Формы брака

Март 1, 2015 / Комментарии 0

Разные формы брака образуются в зависимости от того, сколько людей разного пола вступает в брак. Эти формы. I) моногамия, II) полигамия, III) групповой брак.

I) Моногамия — постоянная связь двух людей разного пола.

П) Полигамия — связь одного человека с несколькими супругами иного пола. Это может быть:

а) многоженство — брачная связь одного мужчины с несколькими женщинами

б) многомужество — брачная связь одной женщины с несколькими мужчинами.

Об особой форме многоженства, браке одного мужчины с сестрами, сорорате, я уже говорил, равно как о левирате, браке мужчины с женой его умершего брата. Этот мужчина может стать многоженцем, если он уже женат. Мак-Леннан считает левират пережитком первоначального брака одной женщины с несколькими братьями. Я уже показал, что такое толкование не выдерживает критики.

Многомужество существует в двух формах: браке женщины с несколькими братьями или мужчинами, не являющимися братьями. Первую форму Мак-Леннан называет тибетской, вторую — наирской, от племени наири (найяр) в Южной Индии. При второй форме мужья не обязательно должны находиться в родстве друг с другом. Брак одной женщины с несколькими братьями фон Уйфалви обнаружил у племени кулу в западных Гималаях: от четырех до шести братьев были женаты на одной женщине; их дети говорят о старших и младших отцах. Такая же форма брака существует в Тибете и у пастушеского племени тода в Южной Индии: самый старший брат женится на женщине, а потом остальные вступают с нею в брак в порядке старшинства. У тода если младший брат женится, то и его жена вступает в брак с остальными братьями, то есть, получается групповой брак. У племени наири если мужчина вступает в брак с женщиной, то она после этого вступает в половые отношения и с другими мужчинами, которые не обязательно находятся в родстве друг с другом. Герберт Мюллер называет наирскую форму брака «ярко выраженной формой эндогамной полиандрии». У племени наири она связана с матриархатом. Под влиянием соседних племен такое многомужество у наири сегодня быстро исчезает, но не счет родства по матери и не господство брата матери в семье. Такие формы брачных отношений следует называть многомужеством, если все участвующие в них мужчины рассматриваются как супруги, но и в этом случае можно различать основную брачную связь и несколько побочных. Сделать решительный вывод в этом случае трудно, потому что при матриархальных сильных порядках, как у наири, происхождение детей определяется только по материнской линии, тогда как при патриархате происхождение от главного супруга, вероятно, отличается от происхождения от побочных мужей. Похоже, многомужество наирского типа раньше было шире распространено в Южной Индии. Сообщения о нем имеются с XV века, более надежные сведения были получены в результате путешествия Бьюкенена в начале XIX века.

Многомужество у тибетцев описал В. Фильхнер: «У жителей Тибетского нагорья господствует полиандрия, т.е. одна женщина является одновременно женой нескольких мужчин. Из этого следует, что здесь никогда не бывает настоящих вдов. При заключении брака женщина получает от своего избранника и от своих подруг денежные подарки, которые делают ее в какой-то мере независимой от мужчин. Однако в полиандрических браках всегда участвуют только братья мужа. В брачном договоре четко говорится, что при вступлении в брак старшего брата его младшие братья, перечисленные поименно, вступают в брак одновременно с ним. Если это условие четко не оговорено, то младшим братьям предоставляется свобода выбора. Дети от полиандрического брака всегда считаются детьми самого старшего брата. Дети зовут его «отцом», а его братья — «дядей». Если полиандрический брак остается бесплодным, заключается новый брак, в котором опять-таки могут автоматически участвовать все братья. Дети от этого брака называют первую, т.е. бесплодную жену «большой мамой», а вторую — «малой мамой». Полиандрический барк не является принудительным, так как младшие братья не обязаны вступать в него. Женщина, которая вступает в брак со старшим братом, тоже может отказаться считать мужьями других мужчин. Полиандрия объясняется большой нехваткой женщин. Ho в ней есть и своя хорошая сторона: благодаря ей собственность закрепляется за отдельными семьями, т.е. остается в одних руках».

Из этого описания мы видим, что у тибетцев многомужество существует на ряду с моногамией, а при бездетности полиандрического брака появление второй жены превращает брак в групповой. Таким образом, сосуществуют три формы брака. Из описания Фильхнера неясно, почему в Тибете постоянно не хватает женщин.

Согласно Фолсому, многомужество встречается только у тибетцев-земледельцев, но не у кочевников. Лоуи сообщает о многомужестве у некоторых эскимосских племен.

На Маркизских островах существует многомужество, при котором один из мужей одной женщины имеет более высокий ранг, чем остальные.

