Социокультурная модель психического здоровья

Анализ полученных в данном исследовании результатов позволяет представить следующую этиопатогенетическую схему формирования ППР, опирающуюся на концепцию системы отношений индивида с окружающей средой и идеи о функциональных возможностях психической деятельности человека. В рамках такого подхода здоровье и болезнь, в данном случае ППР, могут быть представлены как результат многокомпонентных процессов и многоэтапных реакций приспособительной направленности (рис. 3).

В качестве пускового момента процесса, который позднее может быть оценен как патогенный или саногенный, может выступать любое физическое, биологическое, психологическое или социальное воздействие. Называть его на этом этапе патогенным неправомерно, поскольку только в процессе внутриличностной переработки оно может приобретать негативный для данного индивида характер.

р3

Фактор, воздействующий на человека, оказывает влияние на нескольких уровнях. Во-первых, на уровне биологического состояния организма. Наличие отягощенной наследственности, врожденных аномалий со стороны органов и систем, нарушений их деятельности вследствие болезней всегда снижает функциональные возможности организма. Второй уровень восприятия любого воздействия — уровень психического состояния и психологических свойств личности.

Адаптационные возможности индивида здесь соотносятся с особенностями его эмоциональной сферы, мыслительной деятельности и поведенческой активности. Через конституциональные и нейродинамические характеристики прослеживаются связи с биологическим субстратом. Другая часть личностных особенностей определяется влиянием социальных условий (характером воспитания, ранним опытом социализации и др.).

Негативное для личности содержание воздействия может быть также связано с непредсказуемыми особенностями конкретной ситуации, часто носящей случайный характер. Именно в эту категорию могут быть отнесены обстоятельства исключительно угрожающего или катастрофического характера, вызывающие состояние дистресса почти у любого человека, столкнувшегося с ними. Наиболее частым клиническим оформлением последствий таких ситуаций является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Результаты воздействия природных и социальных факторов на психическую и соматическую сферы организма, прежде чем вызвать его определенную реакцию, реализуются, по нашему представлению, через плоскость социокультурной среды. Именно этот буферный уровень предполагает систему мощных противовесов, нейтрализующих потенциально стрессирующие факторы воздействия и повышающих индивидуальный уровень функциональной устойчивости личности и организма в целом.

Протективная роль социокультурной среды обеспечивается, на наш взгляд, смысловым характером ее сложной структуры, представляющей собой находящуюся в динамическом равновесии систему взаимосвязанных по многим составляющим контекстов (рис. 4).

р4

Так, в широком содержании макросоциального контекста обобщены такие категории, как политико-экономическая ситуация в обществе, доминирующие социальные нормы и ценности, уровень развития социальной инфраструктуры, системы общественного здравоохранения и психологической помощи, жилищно-бытовые и материальные условия жизни. Микросоциальный контекст, понимаемый как ближайшее окружение индивида, связанное с ним системой родственных, дружеских, соседских, общинных и коллегиальных отношений, играет важную роль психологической и инструментальной поддержки, выполняя функции сети непрофессиональной помощи.

Семейный контекст определяется возможностями получения естественной социальной и психологической поддержки в структуре гармонично функционирующей семьи, которая не только является первичной средой социализации личности, но и создает идеальные условия для формирования и проявления важных противоположно направленных личностных качеств — автономии и единения. Этнокультурный контекст связан с усвоением личностью в процессе вертикальной и горизонтальной трансмиссии присущих конкретной культуре национальных, этнических и религиозных особенностей миропонимания и поведения и соотносится с такими понятиями, как менталитет, этническая идентичность, национальные традиции, вера, обряды и обычаи, родной язык и другие. В процессе усвоения групповых норм и ценностей здесь формируется индивидуальный образ мира, который проявляется в устойчивых представлениях и суждениях о жизни и бытии, о собственном месте и роли в жизни.

Преломляясь сквозь плоскость социокультурной среды, многие факторы, несущие деструктивный для индивидуального и общественного здоровья заряд, значительно уменьшают свою интенсивность и актуальность. При снижении буферных возможностей социокультурной среды в области одного из контекстов или в случае доминирования в его содержании негативных и определенно агрессивных тенденций роль защитных функций остальных структур компенсаторно возрастает. Однако стоит принять во внимание, что протективные возможности социокультурной среды не в состоянии обеспечить полной защиты личности от стрессовых влияний.

Патогенный или непатогенный характер воздействия определяется именно на этапе индивидуальной оценки ситуации, где основополагающую роль играет система отношений личности с окружающей средой. Восприятие воздействующего фактора как высоко значимого для системы отношений личности и оценка его с позиции высокой степени угрозы по отношению индивида к самому себе нарушает самосознание личности и ведет к появлению эмоционального напряжения и сбою в системе саморегуляции.

Помочь привести в функциональное равновесие разбалансированную в результате влияния теперь уже патогенного фактора систему нарушенных отношений личности призвана деятельность компенсаторно-приспособительных механизмов. Среди них можно выделить механизмы психологической защиты как неосознанные реакции личности, направленные на изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений с целью ослабления их психотравмирующего влияния на самоотношение личности. Предохраняя сознание от болезненных переживаний, они таким образом снижают эмоциональное напряжение и обеспечивают состояние относительной адаптации.

Более конструктивную, деятельную роль играют механизмы совладания, представляющие собой сознательные и активные усилия личности, направленные на овладение проблемой и ее преодоление. Реакции совладания могут быть нацелены на изменение окружающего мира, собственной личности или на то и другое одновременно. Оценка степени конструктивности стратегий совладания в различных обществах носит относительный характер в силу ее тесной связи с особенностями социокультурной среды и должна производиться только по результатам успешности самого приспособительного процесса.

Следовательно, эффективное применение адаптивных компенсаторно-приспособительных стратегий обеспечивает снятие эмоционального напряжения, восстановление функционального равновесия в психическом и физическом состоянии индивида. При обращении личности к неадаптивным защитным механизмам и стратегиям совладания происходит непосредственное формирование ППР через состояние выраженной психической дезадаптации либо через развитие неклинических психодезадаптационных реакций, которые под воздействием новых патогенных ситуаций могут приводить к более позднему возникновению ППР.

Иначе говоря, деятельность компенсаторно-приспособительных механизмов как способствует активации личностных и социальных адаптационных ресурсов, так и выступает в роли детерминирующих, усугубляющих или провоцирующих воздействий в развитии пограничных состояний. Социокультурная среда, в свою очередь, способна усиливать или уменьшать субъективную тяжесть объективно болезненного состояния или состояния здоровья в восприятии индивида, формируя, таким образом, его индивидуальные эмоциональные, когнитивные и поведенческие реакции патогенной или саногенной направленности.

В заключение важно отметить, что формирование ППР является сложным многозвенным процессом, патологический характер которого в большинстве случаев определяется не только недостаточностью индивидуальных биологических и психологических механизмов адаптации, но и функциональным несовершенством тех или иных контекстов социокультурной среды, которая обладает большим протективным потенциалом в отношении функционирующей в ней личности. Следовательно, стратегия и тактика помощи и профилактики должна строиться с учетом механизмов прицельного воздействия на звенья и этапы этиопатогенеза ППР.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также