Субъективная оценка респондентами макросоциальных ресурсов

Роль макросоциальных ресурсов, значимых для изучаемого этнического меньшинства, была прослежена нами лишь в отношении одной из исследуемых групп — жертв массовых политических репрессий. Согласно закону Республики Казахстан от 14 апреля 1993 г. «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» признаны незаконными акты репрессий и депортаций как отдельных граждан, так и целых народов. Постановлением правительства PK № 1040 от 26 октября 1993 г. была утверждена Государственная программа этнического возрождения немцев в Республике Казахстан. В последующем Постановлением правительства № 639 от 23 апреля 1997 г. были приняты дополнительные к программе мероприятия. Факт принятия такой программы стал прецедентом поддержки ранее депортированного народа — этнических немцев. В первую очередь это решение было продиктовано стремлением создать условия для закрепления немцев в Казахстане в связи с массовой эмиграцией в Германию.

В связи с проявленной инициативой казахстанского правительства по закреплению немцев между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германии 31 мая 1996 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве по поддержке граждан Республики Казахстан немецкой национальности». Согласно статье 3 указанного «Соглашения…» «Правительство Республики Казахстан будет продолжать реабилитацию казахстанских граждан немецкой национальности и будет надлежащим образом учитывать интересы казахстанских граждан немецкой национальности в рамках действующего и принимаемого в будущем законодательства по компенсации, социальной и медицинской поддержке жертв политических репрессий и трудоармейцев».

Несмотря на то что данная программа не была подкреплена какими бы то ни было финансовыми и материальными ресурсами со стороны Казахстана, она явилась по сути документом, регламентирующим соответствующую материальную поддержку со стороны Германии. Таким образом была сформирована правовая база для предоставления конкретных практических видов помощи, распределяемой соответствующими структурами Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана. Принципы распределения оказываемой гуманитарной поддержки проходят ежегодный пересмотр и утверждение на семинарах для социальных работников.

При определении объема помощи учитываются категории ее реципиентов и специфические критерии. К первой категории лиц относятся трудармейцы с минимальной пенсией, одинокие, инвалиды 1-й и 2-й групп, многодетные семьи с несовершеннолетними детьми, лица, проживающие в неблагоустроенных жилищных условиях. Основанием для оказания помощи для первой категории являются также чрезвычайные ситуации, в том числе пожары и стихийные бедствия. Ко второй категории относятся лица со средней пенсией, инвалиды, проживающие с родственниками, дети-сироты, проживающие в домах и частично благоустроенных квартирах. Третья категория охватывает субъектов с пенсионным доходом, превышающим средний, проживающих вдвоем или с родственниками в благоустроенных квартирах.

Проводя анализ влияния макросоциальной поддержки на психическое здоровье изучаемых респондентов, мы в практических целях объединили виды поддержки, получаемые из разных источников в одну группу. Данные анализа оценок респондентами оказываемой макросоциальной поддержки свидетельствуют о наибольшей удовлетворенности (более 50%) среди женщин такими видами помощи, как «санаторное лечение» (73,2%), «участие в культурных мероприятиях» (68,8%), «получение лекарств из гуманитарных аптек» (58,0%), «получение лекарств по индивидуальным заявкам» (55,0), «подписка и получение газеты DAZ» (54,0%).

Среди мужчин наибольшую удовлетворенность вызвало: «получение продуктовых наборов» (71,4%), «получение лекарств из гуманитарных аптек» (62,8%), «санаторное лечение» (54,7%). Низкую оценку охвата услугой заслужило среди мужчин «получение одежды и постельных принадлежностей» (57,1%), «подписка и получение газеты DAZ» (52,3%), а также «протезирование зубов» (51,2%). Среди женщин негативных ответов, превышающих 50% общей оценки, не наблюдалось. В целом женщины были более удовлетворены охватом оказываемой помощи (суммарный балл удовлетворенности макросоциальной помощью составил у них 2,43±0,95), тогда как у мужчин он был равен 1,97±1,15 баллов.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также