Образы девушек и женщин в произведениях Шекспира

Март 2, 2015 / Комментарии 0

Идеалами, одновременно привлекательными и возвышающими и к тому же близкими народу германского происхождения, могут служить образы девушек и женщин в произведениях Шекспира. Создать такие же мужские идеалы могла бы женщина. На эту тему я прочел в 1937 г. доклад в Шекспировском обществе.

Созданные Шекспиром образы девушек и женщин привлекают не только умы, но и сердца юношей. Я имею в виду такие образы, как Розалинда в «Как вам это понравится», Порция в «Венецианском купце», Оливия в «Что вам угодно» и Корделия в «Короле Лире», отражающие разные этапы душевного развития. Джульетта — образ, не типично шекспировский.

Особенно Порция из «Венецианского купца» со своим сочетанием застенчивости, силы чувства, ясного ума и уверенности госпожи может считаться идеалом в германском смысле. Такова же Оливия, настоящая леди по своим задаткам, еще не осознанным, но уже дающим себя знать даже в полуразвитом состоянии — сугубо германская черта. Себастьян удивляется, как Оливия управляется с грубыми парнями в своем доме, кузеном Тобиасом и его компанией, причем не корча из себя госпожу (корчить из себя господина или госпожу — совершенно не германская черта). У Корделии эти черты принимают форму суровой правдивости и непоколебимого великодушия.

Диапазон женских образов у Шекспира и их характерных черт очень широк, от простой веселости «Виндзорских проказниц» до спокойного величия Внргилии, жены Кориолана, и героической суровости Волумнии, матери Кориолана. И такие образы как жена короля в «Ричарде II» и Гермиона в «Зимней сказке» могут считаться идеальными, но прежде всего это Порция, жена Брута в «Юлии Цезаре», совершенное воплощение нордического возвышенного стоицизма.

Я понимаю, что эти образы для многих мужчин не являются наилучшим дополнением, но в целом женские образы Шекспира большей частью соответствуют тому идеалу, которым должны руководствоваться при выборе жен германские мужчины.

Идеальные образы можно, конечно, найти также в исландских сагах и в немецкой поэзии, но широким слоям немецкого народа более доступны сценические образы. К тому же ни у одного из поэтов нет таких ярких женских образов, как у Шекспира.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также