Предложение может исходить от мужчины или от женщины или сватовство берут на себя родственники юноши или девушки. Во многих племенах, особенно матриархальных, предложение исходит от девушки. У индейцев пима в штате Аризона девушка стремится таким образом избежать брака с неспособным мужчиной. Ho отбор и здесь не является односторонним: девушка должна доказать матери жениха, какая она хорошая хозяйка.

Ho каковы бы ни были обычаи бракосочетания, как правило, требуется согласие родителей, и у многих племен оно обязательно, прежде всего, у патриархальных, в меньшей мере — у матриархальных. У последних желающий вступить в брак требуется согласие брата матери или сестры отца; в Меланезии — сестры отца. В Меланезии последняя обычно выбирает девушку для своего племянника; если племянник хочет посвататься к девушке, которая не нравится сестре отца, она может возразить против запланированного брака. К таким ограничениям выбора супружеских пар семьями и патриархальными или матриархальными обычаями у многих племен добавляются ограничения, связанные с запретами на брак, так что выбор дозволен лишь в определенном кругу. Таким образом, брак по взаимному согласию это не неограниченная свобода выбора, а только брак, заключенный по взаимному согласию, но в соответствии с господствующими обычаями.

б) Пробный брак.

Пробный брак встречается у многих племен, но цель его, обычно, не в том, чтобы молодые люди проверили, следует им выбрать друг друга или нет, а в том, чтобы молодые проверили, возможен ли счастливый брак между ними. He всякие свободные добрачные связи можно назвать пробным браком. Пробные браки всегда заключаются с соблюдением определенных обычаев, о них объявляется публично, но с тем отличием от других форм брака, что они заключаются с условием, что в случае бездетности или через определенное время они по обоюдному согласию могут быть расторгнуты. Напоминаю, что у многих племен, у андаманцев, индейцев «племени ворона» и у гренландских эскимосов брак считается настоящим лишь после рождения первого ребенка. Время до рождения этого ребенка можно считать временем пробного брака. Сведения о пробных браках у разных племен собрал Вестермарк.

От пробных браков следует отличать временные браки, которые имеют место у отдельных племен эскимосов и жителей Малайских островов, а также в Эфиопии, Иране, Тибете и Японии. Аммиан Mapцеллин сообщал о таких браках у арабов — они и сегодня встречаются у отдельных арабских племен, но не у бедуинов, а только у городских арабоязычных групп, особенно в Мекке. У гавайцев, похоже, раньше заключались временные браки; путешественники принимали их за признаки промискуитета.

в) Брак путем увоза.

Такие браки бывают довольно часто и у многих племен не встречают сопротивления. Поскольку с девушкой обычно заранее договариваются, можно считать такой брак вариантом брака по взаимному согласию. Если же это делается без согласия девушки, то это уже будет похищение. У индейцев омаха браки путем увоза появились в противовес прежним, теперь считающимся устаревшими формами выбора супружеских пар. Браки путем увоза во всех случаях представляют собой форму протеста против ограничений и запретов или способ не платить большой калым или спасение молодой невесты от претендующего на нее старейшины, как это часто бывает в Австралии, на континенте, где власть старейшин особенно сильна.

г) Брак за работу.

Такой брак известен нам из Ветхого Завета — Иаков работал в Харане семь лет, чтобы заслужить Рахиль, дочь Лавана, брата его матери. Это своего рода замена калыма работой на семью невесты. Такая форма брака редко встречается в разных частях света, реже, чем думал Риверс. Ее распространение описал Фрэзер. У североамериканских индейских племен хупа и хидатса юноши часто живут в семье девушки, к которой сватаются, пока не будет выплачен калым; только потом юноша уезжает со своей молодой женой в свою деревню. Такую форму брака еще можно причислить к описываемой категории, хотя жизнь жениха в семье невесты не означает работу на нее. Вообще сообщения о таких браках всегда надо проверять, действительно ли это отработка или просто дружеская услуга. Односторонне экономический подход XIX века, особенно со времен Карла Маркса, привел и этнографию к ложным толкованиям. Преимущественно экономический характер имеет брак за работу у чукчей, коряков и камчадалов. Досрочный разрыв этих отношений может быть формой пробного брака. Переход жениха из своей семьи и со своего места жительства в другую семью, на службу ей, и в другое место жительства, как у малайских племен, на Суматре и Новой Гвинее, и отдельных племен южных морей, и ирокезов и индейцев пуэбло в Северной Америке, у готтентотов и зулусов в Африке может быть результатом матриархальных обычаев, согласно которым место жительства новой семьи определяется женой. В т.н. поздних матриархальных культурах возникают большие семьи, в поселения которых принимают мужчин, намеревающихся жениться, часто для отработки калыма.