III) Групповой брак, менее удачно называемый также «общинным браком», это брачный союз группы, в которую входят минимум по два человека каждого пола и в рамках которой каждый мужчина связан с каждой женщиной брачными правами и обязанностями. По Вестермарку, групповым браком следует называть связь определенного ограниченного числа людей (как правило, состоящих в родстве) одного пола с соответствующим числом людей другого пола. Первое определение этого термина принадлежит Грау. Турнвальд называет групповым браком постоянную связь множества мужчин со множеством женщин.

Термин «групповой брак» предложил Льюис Генри Морган, о теориях которого я еще буду говорить подробно. Иногда групповой брак называют браком «пуналуа», используя гавайское обозначение определенного вида связи между полами. He говоря о том, что это слово имеет в гавайском языке и другие значения, т.н. брак пуналуа на Гавайях не является групповым браком, а внебрачным участием в половых связях определенных родственников, например, братьев мужа или сестер жены.

Групповые браки или связи, которые позже стали называться групповыми браками, известны уже с XV века по рассказам многих путешественников, которые посещали племя наири (найяр) в Южной Индии.

Возможно, сообщения Геродота (IV, 164, 180) об агафирсах и бедуинах основаны на рассказах о действительных или предполагаемых групповых браках среди этих племен. Сообщение в «Галльской войне» Цезаря (V, 14) о том, будто древние бритты «имели по 10 или 12 общих жен, причем обычно братья с братьями и родители с детьми» вызвано, очевидно, непониманием иных форм брака, отличных от группового. В новейшее время только Л.Г. Морган привлек внимание исследователей к вопросу о групповом браке. Вопрос о сути и характерных формах групповой брака и сегодня нельзя считать решенным, как показывает и работа Грау. Еще Морган, как доказал Грау, назвал «групповым браком» несколько различных форм брака, и эта многозначность термина до сих пор вносит путаницу. Часто внебрачные связи или временные, допускаемые обычаем в определенных случаях половые связи рассматривались как «групповой брак». Ho внебрачные связи существуют наряду с основным браком и могут приниматься во внимание только при определенных условиях, тогда как при групповом браке каждый из мужчин и каждая из женщин, участвующих в нем, состоят в основном браке. Лучший пример группового брака — т.н. брак «пиррауру» у племени диери (Центральная Австралия). Однако слово «пиррауру» или «пирраунгару» используется этими австралийцами и для обозначения других половых связей, так что его лучше избегать, как и слова «пуналуа». Именуемую так в этнографии форму брака, может быть, лучше называть «братской полигамией». Причина её возникновения в том, что старые вожди часто имеют по несколько, даже до 20 молодых жен, а молодым людям не хватает молодых женщин. При браке пиррауру речь идет о «праве братьев и сестер на брачные наслаждения», как пишет Турнвальд, причем право побочного супруга ограничивается временем отсутствия основного, а его жена может иметь только одного побочного супруга, в то время как её муж может иметь нескольких пиррауру. Малиновский не считает брак пиррауру групповым браком. Грау полагает, что настоящий групповой брак существует у чукчей, у племен кулу в Северной Индии, у пастушеского племени тода в горах Нилгорь (Южная Индия), у племен Центральной Австралии, у племен банаро и массим на Новой Гвинее и у ова-гереро в Юго-Западной Африке. Кроме того, Грау считает возможным, что в прежние времена групповой брак существовал и на Гавайях.

Пример группового брака среди лиц европейского происхождения — общинный брак одной христианско-коммунистической общины, групповой брак библейских христиан с ручья Онейды (округ Мэдисон, штат Нью-Йорк). Сами члены общины Онейды называли эту форму брава «комплексной». Эта христианская секта учила, что исключительное обладание людьми столь же недопустимо, как исключительное обладание вещами, поэтому в их общине каждый мужчина был женат на каждой женщине. Община Онейды была основана в 1847 году, групповой брак в ней отменен в 1879 году.

Риверс готов признать формы брака у тода в Индии и арибана и диери в Центральной Австралии групповым браком, прочие же случаи считает сомнительными. Он полагает, что групповые браки могут быть довольно распространенными, если понимать под браком только половую связь. Если же брак это законная форма, которая определяет положение детей, то описанные случаи неоднозначны, и скудость сведений не позволяет сделать четкие выводы.

