Моногамия

Самая частая форма, независимо от ступени развития, это моногамия — это особенно подчеркивают Гребнер, Вестермарк и В. Шмидт. У большинства охотничьих и земледельческих племен, находящихся на низшем уровне, преобладает моногамия, равно как у племен Индонезии. Ho на этой низшей ступени, как и во многих случаях на более высокой ступени развития всегда возникает вопрос, является ли моногамия как фактической, так и принципиальной формой, т.е. вызвана ли моногамия какого-то племени, главным образом, экономическими причинами или она соответствует нравственным убеждениям этого племени и объясняется, главным образом, ими. Возможна фактическая моногамия, при которой разные формы полигамии не считаются аморальными и принципиально не отвергаются. Обстоятельно этот вопрос еще не изучен.

Первобытные условия существования и малочисленность группы людей, конечно, благоприятствуют моногамии, из чего можно сделать вывод, что формой брака у палеолитических человеческих стад была моногамия или преимущественно моногамия. Этому способствовало и преобладание мужчин, которое могло быть вызвано разными обстоятельствами. «Естественным» это преобладание не является. Хотя называются такие цифры пропорционального соотношения полов среди новорожденных, как 105:100, т.е. на 105 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек, но среди мальчиков смертность выше, поэтому позже соотношение выравнивается. Поэтому при обсуждении вопроса о причинах происхождения разных форм брака следует исходить из соотношения 100:100. Внесение обстоятельства — нездоровый образ жизни, болезни, несчастные случаи, эпидемии, войны и т.д. — могут повысить смертность людей того или иного пола. Небольшие различия в собственность отдельных семей или соплеменников благоприятствуют моногамии как и бедность вообще. К тому же у племен охотников и собирателей когда мужчины занимаются, главным образом, охотой и рыбалкой, а женщины собирают растительную пищу и ловят мелких животных, скудная пища, которую не всегда можно достать, не позволяет мужчине содержать нескольких жен и их детей.

Моногамии способствует и ревнивость женщин. При этом следует помнить, что душевные связи между супругами отличаются богатством чувств уже у первобытных племен; взаимную привязанность мы наблюдаем и в животном мире. Моногамия вырастает из глубокой, исключительно душевной связи двух людей разного пола, а не объясняется стесненными внешними обстоятельствами, поэтому она часто встречается и среди народов, у которых преобладает моногамия, и среди племен, у которых преобладает групповой брак. Я уже приводил взятый у В. Фильхнера пример Тибета. Более высокий уровень развития цивилизации, особенно расслоение и экономическое развитие племени, могут, с одной стороны, привести к появлению многоженства, а с другой — к утонченности душевной жизни, что благоприятствует моногамии. Ho более высокий уровень развития цивилизации часто приводит и к ослаблению или исчезновению заветов сохранения чистоты для женщин и воздержания для мужчин. Правда, мужчине достаточно кратковременной половой связи с женщиной, чтобы он понял, что другие ему уже не нужны.

В первобытных племенах мужчина часто находит сердечное сочувствие ближних только в своей семье, поэтому он желает, чтобы его семья была как можно больше, чтобы у него было несколько жен и много детей. Крестьяне называют «дружбой» родство — это указание на ту ступень развития цивилизации, когда люди могли ожидать признания дружеских чувств только от членов своего рода. На более высоком уровне развития мужчина часто находит друзей и вне семьи, поэтому ему достаточно одной жены и небольшой семьи. На примитивном уровне и на ранних стадиях развития народов большое число детей обычно способствует укреплению домашнего хозяйства, обеспечивает мужчине уважение и власть, поэтому он стремится иметь много детей от нескольких жен. На более высоком уровне развития число детей теряет свое значение. В Европе XIX века для городского населения дети перестали быть «благословением», а стали «обузой».

Об утончении отношений между полами как об основе моногамии уже говорилось. Одухотворенность может в конечном счете стать настолько высокой, что мужчина или женщина находится свое дополнение только в одном человеке, в его духовных качествах. Молодость или красота женщины, которые привлекают мужчин тех народов, у которых преобладает многоженство, перестают быть ее единственным или главным привлекательным качеством. Там, где женщины высших слоев избавлены от работы, они дольше сохраняют молодость и красоту, а в одухотворенной цивилизации душевные качества ценятся выше. Ho чрезмерная утонченность в чувствительность тоже опасны: мужчина и женщина могут счесть самих себя и свою любовь самоцелью. Так возникает «романтическая любовь», лучше всего изображенная в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» как проявление крайнего индивидуализма. Для обоих этих людей их слияние — смысл жизни, все окружающее кажется им несовершенным, дух, стремящийся постичь суть, должен его отрицать. Трудно представить себе Тристана и Изольду как супружескую пару, имеющую детей. Здесь уже стирается грань между жизнью и враждебным отношением к жизни.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также