д) Брак за калым.

Это самая распространенная форма брака, она встречается при патриархате столь же часто, как при матриархате. Она встречается во множестве разновидностей, так что и в этих случаях надо точно проверять, правильно ли истолковал путешественник обычаи, которые наблюдал, и о какой именно из разновидностей брака за калым шла речь. Во многих областях Земли браку предшествуют денежные или экономические соглашения между семьями жениха и невесты; не всегда такие соглашения указывают на брак за калым. При браке за калым речь может идти о цене невесты, которую жених или его семья должны уплатить семье или роду невесты; противоположный случай — семья невесты дает за ней приданое жениху или его семье; возможен и обмен дарами между семьями, часто дарами скорее символического значения. Если при взаимном обмене дарами калым равен по своей ценности приданному, как у турок, якутов и малайских племен, то никто никого не покупает и не продает. Уплата калыма женихом более частое явление, чем приданное невесте, но и взаимный обмен дарами тоже встречается нередко. В Индии и в Европе распространен обычай выдачи невесты замуж с приданным. У древних германцев происходил обмен дарами между женихом и невестой. Правильное название для германского брака еще предстоит найти. Часто обмен дарами при заключении брака или передача даров одной стороной были знаком взаимной связи двух семей или родов или групп племени, так что нельзя видеть в этом ни покупки, ни продажи, тем более что породнившиеся семьи часто и позже обмениваются подарками.

Настоящая покупка женщин имеет место у киргизов и тунгусов, а также у, возможно перенявших этот обычай у тунгусов, племен Северной Сибири и у отдельных племен калифорнийских индейцев. У гиляков (нивхов) брак все более принимает форму брака за калым, да и раньше покупка была скорее правовой формой заключения брака, нежели просто продажей невесты заплатившему за нее необходимую цену жениху. Цена невесты у киргизов обычно столь высока, что отец, обручив своего сына в 10-летнем возрасте, уже начинает собирать скот, чтобы потом заплатить калым, часто 80 голов и больше.

Ho даже при столь явной форме купли-продажи покупатель не обретает такой власти над женой, как при покупке вещи или домашнего животного. Муж не может продать свою «купленную» жену… Многие формы брака считаются «браком за калым», тогда как на самом деле речь идет об обмене символическими дарами, и никто из участников не воспринимает его как куплю-продажу… Лор пишет, что в Северной Америке есть такие племена, как хидатса в Северной Дакоте или «племя ворона» из группы сиу в штате Монтана, у которых брак за калым считается самой почетной формой заключения брака, разрешенной только самым уважаемым девушкам, но не женщинам, которые уже были замужем. Так что в большинстве случаев брака за калым «покупку» невесты нельзя связывать с представлением об унижении женщин; высокая цена невесты говорит скорее о высоком уважении к невесте и ее семье или, требуя высокую цену, семья невесты показывает, как высоко она ее ценит.

Если цена невесты оказывается слишком высокой для жениха, брак может быть отменен или отложен до уплаты калыма; так возникали поздние браки в племенах, которые практиковали браки за калым. Ho часто большие суммы складывались из взносов всех членов рода жениха. Во многих случаях цена невесты уплачивалась частично при обручении, частично при вступлении в брак; бывали и более поздние выплаты, в частности, при рождении первого ребенка.

Форму брака у индоевропейцев вообще и германцев в частности обычно называют браком за калым. Это доказывал, например, Коша-кер, но он же писал, что эта форма, касающаяся прав на имущество, не имела смысла купли-продажи, что невесту не покупали как скот или как рабыню; хотя эта форма означала, что женщина является собственностью мужчины, но лишь формально, а по содержанию эта собственность определялась целью брака, идеями семьи и рода. И у многих других народов при таких браках следует различать форму и содержание обычаев и законов.

Альфред Шульце доказал, что северогерманский «договорный брак» развился не из брака за калым. Слово «каупа» означало «получить за оказанные услуги». Роды заключали союзы, принося дары. Слово «мундр» означало «дар», т.е. речь не шла о купле-продаже. Герберт Мейер писал, что нарисованная Тацитом картина брачной жизни германцев в целом правильна, что ни у германцев, ни у индоевропейцев вообще не было браков путем похищения и браков за калым. Герберт Мейер подчеркнул, что германский брак давал верное представление об индоевропейском браке, что его можно считать первичной формой нордического индоевропейского брака.