Ранее Риверс пытался объяснить форму брака у тода сочетанием многомужества с многоженством. Такие колебания в оценке формы брака у этого племени объясняются тем, что тода в новейшее время изменили их форму брака. До подчинения Индии британской администрации, у тода был обычай убийства новорожденных девочек. Если на одной из немногих оставшихся в живых девочек женился мужчина из её племени, то все братья этого мужчины могли также вступить в брак с нею. Родившиеся от общей жены дети считались детьми того мужчины, который был связан с этой женщиной определенным обрядом. Обычно это был самый старший брат. После рождения двух или трех детей следующий по старшинству брат вступал в такую же связь с этой женщиной, и следующие дети считались его детьми, а потом эта женщина таким же образом вступала в связь с третьим братом. После того, как британская администрация запретила обычай убийства новорожденных девочек, число желающих вступить в брак девушек возросло, так что теперь группа братьев могла жениться не на одной девушке, а на группе сестёр. Когда мужчина народа тода женится на девушке из этого народа, то предполагается, что она может стать и женой его братьев, и эти братья могут также жениться на её сестрах. Таким образом, можно считать вслед за Риверсом, что у тода многомужество сочетается с многоженством. Ho лучше всего назвать этот результат групповым браком. Ho наряду с этими групповыми браками у тода продолжают существовать и прежние формы многомужества, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями. Полигамия в форме многоженства или многомужества существует у одних и тех же племен наряду с моногамией и нигде и никогда не является единственной формой брака. У тода тоже есть и моногамия, и полигамия.

Обычаем дозволяются и внебрачные связи замужней женщины с одним возлюбленным, «легальным любовником», как называет его Декан. Часто это защитник женщины в отсутствии её мужа. Муж этой женщины, согласно обычаю, тоже может быть законным возлюбленным другой женщины, но это еще не групповой брак, и такие отношения нельзя называть, как предлагает Декан, «суженной формой группового брака» или «смягченной полиандрией».

В некоторых частях Меланезии наряду с моногамией существуют половые связи с «сёстрами» жены как с группой, но «братья» и «сестры» здесь означают не родство в европейском понимании, а в смысле классификационных обозначений родства, о которых я буду говорить позже. Эти понятия охватывают гораздо более широкий круг людей, так что возникает вопрос, можно ли еще называть освященные обычаем половые отношения столь больших групп «групповым браком». Риверс предпочитает называть такие отношения моногамией в сочетании с «сексуальным коммунизмом», причем Риверс употребляет это выражение в смысле промискуитета.

У племени массим на Новой Гриве все члены «братства» имеют право на жен своих товарищей. Риверс задает вопрос, как это лучше назвать: «групповым браком или конкубинатом?

Я не хочу сейчас углубляться в эти вопросы, так еще буду говорить о групповом браке, когда пойдет речь о происхождении человеческого брака. Следует, однако, твердо запомнить, что под групповым браком ни в коем случае нельзя понимать свободные, незаконные связи. Это связи законного характера, с определенными правами и обязанностями, связи, которые определяют и положение детей. Там, где действительно господствует групповой брак, эта форма брака подчинена определенным законам и обычаям, как и заключение подобных браков. О групповых браках племен центральной Австралии голландский исследователь Ньювенгейс сообщает со слов миссионеров, что они отличаются прочностью и серьезностью отношений.

Вот все, что можно сказать о прошлых и возможных формах брака. Остается открытым вопрос, можно ли причислять к формам брака и внебрачные отношения. Побочным браком называются регулируемые законом или обычаем отношения типа группового брака, но они допускаются лишь в определенных случаях. Может быть, у массагетов были такие внебрачные формы — на это указывает одно место у Геродота (I, 215). Возможно также участие родных или двоюродных братьев в половой жизни супружеской пары или группы супругов в полигамном браке, особенно при ярко выраженных матриархальных отношениях и при совместном проживании родственников, когда большая семья увеличивается до размеров племени.

И преемственная полигамия, полигамия с временной последовательностью моногамных браков, тоже может быть упомянута как одна из форм брака, как разновидность полигамии. Она появляется там, где браки непрочны и легче расторгаются, где отдельные люди могут несколько раз вступать в брак, и общество не возражает. Такая полигамия с чередованием во времени моногамных браков чаще встречается у племен ярко выраженного матриархального типа. Она часто способствует и сохранению семей. Так у эскимосов Гренландии замужняя женщина не может протестовать против женитьбы ее мужа на другой женщине, если она сама бездетна или не может или не хочет больше рожать детей и если ее муж может прокормить более многочисленную семью. Ho при таких браках первая жена остается более уважаемой. Можно ли назвать многократные разводы и повторные браки мужчин и женщин в странах Западной Европы и Северной Америки полигамией во временной последовательности, сомнительно, так как понятие «преемственная полигамия» включает в себя обязательное подчинение обычаю, которым определяется такая форма брака. Повторные браки разведенных мужчин и женщин в странах Запада это симптомы разложения прежних нравственных устоев, которые предполагали заключение моногамных браков на всю жизнь.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также