В более поздние времена германцы, согласно отдельным исландским сагам, превратили заключение брака в сделку, перешли к форме брака за калым. Такими были обычаи крестьян в Средние века, такими они остаются и в наше время. Свидетельства приближения брака к сделке Герберт Мейер нашел в правовых документах отдельных германских племен: саксов, англов, лангобардов и бургундов.

е) Брак путем похищения.

С тех пор, как Мак-Леннан, а позже И. Колер и Ф. Мюллер-Лайер предположили, что первоначальной формой брака был брак путем похищения, на эту тему много писали во многих брачных обычаях видели в смягченной форме брак путем похищения. Более тщательные исследования объяснили эти обычаи иначе и доказали, что брак путем похищения был редчайшей формой брака и, может быть, вообще нельзя говорить о нем как о форме брака. Брак путем похищения встречался и встречается в отдельных местах, как при патриархате, так и при матриархате, но большей частью осуждается обычаем. Правда, у отдельных племен похищение невест разрешается обычаем и в этих случаях можно говорить о браке путем похищения, но такие браки нигде и никогда не становились обычной формой брака ни у одного племени, т.е. оставались исключениями. И многие свадебные обряды в разных частях света действительно могут указывать на разрешавшиеся раньше браки путем похищения — многие, но не все. Часто женщин крали’ в ходе войны у побежденного племени, а потом победители принуждали их к браку. Такие браки, по Лоуи, имели место среди индейских племен обширных равнин Северной Америки. Борьба за женщин, которые достаются победителю, наблюдается у эскимосов западного побережья Гудзонова залива. Индейцы Карибских островов раньше крали женщин у индейцев Гвианы. Кража женщин практикуется исламскими племенами островов Ломбок (Зондские острова), и кража их с предварительным уведомлением — у племен Северной Сибири.

Похоже, брак путем похищения невесты всегда как исключение, но никогда как обычная форма брака — встречается у отдельных племен, находящихся на более высоком уровне развития, когда молодежь начинают тяготить прежние формы заключения брака. Мнимое похищение возникло как исключение, в обход выбора, навязываемое молодым обычаем. Ho нельзя назвать ни одного племени, у которого брак путем похищения был бы обычной формой брака. Соседи не потерпели бы такого племени и истребили бы его. Таким образом, брак путем похищения это форма брака, препятствующая самосохранению и возможная только как исключение при особых обстоятельствах.

Обычаи, которые толкуются как «пережитки» браков путем похищения представляют собой, как правило, символические действия, означающие «попадание в плен», переход из одной семьи в другую, из холостого состояния — в женатое. Есть племена, у которых эти символические действия распространяются на лиц обоих полов, но есть и такие, у которых жених должен изображать страх перед женитьбой. У племен роро на Новой Гвинее, племен архипелага Бисмарка и племен газю в Ассаме жених прячется перед свадьбой; у андаманцев отказывается жениться. Элси Парсонс описывает такие обычаи и объясняет их сопротивлением переходу к новой жизни. Сломить это сопротивление призваны различные брачные обычаи, но при них похищают не невесту, а жениха. Р. Турнвальд отметил, что похищение юношей как свадебный обряд встречается на севере Новой Гвинеи, у абхазов жених прячется перед свадьбой, а у современных греков в Южной Македонии жених сопротивляется, когда его тащат к невесте.

В основе всех этих обычае лежит страх перед переменой жизни. А. ванн Гениеп описывает эти обычаи как «переходные обряды». Многие народы и племена очень серьезно относятся к переходу от одного этапа жизни к другому или к переходу в другую группу племени, отсюда и торжественные «переходные обряды»; как рождение человека, переход от детства к юности и от юности к зрелости, как введение в племенное сообщество, принятие нового члена в группу племени, в клан, так и переход из холостого состояния в женатое, избрание вождем, начало и конец путешествия, начало сезона охоты, наконец, переход от жизни к смерти — всё сопровождается переходными обрядами. Многое, что толкуется как пережиток некогда существовавшего брака путем похищения, представляет собой переходный обряд, «путь перехода», и соответствует страху человека перед изменением жизни, перед переходом к необычному, перед новым.

Германцы в отдельных случаях практиковали брак путем похищения. Так Арминий со своим родом увёз Туснельду. Ho эти случаи не означают, что была какая-то древняя ступень браков путем похищения. Германское право различало увоз женщины и ее похищение. Брак путем похищения как форма заключения брака у германцев и индоевропейцев вообще никогда не существовал. Увоз женщины влек за собой месть оскорбленного рода, поэтому Арминий жестоко поплатился за свой поступок.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также